Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Курчевской С.В, судей Матушкиной Н.В, Патронова Р.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Торопецком районе Тверской области (межрайонное) об обязании произвести перерасчет пенсии с учетом стажа работы в республике Беларусь и индексации пенсии с 1 мая 2011 года
(номер дела, присвоенный судом первой инстанции, N2-121/2019)
по кассационной жалобе ФИО1 на решение Торопецкого районного суда Тверской области от 23 августа 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 24 декабря 2019 года.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Курчевской С.В, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торопецком районе Тверской области о перерасчете пенсии по старости с учетом стажа работы в Республике Беларусь и индексации новой пенсии с 01 мая 2011 г. Свои требования мотивирует тем, что с 01 мая 2011 г. ему назначена пенсия в соответствии с пунктом 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" за работу с тяжелыми условиями труда и пунктом 1 статьи 23 Договора от 24 января 2006 г. между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения в размере 4180 руб. 39 коп. Полагает, что пенсионным органом неверно исчислен размер пенсии, поскольку при подсчете не был учтен период работы в Республике Беларусь. Поскольку его страховой стаж в Российской Федерации составляет менее 25 лет (20 лет 4 месяца), то подсчет пенсии должен производиться согласно статье 12 Договора, а именно, с учетом стажа приобретенного на территории Республики Беларусь. Таким образом, при подсчете пенсии должен учитываться стаж работы не 244 месяца, а 319 месяцев и размер пенсии должен быть, согласно представленному им расчету, 5419 рублей 98 коп. Просил обязать ответчика произвести перерасчет пенсии с учетом стажа работы в Республике Беларусь, проиндексировать новую пенсию с 01 мая 2011 г. и выплатить ее.
Определением суда от 04 июля 2019 г. произведена замена ненадлежащего ответчика ГУ - УПФР в Торопецком районе Тверской области на надлежащего: Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Торопецком районе Тверской области (межрайонное) (далее - УПФР в Торопецком районе Тверской области (межрайонное), пенсионный орган, ответчик).
Решением Торопецкого районного суда Тверской области от 23 августа 2019 года постановлено в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Торопецком районе Тверской области (межрайонное) об обязании провести перерасчет пенсии с учетом стажа работы в республике Беларусь и индексации пенсии с 1 мая 2011 года, отказать.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 24 декабря 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Истец обратился во Второй кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение и апелляционное определение отменить, как незаконные и необоснованные, удовлетворить его требования в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом. На основании ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений районным судом и судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела по доводам жалобы и материалам дела допущено не было.
Судом установлено, что ФИО1, 05 июля 1951 года рождения, с 18 января 2008 г. была назначена пенсия по возрасту за работу с особыми условиями труда по Списку N 2 на основании Закона Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении".
В связи с переездом на территорию Российской Федерации ФИО1 А.Е. 18 апреля 2011 г. обратился в УПФР в Торопецком районе Тверской области с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости за работу в особых условиях (Список N 2) и на основании пункта 1 статьи 23 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 г.
Решением УПФР в Торопецком районе Тверской области от 27 сентября 2011 г. N 170 ФИО1 с 01 мая 2011 г. назначена трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2011 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" за работу с тяжелыми условиями труда и пунктом 1 статьи 23 Договора в размере 4180 руб. 39 коп.
Оценивая утверждение истца о том, что при назначении трудовой пенсии по старости ответчик необоснованно в трудовой стаж не включил периоды работы в Республике Беларусь с 13 марта 1992 г. по 18 июля 2008 г, всего 06 лет 03 месяца, что повлияло на размер трудовой пенсии по старости, районный суд, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу, что истцу пенсия с 01 мая 2011 г. рассчитана в соответствии с требованиями закона.
Доводы кассационной жалобы выводов суда не опровергают.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 24 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.Вопросы пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации и Республики Беларусь, проживающих на территориях этих государств, урегулированы Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. (далее - Соглашение) и Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 г, вступившим в силу 29 марта 2007 г. (далее - Договор).
