Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Патронова Р.В, судей Захаровой С.В. и Матушкиной Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 декабря 2020 г. по кассационной жалобе Бендерской Татьяны Александровны на решение Пресненского районного суда города Москвы от 2 декабря 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24 июля 2020 г.
гражданское дело N 2-7565/2019 по иску Бендерской Татьяны Александровны к Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот, Департаменту городского имущества города Москвы о признании распоряжения об отказе включить в список детей-сирот незаконным, обязании включить в список, обязании предоставить жилое помещение, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Патронова Р.В, выслушав объяснения представителя истца Головань А.И, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот ДГИ г. Москвы Хмелевской Т.А, представителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Акчурина Т.Р, возражавших против удовлетворения жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Бендерская Т.А. обратилась в суд с иском к Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконным распоряжения об отказе включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договору найма специализированных жилых помещений, обязании включить в список детей-сирот, обязании предоставить жилое помещение.
В обоснование заявленных требований Бендерская Т.А. указала, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Черная Л.И. умерла 13 февраля 2002 г. в Республике Молдова, отец - Черный А.С. - решением суда сектора Дрокия Республики Молдова от 17 июля 2002 г. лишен родительских прав. Решением Консилиума коммуны Грибова Сорокского уезда Республики Молдова от 1 июля 2002 г. N 4/1 Самсонова Г.И. (тетя) назначена попечителем истца с правом проживания на её площади по адресу: "адрес". Распоряжением Главы районной управы района Нагатино-Садовники ЮАО города Москвы от 9 сентября 2002 г. N НС-05-890 Бендерская Т.А, в качестве подопечной, принята на учет, истцу разрешено проживание на площади опекуна Самсоновой Г.И. по адресу: "адрес" с регистрацией до совершеннолетия. 2 мая 2004 г. истец принята в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке. С 26 мая 2004 г. Бендерская Т.А. зарегистрирована и проживает в 2-х комнатах (9, 4 + 13, 3 кв.м) 3-х комнатной коммунальной квартиры общей площадью 60, 8 кв.м, жилой площадью 39, 4 кв.м, приведенной площадью 35, 0 кв.м, расположенной по адресу: "адрес". Жилых помещений на праве собственности на территории Российской Федерации и Республики Молдова истец не имеет.
10 августа 2004 г. истец достигла возраста 18 лет. Закрепленного жилого помещения не имеет, была зарегистрирована по месту жительства бывшего попечителя Самсоновой Г.И. в связи с установлением в отношении неё попечительства. Следовательно, по достижении возраста 18 лет, в силу статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ и статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР подлежала обеспечению благоустроенным жилым помещением во внеочередном порядке. Однако до 1 января 2013 г. не была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и не реализовала право на льготное обеспечение жилым помещением во внеочередном порядке по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
30 июля 2019 г. истец обратилась в Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы с заявлением о включении в список лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 3 сентября 2019 г. N 1283-Р истцу было отказано во включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений.
Полагая указанное распоряжение незаконным, просит отменить его, включить её в список лиц из числа детей-сирот и обеспечить жилым помещением.
Решением Пресненского районного суда города Москвы от 2 декабря 2019 г. с учетом определения суда об исправлении описки от 10 января 2020 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24 июля 2020 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной кассационной жалобе Бендерской Т.А. ставится вопрос об отмене принятых судебных актов, как незаконных. Полагает, что поскольку до достижения 23-летнего возраста она не была обеспечена жильем, за ней сохраняется право на обеспечение жилым помещением по достижении 23-летнего возраста.
Данные выводы основывает на пункте 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. N 397 "О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно которому в список включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
С учетом данных изменений жилищного законодательства, вступивших в силу с 2019 г, полагает, что ссылка судов на преюдициальное значение апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 августа 2017 г, которым ей было отказано в иске о признании права на обеспечение жилым помещением, не имеет правового значения.
На рассмотрение дела в судебное заседание суда кассационной инстанции истец Бендерская Т.А. не явилась. О времени и месте судебного заседания, назначенного на 10 декабря 2020 г, извещена надлежащим образом. При таких обстоятельствах, в соответствии с частью 5 статьи 379? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в её отсутствие.
В силу статьи 379? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Выслушав объяснения представителя истца Головань А.И, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот ДГИ г. Москвы Хмелевской Т.А, представителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Акчурина Т.Р, возражавших против удовлетворения жалобы, изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационный суд полагает, что таких оснований не имеется.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Бендерская (Черная) Татьяна Александровна, 10 августа 1986 года рождения, родилась в селе Баронча Дрокиевского района Молдавской ССР, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Мать истца - Черная Людмила Ивановна, - умерла 13 февраля 2002 г. Отец истца - Черный Александр Сафронович - решением суда сектора Дрокия Республики Молдова от 17 июля 2002 г. лишен в отношении Черной Т.А. родительски прав.
