Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Матушкиной Н.В, судей Захаровой С.В, Патронова Р.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское по иску Администрация города Твери к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющей компании "Брусилова" (далее - ООО УК "Брусилова") о признании незаконным бездействия по не устранению замечаний, об обязании устранить замечания, предоставить документы (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-65/2020)
по кассационной жалобе ООО УК "Брусилова" на апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 9 июня 2020 года.
Заслушав доклад судьи Судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Матушкиной Н.В, Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Администрация города Твери в порядке, предусмотренном статьей 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратилась в суд с иском к ООО УК "Брусилова" о признании незаконным бездействия по неустранению замечаний, указанных в акте проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 гг. от ДД.ММ.ГГГГ, возложении на ответчика обязанности в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу устранить замечания и представить в Департамент ЖКХ и строительства Администрации г. Твери документы, подтверждающие отсутствие задолженности за потребленную тепловую энергию перед теплоснабжающей организацией, предусмотренные подпунктом 14 пункта 16 Правил оценки готовности к отопительному периоду.
В ходе рассмотрения дела к производству суда принято уточненное исковое заявление, в котором истец просил возложить на ответчика обязанность представить в департамент ЖКХ и строительства график реструктуризации задолженности, согласованный поставщиком тепловой энергии, в соответствии с пунктом 10 Приложения 3 к Программе проведения проверки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии города Твери к отопительному периоду 2019-2020 гг, утвержденной приказом департамента ЖКХ и строительства от ДД.ММ.ГГГГ N-ОД.
В обоснование исковых требований указано, что управляющим компаниям, расположенным на территории города Твери, в срок до ДД.ММ.ГГГГ надлежало представить в департамент ЖКХ и строительства оформленный акт проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов с представлением пакета документов, определенного пунктом 16 Правил оценки готовности к отопительному периоду.
Пунктом 5 Программы проведения проверки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии города Твери к отопительному периоду 2019-2020 годов установлено, что в ходе проведения проверки потребителей тепловой энергии города Твери к отопительному периоду комиссией по проверке готовности потребителей тепловой энергии (управляющие компании, ТСЖ, ЖСК) города Твери к отопительному периоду 2019-2020 годов проверяются документы, согласно Приложению N 3 к Программе, а при необходимости проводится выезд с целью осмотра объектов проверки, по результатам которого составляется акт по форме согласно Приложению N 5.1 к Программе.
Ответчик, являясь потребителем по договору теплоснабжения, перед началом отопительного периода 2019-2020 годов обязан выполнить предусмотренные выше мероприятия, по итогам которых представить в адрес департамента ЖКХ и строительства акт готовности к отопительному периоду, а в случае выявления в ходе проверки представленного акта замечаний устранить их в установленные сроки.
Пунктом 10 перечня документов, предъявляемых для оценки готовности потребителей тепловой энергии города Твери к отопительному периоду 2019-2020 годов (приложение N 3 к Программе), установлено, что потребителем тепловой энергии в целях оценки готовности находящегося в управлении жилого фонда к отопительному периоду предоставляется акт сверки расчетов за потребленную тепловую энергию с теплоснабжающей организацией (со сроком выдачи не ранее ДД.ММ.ГГГГ), подписанный теплоснабжающей организацией и уполномоченным представителем потребителя; при наличии задолженности - график реструктуризации задолженности, согласованный поставщиком тепловой энергии.
Решением Пролетарского районного суда города Твери от 28 января 2020 года, в удовлетворении исковых требований по иску Администрации города Твери к ООО УК "Брусилова" о признании незаконным бездействия по не устранению замечаний, об обязании устранить замечания, предоставить документы отказано.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 9 июня 2020 года решение суда отменено. По делу принято новое решение, которым постановлено: "Исковые требования Администрации города Твери к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Брусилова" о признании бездействий незаконными, возложении обязанности устранить замечания удовлетворить. Признать незаконным бездействие общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Брусилова" по неустранению замечаний, указанных в акте проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов от ДД.ММ.ГГГГ. Обязать общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Брусилова" в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить замечания, выявленные при проверке готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов и содержащиеся в акте проверки готовности ООО УК "Брусилова" к отопительному периоду, и представить в департамент жилищно- коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства Администрации города Твери акт сверки расчетов за потребленную тепловую энергию с теплоснабжающей организацией, подписанный теплоснабжающей организацией и уполномоченным представителем потребителя; при наличии задолженности представить график реструктуризации задолженности, согласованный поставщиком тепловой энергии".
В кассационной жалобе ООО УК "Брусилова" выражает несогласие с апелляционным определением, считает, что оно вынесено с нарушением норм материального права и процессуального права, судом неправильно оценены доказательства. Просит оставить в силе решение Пролетарского районного суда города Твери от 28 января 2020 года.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, законность апелляционного определения, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО УК "Брусилова" является организацией, основным видом деятельности которой является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе. В управлении ООО УК "Брусилова" находятся многоквартирные жилые дома.
ООО УК "Брусилова" является потребителем тепловой энергии, в связи с чем на данную организацию возложена обязанность по подготовке к отопительному периоду. Работа комиссии осуществляется в соответствии с программой проведения проверки готовности к отопительному периоду, утверждаемой руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа, в которой указываются: объекты, подлежащие проверке; сроки проведения проверки; документы, проверяемые в ходе проведения проверки.
В силу пункта 6 статьи 20 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" проверка готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии осуществляется в целях определения их готовности к обеспечению указанного в договоре теплоснабжения режима потребления, отсутствию задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 года N 103 утверждены Правила оценки готовности к отопительному периоду (далее - Правила N 103), которые определяют порядок оценки готовности к отопительному периоду путем проведения уполномоченными органами проверок готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения.