Часть 1 статьи 7 Соглашения предусматривает, что при переселении пенсионера в пределах государств-участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства - участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения.
В соответствии со ст. 10 Договора, каждая Договаривающаяся Сторона назначает и исчисляет пенсию (за исключением социальной пенсии) на основании страхового (трудового) стажа, приобретенного на ее территории, с применением положений настоящего Договора и своего законодательства (пункт 1). При переезде лица, которому назначена пенсия (за исключением социальной пенсии), с территории одной Договаривающейся Стороны на территорию другой Договаривающейся Стороны для проживания выплата пенсии продолжается Договаривающейся Стороной, ее назначившей (пункт 2).
Статья 23 Договора устанавливает следующее:
1. Назначение и выплата трудовой пенсии по возрасту (по старости), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в Республике Беларусь) после вступления в силу настоящего Договора осуществляются в следующем порядке:
1) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией, в соответствии с настоящим Договором;
2) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные после 13 марта 1992 года на территориях Договаривающихся Сторон, каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором.
2. По желанию и на основании заявлений граждан Договаривающихся Сторон им может назначаться и выплачиваться пенсия согласно законодательству Договаривающейся Стороны, гражданами которой они являются, без применения положений настоящего Договора. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Договора при переезде пенсионера с территории одной Договаривающейся Стороны на территорию другой Договаривающейся Стороны для проживания выплата пенсии, назначенной за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 г, по прежнему месту жительства прекращается с месяца назначения пенсии по новому месту жительства пенсионера.
При переезде с территории одной Договаривающейся Стороны на территорию другой Договаривающейся Стороны для проживания пенсионера, имеющего страховой (трудовой) стаж продолжительностью не менее 25 лет (для мужчин) или не менее 20 лет (для женщин), полностью выработанный на территории одной из Договаривающихся Сторон (в том числе в период СССР), по его желанию и на основании заявления выплата пенсии продолжается Договаривающейся Стороной, назначившей пенсию, без применения норм настоящего Договора. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит (пункт 3 статьи 24 Договора).
В силу абзаца 1 пункта 1 статьи 12 Договора подсчет и подтверждение страхового (трудового) стажа для исчисления размера пенсии осуществляется согласно законодательству Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию.
В том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет менее 25 лет у мужчин, исчисление размера пенсии, соответствующего страховому (трудовому) стажу, приобретенному на территории Российской Федерации, производится следующим образом: размер пенсии, определенный согласно законодательству Российской Федерации, делится для мужчин на 300 месяцев и затем умножается на число месяцев фактически имеющегося страхового (трудового) стажа, приобретенного на территории Российской Федерации (в этом стаже период свыше 15 дней округляется до полного месяца, а период до 15 дней включительно не учитывается) (абзац второй пункта 1 статьи 12 Договора).
При разрешении спора суды первой и второй инстанции правильно определили и применили материально-правовой закон, регулирующий спорные правоотношения.
Доводы кассатора об обратном свидетельствуют о неправильном толковании норм права, в том числе норм приведенного международного законодательства.
Истцу, как следует из материалов дела, не зачтены в подсчет стажа для расчета пенсии периоды его работы на территории Беларуси, имевшие место после 13 марта 1992 года, что полностью соответствует Договору, в том числе и статье 10 Договора.
Кроме того, в суде первой инстанции истец пояснял, что за период работы 6 лет и 3 месяца он получает пенсию в Белоруссии.
Расчет пенсии, получаемой в Российской Федерации, произведен с учетом стажа работы до 13 марта 1992 года и всего стажа работы, имевшего место на территории Российской Федерации.
Всем доводам и доказательствам, представленным истцом, судами дана надлежащая правовая оценка.
Доводов, содержащих правовые основания для отмены решения и апелляционного определения, кассационная жалоба не содержит.
Нарушений либо неправильного применения норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, предусмотренных в части 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Торопецкого районного суда Тверской области от 23 августа 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 24 декабря 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.