Согласно решению Консилиума коммуны Грибова Сорокского уезда Республики Молдова от 1 июля 2002 г. N 4/1 Самсонова Галина Ивановна (тетя) назначена попечителем Черной Т, Черной О. с правом проживания подопечных на площади попечителя по адресу: "адрес".
Распоряжением Главы районной управы района Нагатино-Садовники ЮАО г. Москвы от 9 сентября 2002 г. N НС-05-890 Черная Т.А, Черная О.А. приняты на учёт, в качестве подопечных; им разрешено проживание на площади опекуна Самсоновой Г.И. по адресу: "адрес", с регистрацией до совершеннолетия.
Согласно заключению УФМС России по г. Москве от 2 мая 2004 г. N 1/91247 Бендерская Т.А. является гражданкой Российской Федерации на основании пункта "в" части 6 статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".
10 августа 2004 г. истец достигла совершеннолетия.
6 октября 2012 г. истец заключила брак с Бендерским Н.М.
С 26 мая 2004 г. истец зарегистрирована и проживает в 2-х комнатах (9, 4 + 13, 3 кв.м) 3-х комнатной коммунальной квартиры общей площадью 60, 8 кв.м, жилой площадью 39, 4 кв.м, приведенной площадью 35, 0 кв.м, расположенной по адресу: г. Москва, ул. Нагатинская, д.21, корп.2, кв.224. Всего в жилом помещении зарегистрированы 10 человек. Жилья на праве собственности не имеет.
С момента достижения совершеннолетия и до 2015 г. ни Бендерская Т.А, ни её попечитель с заявлением о включении в список детей-сирот для целей обеспечения жилым помещением не обращались. О каких-либо уважительных причинах, объективно препятствовавших подаче такого заявления, истец суду не сообщала.
В июле 2015 г. Бендерская Т.А. обратилась к заместителю председателя Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот в Департамент имущества города Москвы с заявлением об обеспечении жилым помещением.
10 ноября 2016 г. комиссия по решению жилищных вопросов детей-сирот на заседании (протокол N 160) приняла решение об отказе в обеспечении жилым помещением по основанию отсутствия документов, свидетельствующих о том, что в период отнесения к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, истец имела право на обеспечение жилым помещением, но оно не было ей реализовано.
С данным решением Комиссии Бендерская Т.А. не согласилась, обратившись в суд.
Решением Пресненского районного суда города Москвы от 29 марта 2017 г. удовлетворены исковые требования Бендерской Т.А. и Черной О.А. к Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот, Департаменту городского имущества города Москвы, признано незаконным решение Комиссии от 10 ноября 2016 г. (протокол N 160), признано право Бендерской Т.А. на однократное предоставление жилого помещения из специализированного жилищного фонда.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 августа 2017 г. данное решение суда отменено, принято новое решение об отказе в иске по тому основанию, что реализация жилищных прав лица из числа детей-сирот имеет заявительный характер, однако ни сама Бендерская Т.А. до достижения 23 лет, ни её попечитель не обращались в установленном законом порядке с заявлением о признании права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда г. Москвы.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ " О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Законом города Москвы от 30 ноября 2005 г. N 6Д "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в городе Москве", а также установив с учетом преюдициального значения вступившего в законную силу судебного постановления то обстоятельство, что до момента достижения 23-летнего возраста Бендерская Т.А. с заявлением об обеспечении её жилым помещением в установленном законом порядке не обращалась, пришли к выводу о том, что с момента достижения 23-летнего возраста истец утратила право на предоставление ей данной меры социальной поддержки.
Указанные выводы судов, с учетом установленных по настоящему делу обстоятельств, являются правильными и отмене в пределах доводов кассационной жалобы не подлежат.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, в редакции, действовавшей на момент достижения истцом возраста 23 лет (в 2004 году), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (часть 9 статьи 8).
В соответствии с положениями части 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При этом предоставление вне очереди жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учёт нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Преюдициальное значение апелляционному определению судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 августа 2017 г. придавалось судами лишь в части установленного им факта того, что до достижения 23-летнего возраста Бендерская Т.А. в установленном законом порядке в письменной форме с заявлением о постановке на учет в соответствующие органы не обращалась.
Таким образом, поскольку с момента достижения Бендерской Т.А. 23-летнего возраста её право на обеспечение жильем как лица из числа детей-сирот было погашено, судебная коллегия с выводами судов нижестоящих инстанций об отказе в иске о признании решения Комиссии незаконным соглашается.
Доводы подателя жалобы об изменении законодательства данные выводы не опровергают.
Руководствуясь статьями 379?, 390, 390? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Пресненского районного суда города Москвы от 2 декабря 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24 июля 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Бендерской Татьяны Александровны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.