Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Матушкиной Н.В, судей Захаровой С.В, Патронова Р.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лаптева Александра Анатольевича к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Ярославской области о признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, об обязании постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-1629/2019)
по кассационной жалобе Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ярославской области на решение Красноперекопского районного суда города Ярославля от 17 декабря 2019 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 9 июля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Матушкиной Н.В, объяснения представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ярославской области Большаковой Ю.А, поддержавшей доводы жалобы, Лаптева Александра Анатольевича, возражавшего против доводов жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Лаптев А.А. обратился в суд с иском к УФСИН по Ярославской области, в котором с учетом уточнения исковых требований просил признать незаконным в части решение комиссии УФСИН России по Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ, протокол N, об отказе Лаптеву А.А, состав семьи 3 человека, в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязать УФСИН России по Ярославской области поставить Лаптева А.А, состав семьи 3 человека (заявитель Лаптев А.А, его супруга Лаптева О.А, их дочь Лаптева М.А.), на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты первоначальной постановки на учет, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование требований ссылался на то, что доводы комиссии УФСИН по Ярославской области он считает неправомерными и необоснованными, так как в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец непрерывно проживал по договору найма по адресу: "адрес", с членами его семьи (супругой Лаптевой О.А, после рождения дочери с ДД.ММ.ГГГГ проживали втроем), за что истцу начислялась и выплачивалась компенсация за наем жилого помещения, что подтверждается справкой зам.главного бухгалтера ФКУ ИК-7 УФСИН России по Омской области, а также данный факт подтверждается неоднократными (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ) проверками его жилищных условий комиссиями ФКУ ИК-7 УФСИН России по Омской области.
Постоянная регистрация с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 месяц 4 дня) по адресу: "адрес", истцу была необходима для получения разрешений на хранение и ношение охотничьего пневматического, огнестрельного оружия, либо оружия ограниченного поражения и патронов к нему, т.к. получение данных разрешений с временной (по месту пребывания) регистрацией запрещено законодательством РФ; данные разрешения истцу были выданы ДД.ММ.ГГГГ, после чего истец и прекратил постоянную регистрацию ДД.ММ.ГГГГ. Какого-либо умысла на ухудшение жилищных условий он не имел, так как в 2016 году не планировал постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты, а начал собирать и подавать документы только в 2018 году. Также если и брать во внимание факт его постоянной регистрации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: "адрес", то комиссией ответчика при расчете площади не были учтены члены его семьи (его супруга Лаптева О.А. и его дочь Лаптева М.А.), с которыми истец постоянно проживает, и не учтен тот факт, что его дочь в тот момент была временно (по месту пребывания) зарегистрирована по данному адресу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а были учтены лишь только его мать и отец, постоянно зарегистрированные по данному адресу. Если учесть при расчете нуждаемости членов его семьи, то каждый член его семьи обеспечен общей площадью жилого помещения менее 15 кв. м и истец со своими членами семьи является нуждающимся в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением Красноперекопского районного суда г.Ярославля от 17 декабря 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, постановлено: "Исковые требования Лаптева Александра Анатольевича удовлетворить. Признать незаконным в части решение комиссии УФСИН России по Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ, протокол N, об отказе Лаптеву Александру Анатольевичу, состав семьи 3 человека, в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Обязать УФСИН России по Ярославской области поставить Лаптева Александра Анатольевича, состав семьи 3 человека (заявитель Лаптев А.А, его супруга Лаптева О.А, их дочь Лаптева М.А.), на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты первоначальной постановки на учет, т.е. с 24.07.2018".
В кассационной жалобе представитель Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ярославской области Большакова Ю.А. выражает несогласие с судебными постановлениями, считает, что они вынесены с нарушением норм материального права и процессуального права, судом неправильно оценены доказательства. Не согласны с выводами суда о том, что не доказан факт улучшения, а затем ухудшения Лаптевым А.А. своих жилищных условий тем, что он был зарегистрирован в квартире родителей на 1 месяц 4 дня, поскольку регистрация носила формальный характер, для получения разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия и не была связана с проживанием истца в жилом помещении своих родителей в качестве члена семьи.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения и апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Лаптев А.А. был временно зарегистрирован по месту жительства в квартире по адресу: "адрес", площадью 55, 2 кв. м, где имеют постоянную регистрацию его родители: Лаптев А.А. и Лаптева А.В. (собственник квартиры).
