Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего фио, судей фио, фио, при помощнике фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело по апелляционной жалобе истца фио на решение Пресненского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований фио к Министерству обороны РФ о признании права на денежные средства, дополняющие накопления для жилищного обеспечения ? отказать,
УСТАНОВИЛА:
истец фио обратился в суд с исковым заявлением к ответчику Министерству обороны РФ о признании права на денежные средства, дополняющие накопления для жилищного обеспечения, в котором просил признать за фио право на денежные средства, дополняющие накопления для жилищного обеспечения, участника накопительно-ипотечной системы за период 6 лет 9 месяцев 3 дня; обязать ответчика рассчитать размер денежных средств, дополняющие накопления жилищного обеспечения, участника накопительно-ипотечной системы невыплаченных фио и осуществить их выплату не позднее сотого месяца; взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате госпошлины.
В обоснование заявленных исковых требований фио ссылался на то, что он проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации. Приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от дата уволен в запас в связи организационно-штатными мероприятиями (подпункт а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона).
дата исключен из списков личного состава войсковой части 21942.
дата включен в реестр участников накопительной-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
В дата за счет средств накопительной-ипотечной системы приобретено жилое помещение по адресу: адрес, мкр. Салтыковка адрес.
дата на личный счет поступили денежные средства в размере сумма, дополняющие накопления для жилищного обеспечения, участникам накопительно-ипотечной системы.
По мнению истца, денежные средства, дополняющие накопления для жилищного обеспечения, участника накопительно-ипотечной системы выплачены не в полном объеме.
Выплаченная сумма в размере сумма свидетельствует о выплате дополняющих средств за период более дата. По мнению истца, выплата дополнительных средств должна была быть рассчитана и выплачена за 6 лет 9 месяцев 3 дня.
Вместе с тем, выплата дополнительных средств в полном объеме не произведена.
В связи с изложенным истец обратился в суд с вышеназванными исковыми требованиями.
Истец фио в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ по доверенности фио в судебное заседание явилась, исковые требования не признала по основаниям, указанным в письменных возражениях на иск.
Третье лицо фио РФ в судебное заседание явку своего представителя не обеспечил, извещен судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит истец фио по доводам апелляционной жалобы.
Истец фио в заседание судебной коллегии явился, доводы апелляционной жалобы поддержал.
Ответчик Министерство обороны РФ в заседание судебной коллегии своего представителя не направило, о дате, времени и месте рассмотрения извещено надлежащим образом.
Третье лицо фио РФ в заседание судебной коллегии своего представителя не направило, о дате, времени и месте рассмотрения извещено надлежащим образом.
Учитывая, что предусмотренные законом меры по извещению ответчика и третьего лица о рассмотрении дела выполнены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
На основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от дата N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами по делу.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от дата N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, формируют и ведут реестр участников в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и представляют в уполномоченный федеральный орган сведения об участниках НИС, необходимые для ведения их ИНС, с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 9 Федерального закона от дата N117-ФЗ основанием для включения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в реестр участников является для лиц, окончивших военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования и заключившие первый контракт о прохождении военной службы после дата, получение первого воинского звания офицера.
Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 89 утверждены Правила формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от дата N117-ФЗ уполномоченный федеральный орган оформляет в установленном порядке бюджетные ассигнования для накопления средств на ИНС участников; проводит учет накоплений для жилищного обеспечения, в том числе на ИНС участников.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 800 функции уполномоченного органа исполнительной власти возложены на ФГКУ "Росвоенипотека".
Пункт 6 Правил формирования и ведения реестра, указывает, что реестр ведется регистрирующим органом, Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, на бумажных и электронных носителях.
Включение военнослужащего в реестр участников НИС является основанием для открытия его именного накопительного счета.
В силу пп. 7 ст. 3 Федерального закона от дата N117-ФЗ, именной накопительный счет участника - форма аналитического учета, включающая в себя совокупность сведений об учтенных накопительных взносах, о доходе от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, об иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлениях, об операциях но использованию накоплений для жилищного обеспечения, о задолженности участника накопительно-ипотечной системы перед уполномоченным федеральным органом, а также сведения об участнике.
На основании пп. 3 ст. 3 Федерального закона от дата N117-ФЗ, накопительный взнос - денежные средства, выделяемые из федерального бюджета и учитываемые на именном накопительном счете участника.
В соответствии с п. 2, 4 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 655 "О порядке функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Правила ведения именных накопительных счетов) именной накопительный счет открывается и ведется ФГКУ "Росвоенипотека".
В соответствии с п. 6 Правил ведения именных накопительных счетов основанием для открытия именного накопительного счета является включение военнослужащего в реестр участников накопительно-ипотечной системы Министерством обороны Российской Федерации или соответствующим федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Документом, подтверждающим возникновение оснований для открытия именного накопительного счета, является уведомление соответствующего федерального органа о включении военнослужащего в реестр участников накопительно-ипотечной системы.
ИНС открывается не позднее 10 рабочих дней с даты поступления указанного уведомления.
Учет накопительных взносов на именном накопительном счете начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счета, и прекращается с даты закрытия счета.
