Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Патронова Р.В, судей Курчевской С.В. и Матушкиной Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 декабря 2020 г. по кассационной жалобе Шерлибиной Оксаны Вячеславовны на решение Сафоновского районного суда Смоленской области от 25 мая 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 15 сентября 2020 г.
гражданское дело N 2-340/2020 по иску Шерлибиной Оксаны Вячеславовны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Саоновском районе Смоленской области о включении периодов в специальный стаж для досрочного назначени страховой пенсии
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Патронова Р.В, Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Шерлибина Оксана Вячеславовна обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Саоновском районе Смоленской области (далее - УПФР в Саоновском районе Смоленской области, пенсионный орган) о включении периодов в специальный стаж для досрочного назначени страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований Шерлибина О.В. указала, что 11 сентября 2019 г. она обратилась в УПФР в Саоновском районе Смоленской области с заявлением о назначении страховой пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах), включив в её стаж в льготном исчислении (один год и три месяца за один год работы) период работы с 19 апреля 1995 г. по 31 декабря 2007 г. в качестве фельдшера скорой помощи в Дорогобужской Центральной районной больнице (г. Дорогобуж), а также периоды с 31 января 2000 г. по 15 марта 2000 г, с 28 сентября 2004 г. по 12 ноября 2004 г, с 20 октября 2014 г. по 26 ноября 2014 г, с 3 ноября 2015 г. по 3 ноября 2015 г. нахождения на курсах повышения квалификации, а также включив в календарном исчислении период с 26 октября 2009 г. по 28 ноября 2009 г. и с 30 ноября 2009 г. по 10 декабря 2009 г. нахождения на курсах повышения квалификации.
Решением УПФР в Саоновском районе Смоленской областиот 22 октября 2019 г. N 14 Щерлибиной О.В. было отказано в установлении пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 22013 г. N 400-ФЗ из-за отсутствия 30-летнего стажа лечебной и иной деятельности в учреждениях здравоохранения. В специальный стаж Шерлибиной О.В. комиссия не засчитала в льготном исчислении (как работа в сельской местности) период работы с 19 апреля 1995 г. по 31 марта 2011 г. в должности фельдшера скорой помощи, поскольку данный период работы протекал в городе Дорогобуж, а также курсы повышения квалификации с 31 января 2000 г. по 15 марта 2000 г, с 28 сентября 2004 г. по 12 ноября 2004 г, с 26 октября 2009 г. по 28 ноября 2009 г, с 30 ноября 2009 г. по 10 декабря 2009 г, с 20 октября 20014 г. по 26 ноября 2014 г, с 3 ноября 2015 г. по 3 ноября 2015 г.
Шерлибина О.В. не согласна с решеением комиссии УПФР в Саоновском районе Смоленской области, поскольку считает, что период работы с 19 апреля 1995 г. по 31 декабря 2007 г. в качестве фельдшера скорой помощи в Дорогобужской Центральной районной больнице, а также периоды с 31 января 2000 г. по 15 марта 2000 г, с 28 сентября 2004 г. по 12 ноября 2004 г, с 20 октября 2014 г. по 26 ноября 2014 г, с 3 ноября 2015 г. по 3 ноября 2015 г. нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении (один год и три месяца за один год работы), поскольку работы протекала в сельской местности. Считала, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации считаются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производил отчисления в пенсионный фонд.
Решением Сафоновского районного суда Смоленской области от 25 мая 2020 г. исковые требования удовлетворены частично. На УПФР в Саоновском районе Смоленской области возложена обязанность включить в специальный стаж для назначении пенсии по старости периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 31 января 2000 г. по 15 марта 2000 г, с 28 сентября 2004 г. по 12 ноября 2004 г, с 26 октября 2009 г. по 28 ноября 2009 г, с 30 ноября 2009 г. по 10 декабря 2009 г. в календарном исчислении, период с 20 октября 2014 г. по 26 ноября 2014 г, с 3 ноября 2015 г. по 3 ноября 2015 г. в льготном исчислении, как один год и три месяца за один год работы. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 15 сентября 2020 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Шерлибиной О.В. ставится вопрос об отмене решение Сафоновского районного суда Смоленской области от 25 мая 2020 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 15 сентября 2020 г, как незаконных. В обоснование доводов кассационной жалобы её податель ссылается на неправильное применение судами норм материального права и неверное установление обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает, что оспариваемый ею период работала в сельской местности, что является основанием для включения периода работы с 19 апреля 1995 г. по 31 декабря 2007 г. в качестве фельдшера скорой помощи в Дорогобужской Центральной районной больнице в льготном исчислении с применением коэффициента 1, 3.
