Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего фио
судей фио, фио
при участие прокурора фио
при помощнике судьи фиоД.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио
дело N 2-804/2020 по апелляционной жалобе фио
на решение Никулинского районного суда адрес от дата, которым постановлено: прекратить право собственности фио на двухкомнатную квартиру общей площадью 44, 8 кв.м, жилой площадью 28, 7 кв.м, расположенную по адресу: адрес. Признать право собственности фио на двухкомнатную квартиру общей площадью 51, 1 кв.м, жилой площадью 31, 3 кв.м, расположенную в доме-новостройке по адресу: адрес (кадастровый номер N). Признать право собственности адрес на двухкомнатную квартиру общей площадью 44, 8 кв.м, жилой площадью 28, 7 кв.м, расположенную по адресу: адрес. Выселить фио, фио, несовершеннолетних фио, фио из двухкомнатной квартиры общей площадью 44, 8 кв.м, жилой площадью 28, 7 кв.м, расположенную по адресу: адрес и переселить в отдельную двухкомнатную квартиру общей площадью 51, 1 кв.м, жилой площадью 31, 3 кв.м, расположенную в доме-новостройке по адресу: адрес (кадастровый номер N) со снятием с регистрационного учета по месту жительства и постановкой на регистрационный учет по адресу предоставляемой квартиры. В удовлетворении встречного иска - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Департамент городского имущества адрес обратился в суд с исковыми требованиями к ответчикам фио, фио, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних фио, паспортные данные, фио, паспортные данные, о прекращении прав собственности и пользования ответчиков на квартиру по адресу: адрес, признании за ответчиком фио прав собственности на предоставляемую в связи с переселением квартиру по адресу: адрес, выселении ответчиков из занимаемой квартиры и переселении в предоставляемую квартиру, со снятием с регистрационного учета по месту жительства и постановкой на регистрационный учет по новому адресу. Свои требования истец мотивирует тем, что фио является собственником отдельной двухкомнатной квартиры площадью жилого помещения 45, 5 кв.м, общей площадью 44, 8 кв.м, жилой площадью 28, 7 кв.м в доме по адресу: адрес. В указанном жилом помещении по месту жительства зарегистрированы собственник жилого помещения фио, а также члены ее семьи фио, несовершеннолетние фио, паспортные данные, фио, паспортные данные На основании постановления Правительства Москвы от дата N 497-ПП дом N 51 по адрес включен в Программу реновации жилищного фонда в адрес. Взамен принадлежащего ответчику на праве собственности жилого помещения для переселения из имеющегося ресурса предложена равнозначная отдельная двухкомнатная квартира площадью жилого помещения 52, 3 кв.м, общей площадью 51, 1 кв.м, жилой площадью 31, 3 кв.м в доме-новостройке по адресу: адрес (кадастровый номер N). Согласие на предложенное жилое помещение от собственника не получено; договор, предусматривающий переход права собственности на равнозначное жилое помещение между сторонами не заключен. дата Департаментом издано распоряжение N 30564 о предоставлении ответчикам равнозначной двухкомнатной квартиры в доме-новостройке по вышеуказанному адресу.
Проект договора мены направлен собственнику жилого помещения, однако до настоящего времени не подписан, что явилось основанием для обращения в суд с вышеперечисленными исковыми требованиями.