В силу ст. 17 Федерального закона от дата N117-ФЗ доверительное управление накоплениями для жилищного обеспечения осуществляется на основании договора доверительного управления. Накопления для жилищного обеспечения передаются ФГКУ "Росвоенипотека" в доверительное управление управляющим компаниям, которые, в свою очередь, инвестируют указанные средства в интересах участников НИС в разрешенные законодательством активы. Доходы от инвестирования относятся на прирост средств, переданных в доверительное управление.
Размер инвестиционного дохода, учитываемого на ИНС участников НИС, зависит от суммы накопительных взносов, учитываемых на ИНС, сроков их инвестирования и доходности в конкретный период.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что фио проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации. Приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от дата уволен в запас в связи организационно-штатными мероприятиями (подпункт а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона).
дата исключен из списков личного состава войсковой части 21942.
дата включен в реестр участников накопительной-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
В дата за счет средств накопительной-ипотечной системы приобретено жилое помещение по адресу: адрес, мкр. Салтыковка адрес
дата на личный счет поступили денежные средства в размере сумма, дополняющие накопления для жилищного обеспечения, участникам накопительно-ипотечной системы.
Заявляя исковые требования, истец указал на то, что выплата дополнительных средств должна была быть рассчитана и выплачена за 6 лет 9 месяцев 3 дня.
Между тем, суд не согласился с данным доводом истца, поскольку положенные фио накопления были учтены на его ИНС и переданы в доверительное управление в дата, доход от их инвестирования начислялся и учитывался на ИНС с момента открытия счета.
Поскольку за оспариваемый период накопительные взносы истца на ИНС не учитывались и в доверительное управление не передавались, доход от их инвестирования в этот период не начислялся.
Законодательством Российской Федерации не предусмотрено начисление инвестиционного дохода на счета участников НИС, которые были включены в реестр несвоевременно или не находились в реестре. Восстановлению подлежат только накопительные взносы на соответствующие годы, поскольку они являются величиной, известной и установленной Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Так как за оспариваемый период по дату открытия именного счета на основании п. 8 Правил ведения индивидуального накопительного счета участников накопительно-ипотечной системы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 665, ИНС истца был закрыт, то получить доход от инвестирования за указанные периоды не представляется возможным.
На основании ч. 3 ст. 17 Федерального закона от дата N117-ФЗ учредителем доверительного управления является Российская Федерация. От имени Российской Федерации права учредителя доверительного управления осуществляет уполномоченный федеральный орган. На основании настоящего Федерального закона выгодоприобретателем по договору доверительного управления является Российская Федерация в лице уполномоченного федерального органа.
В соответствии с ч. 8 ст. 5 Федерального закона от дата N117-ФЗ накопления для жилищного обеспечения являются собственностью Российской Федерации, не подлежат изъятию в бюджет какого-либо уровня, не могут являться предметом залога или иного обеспечения (за исключением индивидуального клирингового обеспечения) обязательств собственника указанных накоплений и субъектов отношений по их формированию и инвестированию.
Таким образом, накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете, собственностью (имуществом) участника НИС не являются. Доходом данные денежные средства также признаны не могут.
Источником формирования накопительного счета военнослужащего являются выделяемые из федерального бюджета средства в размере ежегодного накопительного взноса, устанавливаемого на одного участника НИС федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, планирование которых является составной частью единого бюджетного процесса страны в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом Российской Федерации от дата N 145-ФЗ, а также инвестиционный доход, полученный от операций по инвестированию накоплений для жилищного обеспечения.
Как указывает Департамент финансового планирования Министерства обороны Российской Федерации, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 655 "О порядке функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" и приказом Министра обороны Российской Федерации от дата N 865, на ИНС военнослужащего из федерального бюджета поступают только накопительные взносы, размер которых устанавливается ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
Расходы на инвестиционный доход для зачисления его на именные накопительные счета участников НИС из федерального бюджета не выделяются.
Таким образом, средства от инвестиционного дохода на ИНС военнослужащего зачисляются не из средств федерального бюджета, а из полученного инвестиционного дохода, начисление инвестиционного дохода необходимо производить не из федерального бюджета, а за счет средств, полученных от инвестирования.
Разрешая заявленные исковые требования, руководствуясь вышеуказанными нормами действующего законодательства, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований и исходил из того, что со стороны Министерства обороны Российской Федерации в отношении фио не было каких-либо нарушений, которые повлекли или могли бы повлечь неполучение истцом денежных средств в размере доходов от инвестирования накоплений на ИНС участника НИС за оспариваемый период.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении и толковании норм материального права и исследованных судом доказательствах.
Доводы апелляционной жалобы истца фио основаны на ошибочном трактовании норм материального права, по существу сводятся к изложению правовой позиции истца по настоящему делу и направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, оценку представленных доказательств и не содержат каких-либо обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, в связи, с чем не могут быть признаны состоятельными.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела и в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, оснований не согласиться с оценкой представленных доказательств, произведенной судом первой инстанции, судебная коллегия не усматривает, в связи с чем предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального закона коллегией не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пресненского районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу истца фио - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.