Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Курчевской С.В, судей Матушкиной Н.В, Харитонова А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному казённому учреждению города Москвы "Городской центр жилищных субсидий" о признании отказа в предоставлении субсидии незаконным, обязании назначить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг
(номер дела, присвоенный судом первой инстанции, N2-8309/2019)
по кассационной жалобе ФИО1 на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 06 августа 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 14 февраля 2020 года.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Курчевской С.В, объяснения представителя ответчика ФИО4, возразившей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к ГКУ "Городской центр жилищной субсидии" о признании отказа незаконным, в предоставлении жилищных субсидий, выплате субсидий за пропущенный период с августа 2018 года по настоящее время, мотивируя свои требования тем, что 21.07.2018 и 14.09.2018 ответчиком незаконно было отказано в предоставлении субсидии. Основанием для отказа в предоставлении субсидии послужило непредставление полного комплекта документов, подтверждающих доходы членов семьи, а именно доходы супруги (ФИО5). Ссылаясь на то, что подавал заявление N и N с приложением к заявлению всех необходимых документов, включая справку ФИО5 от Департамента труда и социальной защиты, истец обратился в суд с вышеуказанными требованиями.
Решением Мещанского районного суда г. Москвы от 06 августа 2019 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному казённому учреждению города Москвы "Городской центр жилищных субсидий" о признании отказа в предоставлении субсидии незаконным, обязании назначить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выплатить субсидию за пропущенный период отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским Московского городского суда от 14 февраля 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с постановленными судебными актами, ФИО1 обратился во Второй кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос об их отмене, как незаконных и необоснованных, и принятии по делу нового решения об удовлетворении иска в полном объеме. Заявитель жалобы указывает, что судами допущено нарушение норм материального и процессуального права, а выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, не учтено, что ФИО5 является безработной, а ответчик требовал предоставления документов, не предусмотренных законом. Неправомерно не приняты во внимание доводы истца и представленные в подтверждение им своей позиции доказательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ответчика, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом. На основании ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений районным судом и судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела по доводам жалобы и материалам дела допущено не было.
Разрешая требования, суды правильно руководствовались нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
В соответствии с ч. 1, 5 ст. 159 ЖК РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Распоряжением Правительства Москва от 13 мая 2015 года N 246-РП на ГКУ "ГЦЖС" возложена организация и выполнение работ по предоставлению граждан жилищных субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг в городе Москве.
Порядок предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан установлены Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" и Административным регламентом "Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", утвержденным постановлением Правительства Москвы от 27 марта 2012 года N 111-ПП".
Согласно подп. "д" п. 8 Правил для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил (далее - заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов, подтверждающих доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии. Для подтверждения доходов индивидуального предпринимателя представляются документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для избранной им системы налогообложения.
Совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии (пункт 32 Правил).
Согласно подп. "ж" п. 1 Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года N 512, при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе алименты, получаемые членами семьи, в том числе оплата работ по договорам, заключаемым в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Действующее правовое регулирование отношений по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой субсидии, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия соответствующего решения (о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении) по заявлению обратившегося гражданина.
Проверив соответствие действий ответчика нормам действующего законодательства, административного регламента, а также установив, что заявителем не были предоставлены необходимые документы о членах семьи, а именно на супругу истца ФИО5 не был представлен документ, подтверждающий доходы члена семьи заявителя (или их отсутствие), суды пришли к выводу о законности оспариваемых истцом отказов и об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Отсутствие у граждан доходов согласно п. 48 Методических рекомендаций, утв. приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 года N 1037/пр и Минтруда России N 857 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761" подтверждается документами об отсутствии выплаты всех видов пособий по безработице и других выплат (для имеющих статус безработного), справкой об отсутствии стипендии (для граждан до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования по очной форме обучения), либо документами, подтверждающими принадлежность гражданина к категории лиц с отсутствием или ограничением возможности трудоустройства (лица, содержащиеся под стражей; находящиеся в розыске; находящиеся на длительном стационарном лечении; матери, осуществляющие уход за ребенком до трех лет; неработающие трудоспособные лица, осуществляющие уход за нетрудоспособными гражданами, детьми-инвалидами и получающие компенсационные выплаты по уходу; беременные женщины со сроком беременности не менее 28 недель; многодетные матери (отцы), воспитывающие трех и более несовершеннолетних детей).
Выводы судов соответствуют нормам материального права и установленным обстоятельствам. Кассационная жалоба не содержит указания на обстоятельства, которые не были учтены и оценены судами нижестоящих инстанций, и могли бы повлиять на принятое решение.
Несогласие с выводами суда, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, и аргументы, направленные на иную оценку доказательств по делу, основанием к отмене решения суда и определения судебной коллегии в кассационном порядке являться не могут, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
При рассмотрении дела районным судом и судом апелляционной инстанции не допущено существенных нарушений норм процессуального права, повлекших вынесение незаконных судебных постановлений, а также нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов. Выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Мещанского районного суда г. Москвы от 06 августа 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 14 февраля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.