Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Курчевской С.В, судей Матушкиной Н.В, Патронова Р.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к Министерству энергетики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Администрации городского округа "Александровск - Сахалинский район" об обязании заключения договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья и ее финансирования
(номер дела, присвоенный судом первой инстанции, N2-5342/2019)
по кассационным жалобам Министерства финансов Российской Федерации и Министерства энергетики Российской Федерации на решение Мещанского районного суда города Москвы от 22 июля 2019 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 20 мая 2020 года.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Курчевской С.В, объяснения представителя Министерства финансов Российской Федерации Евгажукова А.Х, представителя Министерства энергетики Российской Федерации Мерзликиной Д.В, поддержавших жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с иском к Министерству Энергетики РФ, Министерству Финансов РФ, Администрации городского округа " "адрес"" об обязании заключения договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья и ее финансирования, мотивируя свои требования тем, что решением Александровск-Сахалинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ иск ФИО5, ФИО1 к Администрации городского округа " "адрес"" о восстановлении в списках работников ликвидированной шахты "Мгачи" удовлетворен. Решением Александровск-Сахалинского городского суда от 14.02.2014г. иск ФИО6 к ФИО5, ФИО1, Администрации городского округа " "адрес"" о восстановлении в списках работников ликвидированной шахты "Мгачи" на получение социальной выплаты за счет субвенции удовлетворен. Не дождавшись получения социальной выплаты, истцы (ФИО2, ФИО1) обратились в Администрацию городского округа "Александровск - "адрес"" с заявлением. В ответ на заявление (обращения) истцов, ответчик (Администрация городского округа Александровск - "адрес") сообщила, что финансирование на осуществление указанной социальной выплаты в бюджет не поступало, в связи с чем, и не был заключен договор о предоставлении социальной выплаты.
Несмотря на отказ ответчика по заключению договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья и ее финансирования, ответчик заключает данные договоры с другими лицами и ведет финансирование через Финансовое управление городского округа " "адрес"". В связи с этим, не согласившись с отказом, истцы просили обязать Администрацию городского округа " "адрес"" заключить с ними (истцами) договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строения) жилья, после финансирования, по рыночной стоимости по региону "адрес", обязать ответчиков Министерство Финансов РФ и Министерство Энергетики РФ профинансировать социальную выплату для приобретения (строения) жилья для них (истцов). ООО "Автовыкуп" обратилось со встречным иском к ФИО7, ФИО8 о признании добросовестным приобретателем автомобиля SKODA OKTAVIA, VIN N, государственный регистрационный знак М2750Н-190, взыскании расходов по оплате государственной полшины в размере 6 000 рублей.
Решением Мещанского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО1, ФИО2 к Министерству Энергетики РФ, Министерству Финансов РФ удовлетворены. Администрация городского округа " "адрес"" обязана заключить с ФИО1, ФИО2 договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строения) жилья, после финансирования, по рыночной стоимости по региону "адрес", Министерство Финансов РФ и Министерство Энергетики РФ профинансировать социальную выплату для приобретения (строения) жилья для ФИО1, ФИО2.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 20 мая 220 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Министерства энергетики Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Не согласившись с судебными актами, представители министерств обратились во Второй кассационный суд общей юрисдикции с кассационными жалобами, в которой ставят вопрос об их отмене как незаконных и необоснованных. Кассаторы ссылаются на то, что судебные акты приняты без учета установленного законом порядка предоставления субсидий, нарушают бюджетное законодательство Российской Федерации. Кроме того, ссылаются на неисполнимость судебного акта в части возложений на министерства обязанности профинансировать социальную выплату в обход установленной процедуры выделения и расходования бюджетных денежных средств.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, письменных возражений на них, выслушав объяснения представителей заявителей жалоб, проверив законность постановления суда апелляционной инстанции по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов в части по следующим основаниям.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Учитывая наличие сведений об их надлежащем извещении, препятствий к рассмотрению дела в их отсутствие не установлено.
В судебном заседании суда кассационной инстанции объявлялся перерыв с 08.10.2020 до 13 часов 00 минут 20.10.2020.
В соответствии со статьей 194 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решением является постановление суда первой инстанции, которым дело разрешается по существу.
Решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Как разъяснено в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Требования к постановлению суда апелляционной инстанции содержатся в ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Оно, в частности, должно содержать обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии постановления, мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле (п. 5 ч. 2 статьи).
Данным требованиям судебные акты в части не соответствуют.
Согласно Федеральному закону от 20.06.1996 г. N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности" финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета.