В силу статьи 379? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
На рассмотрение дела в судебное заседание суда кассационной инстанции лица, участвующие в деле, не явились. О времени и месте судебного заседания, назначенного на 17 декабря 2020 г, стороны извещены надлежащим образом. При таких обстоятельствах, в соответствии с частью 5 статьи 379? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие сторон.
В силу статьи 379? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы гражданского дела, представленные ответчиком возражения на жалобу, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационный суд полагает, что таких оснований по доводам кассационной жалобы не имеется.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 11 сентября 2019 г. Шербилина О.В. обратилась в УПФР в Саоновском районе Смоленской области с заявлением о назначении страховой пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах).
Решением УПФР в Саоновском районе Смоленской областиот 22 октября 2019 г. N 14 Шерлибиной О.В. отказано в установлении пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ из-за отсутствия 30-летнего стажа лечебной и иной деятельности в учреждениях здравоохранения. В специальный стаж Шерлибиной О.В. комиссия не засчитала в льготном исчислении (как работа в сельской местности) период работы с 19 апреля 1995 г. по 31 марта 2011 г. в должности фельдшера скорой помощи, поскольку данный период работы протекал в городе Дорогобуж (данный период был засчитан в специальный стаж в календарном исчислении), а также курсы повышения квалификации с 31 января 2000 г. по 15 марта 2000 г, с 28 сентября 2004 г. по 12 ноября 2004 г, с 26 октября 2009 г. по 28 ноября 2009 г, с 30 ноября 2009 г. по 10 декабря 2009 г, с 20 октября 20014 г. по 26 ноября 2014 г, с 3 ноября 2015 г. по 3 ноября 2015 г.
Специальный стаж Шерлибиной О.В. на дату обращения в пенсионный орган, то есть по состоянию на 11 сентября 2019 г. составил 25 лет 11 месяцев 25 дней.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Шерлибиной О.В. о включении в специальный стаж периода работы с 19 апреля 1995 г. по 31 марта 2011 г. в льготном исчислении (один год и три месяца за один год работы), а в календарном исчислении данный период был учтён пенсионным органом при подсчёте специального стажа, суд первой инстанции исходил из того, что материалами дела не подтверждается работа истца в данный период в сельской местности.
При этом суд первой инстанции, руководствуясь требованиями статьи 187 Трудового кодекса Российской Федерации, признав периоды нахождения на курсах повышения квалификации периодами работы, включил их в специальный стаж Шерлибиной О.В.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился.
Судебные постановления в части включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации сторонами не оспариваются в связи с чем, по правилам статьи 379? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предметом проверки суда кассационной инстанции не являются.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции с выводами судов первой и апелляционной инстанций соглашается, находит их основанными на правильном применении к спорным правоотношениям норм пенсионного законодательства, а также соответствующими представленным сторонами доказательствам, которым с учетом требований статей 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судами дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой суд кассационной инстанции не находит.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и посёлках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и посёлках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
На основании части 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение" (далее также - Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Как следует из содержания пункта 3 данного постановления исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях, осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
При этом по выбору застрахованного лица при исчислении периодов работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения согласно подпункту "в" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 применяются, в частности, Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённое постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г, и постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет" - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно статье 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" индивидуальный (персонифицированный) учёт - это организация и ведение учёта сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учёта, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учёту кадров.
Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учёт сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учёта, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьёй 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчётности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведённых нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учёт используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счёт застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования.
Как видно из материалов дела, Шерлибина О.В. в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте" была зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 21 января 1999 г. Сведения за период работы с 1 января 1998 г. по 31 марта 2011 г. поданы с кодом льготы 27-ГД, то есть работа в городе.
Принимая решение об отказе во включении Шерлибиной О.В. в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ спорных периодов в льготном исчислении (один год и три месяца за один год работы), суды первой и апелляционной инстанций правильно применили приведенные положения пенсионного законодательства, учли, что согласно справке ОГБУЗ "Дорогобужская ЦРБ" от 24 сентября 2019 г. N 35, акту документальной проверки по факту работы Шербилиной О.В, сведениям индивидуального персонифицированного учета факт работы истца в сельской местности в период с 19 апреля 1995 г. по 31 марта 2011 г. не подтвержден. Исследовав по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса, представленные сторонами доказательства, суды обоснованно пришли к выводу об отказе в удовлетворении требований о включении спорного периода работы как один год и три месяца за один год работы.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда апелляционной инстанций и необоснованность их отражена в судебном постановлении с изложением соответствующих мотивов, доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных постановлений, по делу не установлено.
Руководствуясь статьями 379?, 390, 390? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сафоновского районного суда Смоленской области от 25 мая 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 15 сентября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Шерлибиной Оксаны Вячеславовны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.