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Лаптев А.А. был зарегистрирован по месту жительства в указанной квартире постоянно.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ снова оформил временную регистрацию в данном жилом помещении, где также имеют временную регистрацию его супруга Лаптева О.А. - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, дочь Лаптева М.А. - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Лаптев А.А. в составе своей семьи 3 человека (Лаптев А.А, его жена Лаптева О.А, их несовершеннолетняя дочь ФИО ДД.ММ.ГГГГ года рождения) с ДД.ММ.ГГГГ на основании решения комиссии УФСИН России по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ, протокол N, состоял на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, под N, в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-Ф3 "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Решением комиссии УФСИН России по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ протокол N, Лаптев А.А. исключен из числа очередников УФСИН России по Омской области, принятых на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с его переводом к новому месту службы - в УФСИН России по Ярославской области; его учетное дело направлено в УФСИН России по Ярославской области с целью постановки на учет по новому месту службы.
Решением комиссии УФСИН России по Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ, протокол N, Лаптеву А.А, состав семьи 3 человека, отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Мотив отказа следующий: из учетного дела видно, что заявитель Лаптев А.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ временно, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ постоянно, затем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ снова временно зарегистрирован в жилом помещении общей площадью 55, 2 кв. м по адресу: "адрес", принадлежащем на праве собственности Лаптевой А.В. (мать заявителя), где всего постоянно зарегистрировано 2 человека (мать и отец заявителя) и временно 3 человека, в т.ч. супруга заявителя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и дочь с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, которая до ДД.ММ.ГГГГ постоянной или временной регистрации не имела; супруга заявителя постоянно зарегистрирована по адресу: "адрес" (бывшее общежитие) без предоставления жилого помещения, где не проживала, договор социального найма не заключался; документы заявителем представлены в полном объеме.
Комиссией установлено, что на момент постоянной регистрации по адресу: "адрес", заявитель, зарегистрированный в качестве члена семьи собственника, не мог быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, так как при расчете нуждаемости выходило 55, 2/3=18, 4 кв.м на каждого члена семьи; жена и дочь заявителя не были зарегистрированы совместно с ним, а значит в соответствии со ст.31 ЖК РФ не являлись членами семьи; в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-Ф3 "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" нуждающимся в единовременной социальной выплате для приобретения или строительства жилого помещения признается член семьи собственника жилого помещения, который обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; после снятия с регистрационного учета (28.01.2016) заявитель снова стал нуждающимся в улучшении жилищных условий, но его добровольный отказ от права пользования этим жилым помещением может свидетельствовать об ухудшении его жилищных условий, о намеренном создании ситуации нуждаемости в жилье; такие действия в силу положений части 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ дают право комиссии отказать сотруднику в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; таким образом, Лаптев А.А. может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть после 24.12.2020.
Отказывая Лаптеву А.А. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ комиссия УФСИН России по Ярославской области ссылалась на наличие оснований для отказа в силу ч.8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283- ФЗ.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался статьями частью 1 ст.4, ч. 3, 5, 6, 8 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-Ф3 "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30.12.2012 N 283-Ф3), п.4, 5 постановления Правительства РФ от 24.04.2013 N 369, ст. 31 и 69 Жилищного кодекса РФ.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из недоказанности факта улучшения, а затем ухудшения Лаптевым А.А. своих жилищных условий обстоятельством регистрации по месту жительства в квартире родителей на 1 месяц 4 дня, поскольку счел такую регистрацию формальной, необходимой для оформления истцом разрешения на оружие, а также не нашел оснований для выводов, что истец стал членом семьи родителей, поскольку имеет свою семью, состоящую из супруги и дочери, которые также подлежат учету при расчете площади на каждого члена семьи в квартире, где имел регистрацию истец.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению, поскольку суды правильно применили нормы материального и процессуального права. Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и им была дана правильная оценка.
Отношения, связанные, в частности, с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ (часть 1 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
Так, в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-Ф3.
В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров. (пункты 1 и 2 части 3 статьи 4 Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Частью 5 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Согласно части 8 ст.4 указанного Федерального закона сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
По смыслу приведенной нормы перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-Ф3 определяются Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации. В соответствии с пунктом 4 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на одного члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 ЖК РФ, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 11 Правил предоставления единовременной социальной).
Согласно положениям пункта 2 части 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ во взаимосвязи с пунктом 11 Правил при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальный выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
В случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 12 Правил).