Не согласившись с заявленными требованиями, ответчики фио, фио, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних фио, паспортные данные, фио, паспортные данные, обратились в суд со встречным иском к Департаменту городского имущества адрес, в котором, с учетом уточнения, просили признать незаконным распоряжение Департамента N 30564 от дата "О предоставлении фио равнозначного жилого помещения в доме-новостройке по договору, предусматривающему переход права собственности, взамен жилого помещения в многоквартирном доме, включенном в Программу реновации"; признать двухкомнатную квартиру по адресу: адрес неравнозначной по отношению к двухкомнатной квартире по адресу: адрес, а также несоответствующей по качеству требованиям СП, СНиП, ГОСТ, других строительных норм и правил и действующей нормативно-технической документации, стандартам благоустройства, установленным постановлением Правительства Москвы от дата N 516-ПП "Об утверждении Требований к улучшенной отделке равнозначных жилых помещений, предоставляемых взамен жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в Программу реновации жилищного фонда в адрес, и помещений общего пользования в многоквартирных домах, в которых предоставляются такие равнозначные жилые помещения"; обязать Департамент предоставить фио квартиру равнозначную двухкомнатной квартире общей площадью 44, 9 кв.м, жилой площадью 30, 6 кв.м в доме по адресу: адрес, а также соответствующую по качеству требованиям СП, СНиП, ГОСТ, других строительных норм и правил и действующей нормативно-технической документации, стандартам благоустройства, установленным постановлением Правительства Москвы от дата N 516-ПП "Об утверждении Требований к улучшенной отделке равнозначных жилых помещений, предоставляемых взамен жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в Программу реновации жилищного фонда в адрес, и помещений общего пользования в многоквартирных домах, в которых предоставляются такие равнозначные жилые помещения"; обязать Департамент
предоставить данные на равнозначные квартиры; обязать Департамент предоставить договор, предусматривающий переход права собственности на жилое помещение с условием предоставления равнозначного жилого помещения. Свои встречные исковые требования истцы мотивируют тем, что предлагаемая для переселения квартира не соответствует требованиям СП, СНиП, ГОСТ, других строительных норм и правил и действующей нормативно-технической документации, стандартам благоустройства, установленным постановлением Правительства Москвы от дата N 516-ПП "Об утверждении Требований к улучшенной отделке равнозначных жилых помещений, предоставляемых взамен жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в Программу реновации жилищного фонда в адрес, и помещений общего пользования в многоквартирных домах, в которых предоставляются такие равнозначные жилые помещения". Департамент с требованием о заключении договора, регламентирующего переход прав собственности на квартиры, к собственнику не обращался, проект договора в адрес собственника не направлялся. Предлагаемая для переселения квартира не соответствует требованиям улучшенной отделки, а именно, в квартире установлены ванная и розетки, не соответствующие вышеуказанным требованиям к улучшенной отделке помещений. Кроме того, в квартире отсутствуют обязательные к установке внутренние перила балкона/лоджии.
Помимо указанного, предлагаемая квартира не соответствует СП, СНиП, ГОСТ, других строительных норм и правил и действующей нормативно-технической документации, поскольку, в соответствии с отчетом специалиста наименование организации в указанном жилом помещении нарушены требования СП 50.13330.2012 "Тепловая защита зданий"; на ПВХ профилях оконных блоков и балконного блока имеются трещины, царапины, риски, сколы; на стенах в ванной имеются трещины во всю высоту стены и сколы плитки; на коробке входной двери имеются металлические повреждения; на поверхностях стен в жилых комнатах и в коридоре обнаружены вертикальные трещины; отсутствуют ограждения балкона. Также истцы по встречному иску не согласны с расположением дома, удаленного от места обучения несовершеннолетних детей. Учитывая изложенное, в результате переселения в предлагаемую квартиру жилищные условия истцов по встречному иску, по их мнению, ухудшатся, что противоречит требованиям действующего законодательства.
Представитель истца Департамента городского имущества адрес по доверенности фио в судебное заседание суда первой инстанции явилась, доводы и требования искового заявления, а также ходатайство об обращении решения к немедленному исполнению поддержала в полном объеме; против удовлетворения требований встречного иска возражала.
Ответчики фио, фио и их представитель в судебное заседание суда первой инстанции явились, против удовлетворения исковых требований Департамента и ходатайства об обращении решения в части выселения ответчиков к немедленному исполнению возражали; доводы и требования встречного искового заявления поддержали.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит ответчик фио по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца фио, ответчиков фио, фио, заслушав заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения.
В соответствии со ст. 7.3 Закона РФ от дата N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" Собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в программу реновации (далее - собственники жилых помещений), и нанимателям жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в программу реновации, в целях обеспечения их жилищных прав взамен указанных жилых помещений предоставляются равнозначные жилые помещения.