В соответствии со статьей 2 указанного закона законодательство об особенностях социальной защиты работников организаций по добыче (переработке) угля (горячих сланцев) в целях создания эффективно функционирующих организаций по добыче(переработке) угля (горячих сланцев) основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно статье 5 названного Закона Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации (пункт 3). Финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 20.06.1996 N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности", Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также собственных средств организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) (пункт 2).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2004 N 840 "О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" в Перечень мероприятий входит реализация программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков, в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольны; (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 N 428 "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (далее - Правила), которыми в пункте 5 предусмотрено, что межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации, в том числе, следующих мероприятий: снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности (далее - ветхое жилье); содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого (подпункты а, б).
В соответствии с пунктом 8 указанных Правил, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Пунктом 12 Правил установлено, что орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ решением Александровск-Сахалинского городского суда по гражданскому делу N по иску ФИО5, ФИО1 к Администрации городского округа " "адрес"" иск о восстановлении в списках работников ликвидированной шахты "Мгачи" на получение жилищной субсидии удовлетворен. За истцами было признано право на восстановлении в списках лиц, имеющих право на получение жилищной субсидии за счет субвенций, выделяемых из средств федерального бюджета на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков вместо умершей ФИО9 членов ее семьи: ФИО5, ФИО1
ДД.ММ.ГГГГ решением Александровск-Сахалинского городского суда по гражданскому делу N по иску ФИО2 к ФИО5, ФИО1, Администрации городского округа " "адрес"" иск о восстановлении в списках работников ликвидированной шахты "Мгачи" на получение социальной выплаты за счет субвенций, выделяемых из средств федерального бюджета на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, удовлетворён. За ФИО2 было признано право на восстановлении в списках лиц, имеющих право на получение жилищной субсидии за счет субвенций, выделяемых из средств федерального бюджета на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков вместо умершей ФИО9 членов ее семьи: ФИО5, ФИО1
В соответствии с пунктом 9 Правил размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан).
Право истцов на получение социальной выплаты в порядке, предусмотренном вышеприведенными нормами закона, установлено вышеуказанными вступившими в законную силу решениями Александровск-Сахалинского городского суда. Довод представителя Министерства энергетики Российской Федерации о том, что спорная выплата может предоставляться только при условии выезда граждан из районов Крайнего Севера является ошибочным, так как законодательство, регулирующее спорные правоотношения, не содержит требования о том, что переезд должен предшествовать заключению договора и получению социальной выплаты.
Вместе с тем, принимая решение об обязании Министерства энергетики Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации профинансировать социальную выплату для приобретения (строительства) жилья для истцов, суды не учли следующее.
Согласно пункту 3 Правил субвенции (межбюджетные трансферты) предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков на условиях использования субвенций органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков, в том числе, на финансирование реализации мероприятий, предусмотренных пунктом 5 Правил.
В соответствии со статьей 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации физические лица не являются участниками бюджетного процесса.
Финансирование программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков осуществляется за счет средств федерального бюджета и в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и в пределах утвержденных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств.
Наличие у истцов права на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья не может повлечь за собой обязание Министерства финансов Российской Федерации и Министерства энергетики Российской Федерации выделить денежные средства из федерального бюджета напрямую, минуя установленный законом порядок, а также без учета прав других граждан, включенных в общий список и имеющих право на получение социальной выплаты в установленном законом порядке.
Поскольку фактические обстоятельства установлены судами полно, суд кассационной инстанции полагает возможным, отменяя решение и апелляционное определение в части, принять по делу новое решение об отказе в иске к Министерству финансов Российской Федерации и Министерству энергетики Российской Федерации.
В части возложения на Администрацию городского округа "Александровск-Сахалинский район" обязанности заключить с ФИО1, ФИО2 договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строения) жилья, после финансирования, Администрацией решение и апелляционное определение не обжалуется, по доводам кассационных жалоб Министерства финансов Российской Федерации и Министерства энергетики Российской Федерации оснований для отмены судебных актов в указанной части не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Мещанского районного суда города Москвы от 22 июля 2019 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 20 мая 2020 года отменить в части возложения обязанности на Министерство Финансов Российской Федерации и Министерство Энергетики Российской Федерации профинансировать социальную выплату для приобретения (строительствя) жилья для ФИО1, ФИО2.
Принять в указанной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2 к Министерству Финансов Российской Федерации и Министерству Энергетики Российской Федерации профинансировать социальную выплату для приобретения (строительства) жилья отказать.
В остальной части решение Мещанского районного суда города Москвы от 22 июля 2019 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 20 мая 2020 года оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.