Суды судами первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из недоказанности факта улучшения, а затем ухудшения Лаптевым А.А. своих жилищных условий обстоятельством регистрации по месту жительства в квартире родителей на 1 месяц 4 дня, поскольку счел такую регистрацию формальной, необходимой для оформления истцом разрешения на оружие, а также не нашел оснований для выводов, что истец стал членом семьи родителей, поскольку имеет свою семью, состоящую из супруги и дочери, которые также подлежат учету при расчете площади на каждого члена семьи в квартире, где имел регистрацию истец.
Как указано выше, отказывая Лаптеву А.А. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ комиссия УФСИН России по Ярославской области ссылалась на наличие оснований для отказа в силу ч.8 ст.4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованным выводам о том, что данный отказ является незаконным, поскольку факт постоянной регистрации истца в спорный период в квартире матери не представляет из себя факта улучшения, а затем ухудшения жилищных условий в смысле положений ч.8 ст.4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ.
Эти выводы подробно мотивированы судами со ссылкой на исследованные доказательства.
Так, из справки ФКУ ИК-7 УФСИН России по Омской области о начислении и выплате компенсации за наем жилого помещения следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Лаптев А.А. непрерывно проживал по договору найма по адресу: "адрес", с членами его семьи (супругой Лаптевой О.А, после рождения дочери с ДД.ММ.ГГГГ проживали втроем) (л.д.93). Данный факт также подтверждается проверками с 2014 по 2018 его жилищных условий комиссиями ФКУ ИК-7 УФСИН России по Омской области (л.д. 94-103).
Из учетного дела видно, что обстоятельство регистрации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 месяц 4 дня) по адресу: "адрес", и ее причины - для получения разрешений на хранение и ношение охотничьего пневматического, огнестрельного оружия, либо оружия ограниченного поражения и патронов к нему были учтены комиссией УФСИН России по Омской области при постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Таким образом, указанная регистрация была формальной, на основании достигнутого между Лаптевым А.А. и его матерью Лаптевой А.В. соглашения о постоянной регистрации в принадлежащей ей на праве собственности квартире на время необходимое для получения разрешений на хранение и ношение охотничьего пневматического, огнестрельного оружия, либо оружия ограниченного поражения и патронов к нему и не была связана с проживанием истца в жилом помещении как члена семьи родителей, то есть не в целях улучшения жилищных условий.
Как следует из материалов дела Лаптев А.А. после получения разрешений на хранение и ношение охотничьего пневматического, огнестрельного оружия, либо оружия ограниченного поражения и патронов к нему ДД.ММ.ГГГГ сразу же ДД.ММ.ГГГГ снялся с регистрационного учета по месту жительства в указанном жилом помещении.
Из материалов дела следует, что Лаптев А.А. перестал быть членом семьи своих родителей с ДД.ММ.ГГГГ, когда был снят с регистрационного учета по месту жительства в вышеуказанной квартире своей матери, тем самым отказался от прав пользования указанным жилым помещением, стал непрерывно проживать с женой, а затем после рождения и с дочерью в квартире по договору найма и только в 2018 году был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья.
Так же судами верно учтен тот факт, что истец в спорный период являлся и является в настоящее время членом своей семьи в составе жены Лаптевой О.А, и дочери - Лаптевой М.А.
В таком случае для подсчета площади на каждого члена семьи в жилом помещение по адресу: "адрес", в силу ст.31 Жилищного кодекса РФ необходимо учитывать и членов семьи истца - его жену, которая в спорный период имела регистрацию по адресу: "адрес" (бывшее общежитие), и его дочь, которая в спорный период была зарегистрирована временно в квартире Лаптевых, соответственно, площадь на каждого составит менее 15 метров (55, 2 кв.м /5), предусмотренных законом.
Суд кассационной инстанции находит приведенные выводы суда верными, подтвержденными совокупностью представленных в дело доказательств. Материалами дела подтверждено, что действия истца по регистрации в квартире родителей в спорный период, и снятие с данной регистрации, не связаны с недобросовестным приобретением истцом статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий в получении единовременной социальной выплаты.
Кроме того, необходимо учитывать, что в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 4 апреля 1996 г. N 9-П и от 2 февраля 1998 г. N 4-П, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства, оценка всех доказательств, представленных сторонами, судами была произведена полно и всесторонне, нормы процессуального права судами нарушены не были. Исходя из установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, суды правильно применили нормы материального права.
В соответствии с ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных постановлениях, они, по существу, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и не опровергают правильность выводов суда об установленных обстоятельствах. Выводы суда, содержащиеся в судебных постановлениях, не противоречат фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, указанных в ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении настоящего спора судом допущено не было, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Красноперекопского районного суда города Ярославля от 17 декабря 2019 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 9 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ярославской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.