Согласно пунктам 2, 5 Правил N 103 проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется комиссиями, которые образовываются органами местного самоуправления поселений, городских округов (уполномоченными органами).
29 апреля 2019 года Администрацией города Твери принято постановление N 478 "О подготовке городского хозяйства к работе в отопительный период 2019 - 2020 годов", которым предписано управляющим организациям, расположенным на территории города Твери, в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить в Департамент ЖКХ и строительства оформленный акт проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов с представлением пакета документов, определенного пунктом 16 Правил N 103. Предусмотрена возможность продления срока предоставления документов до ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства Администрации г. Твери от 24 июня 2019 года N 78-ОД утверждены Программа проведения проверки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии города Твери к отопительному периоду 2019 - 2020 годов и составы комиссий по проверке.
В приложении N 3 к данной программе определен перечень документов, предъявляемых для оценки готовности потребителей тепловой энергии города Твери к отопительному периоду 2019-2020 годов, и подлежащих проверке соответствующей комиссией.
Одним из таких документов является акт сверки расчетов за потребленную тепловую энергию с теплоснабжающей организацией, подписанный теплоснабжающей организацией и уполномоченным представителем потребителя. При наличии задолженности должен быть представлен график реструктуризации задолженности, согласованный поставщиком тепловой энергии.
Предъявляя исковые требования, истец указал, что ООО УК "Брусилова" не выполнило основные требования по подготовке к отопительному периоду 2019-2020 годов, выявленные в ходе проверки и отраженные в акте от ДД.ММ.ГГГГ, и не устранило замечания комиссии в виде необходимости представить документы, подтверждающие отсутствие задолженности общества за потребленную тепловую энергию перед теплоснабжающей организацией.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался статьями 421 и 432 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что возложение на ответчика обязанности по предоставлению графика реструктуризации задолженности может привести к нарушению свободы договора.
С указанными выводами не согласился суд апелляционной инстанции.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
В целях оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду уполномоченным органом должно быть проверено, в числе прочего, отсутствие задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель (подп. 14 п. 16 Правил N 103).
Вопреки возражениям ответчика относительно заявленных исковых требований данное положение Правил N 103 о необходимости проверки отсутствия задолженности и основанное на нем требование истца о предоставлении данных об отсутствии таковой задолженности не является вмешательством административного органа в финансово-хозяйственную деятельность общества, представление такого документа является обязательным требованием, которое должно быть исполнено управляющей компанией и его выполнение проверяется и контролируется уполномоченным органом в целях оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному сезону.
Исходя из указанных положений, возложение на ответчика обязанности по предоставлению графика реструктуризации задолженности не свидетельствует о понуждении к заключению договора, учитывая суть спора, а направлено на выполнение ответчиком обязательных требований, установленных актом органа местного самоуправления, принятым на основании Закона о теплоснабжении и Правил N 103, приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства Администрации г. Твери от 24 июня 2019 года N 78-ОД "Об утверждении программы проведения проверки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии города Твери к отопительному периоду 2019 - 2020 годов", который не оспорен, недействительным не признан, является действующим и подлежит исполнению.
При разрешении спора судом первой инстанции не учтено, что бездействие ответчика может привести к неполучению паспорта готовности к отопительному периоду, не позволит обеспечить надежную и стабильную работу систем теплоснабжения, может привести к перебоям подачи тепла потребителям и повлечь за собой нарушение прав граждан на предоставление коммунальной услуги по теплоснабжению надлежащего качества.
Учитывая изложенное, правовые основания для отказа в иске у суда первой инстанции отсутствовали, в связи с чем решение не может быть признано законным и обоснованным, соответственно, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных требований в полном объеме путем признания незаконным бездействия ООО УК "Брусилова" по не устранению замечаний, указанных в акте проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов, и возложения на ООО УК "Брусилова" обязанности устранить выявленные замечания и представить в департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства Администрации города Твери документы, предусмотренные пунктом 10 приложения N к Программе проведения проверки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии города Твери к отопительному периоду 2019 годов, утвержденной Приказом департамента жилищно- коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации г. Твери от 24 июня 2019 года N 78-ОД - акт сверки расчетов за потребленную тепловую энергию с теплоснабжающей организацией, подписанный теплоснабжающей организацией и уполномоченным представителем потребителя. При наличии задолженности - график реструктуризации задолженности, согласованный поставщиком тепловой энергии.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению, поскольку суд апелляционной инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права. Выводы суда апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения, мотивировал свои выводы.
Как указано выше, в силу пункта 6 статьи 20 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" проверка готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии осуществляется в целях определения их готовности к обеспечению указанного в договоре теплоснабжения режима потребления, отсутствию задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель.
В соответствии с подп. 14 п. 16 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 года N 103, в целях оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду уполномоченным органом должно быть проверено, в числе прочего, отсутствие задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель.
Исходя из установленных судом апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, суд правильно применил нормы материального права и пришел к обоснованном выводам об удовлетворении исковых требований.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что оценка всех доказательств, представленных сторонами, судом апелляционной инстанции была произведена полно и всесторонне.
В соответствии с ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанций, и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемом судебном постановлении, они не опровергают правильность выводов суда об установленных обстоятельствах. Выводы суда, содержащиеся в апелляционном определении, не противоречат фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, указанных в ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении настоящего спора судом допущено не было, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 9 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ООО УК "Брусилова" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.