Под равнозначным жилым помещением в настоящем Законе понимается жилое помещение, одновременно соответствующее следующим требованиям:
жилая площадь и количество комнат в таком жилом помещении не меньше жилой площади и количества комнат в освобождаемом жилом помещении, а общая площадь такого жилого помещения превышает общую площадь освобождаемого жилого помещения;
такое жилое помещение соответствует стандартам благоустройства, установленным законодательством адрес, а также имеет улучшенную отделку в соответствии с требованиями, установленными нормативным правовым актом адрес;
такое жилое помещение находится в многоквартирном доме, который расположен в том же районе адрес, в котором расположен многоквартирный дом, включенный в программу реновации (при этом границы указанного района определяются по состоянию на дата), за исключением случая, если многоквартирный дом расположен в Зеленоградском, Троицком или адрес. В этом случае равнозначное жилое помещение предоставляется в границах административного округа адрес, в котором расположен многоквартирный дом, включенный в программу реновации.
Собственник жилого помещения на основании письменного заявления вместо предоставляемого в собственность равнозначного жилого помещения вправе получить за освобождаемое жилое помещение равноценное возмещение в денежной форме или путем предоставления равноценного жилого помещения. Выплату равноценного возмещения в денежной форме не вправе требовать собственник жилого помещения, в отношении которого зарегистрированы в установленном порядке ограничения прав или обременения. Стоимость предоставляемого равноценного жилого помещения не может быть ниже стоимости освобождаемого жилого помещения, определяемой по правилам, установленным частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанное в настоящей части заявление может быть направлено в уполномоченный орган исполнительной власти адрес в течение тридцати дней со дня получения собственником жилого помещения проекта договора, заключаемого в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, предусматривающего переход права собственности на жилое помещение с условием предоставления равнозначного жилого помещения.
Предоставление равнозначного жилого помещения, равноценного возмещения в денежной форме или путем предоставления равноценного жилого помещения осуществляется на основании договора, заключаемого между собственником жилого помещения в многоквартирном доме, включенном в программу реновации, и уполномоченным органом исполнительной власти адрес (далее - договор, предусматривающий переход права собственности на жилое помещение).
Договор, предусматривающий переход права собственности на жилое помещение с условием предоставления равнозначного жилого помещения, подлежит заключению собственником жилого помещения в многоквартирном доме, включенном в программу реновации, в обязательном порядке в соответствии с гражданским законодательством, за исключением случая, предусмотренного частью шестой настоящей статьи. К такому договору применяются правила гражданского законодательства о мене с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Законом.
В случае, если собственник жилого помещения направил предусмотренное частью третьей настоящей статьи заявление в указанный в этой части срок, уполномоченный орган исполнительной власти адрес заключает с этим собственником жилого помещения договор, предусматривающий переход права собственности на жилое помещение с условием предоставления ему равноценного возмещения в денежной форме или путем предоставления равноценного жилого помещения на праве собственности. В этом случае договор, предусматривающий переход права собственности на жилое помещение с условием предоставления равноценного возмещения в денежной форме или путем предоставления равноценного жилого помещения, подлежит заключению этим собственником жилого помещения в обязательном порядке в соответствии с гражданским законодательством.
В случае, если договор, предусматривающий переход права собственности на жилое помещение и подлежащий заключению в обязательном порядке в соответствии с настоящей статьей, не был заключен в течение девяноста дней со дня получения собственником жилого помещения проекта договора, предусматривающего переход права собственности на жилое помещение, заказным письмом с уведомлением о вручении, уполномоченный орган исполнительной власти адрес вправе обратиться в суд с требованием одновременно о понуждении указанного собственника жилого помещения к заключению договора, предусматривающего переход права собственности на жилое помещение, об освобождении жилого помещения в многоквартирном доме, включенном в программу реновации, и о передаче его в собственность адрес, а также о государственной регистрации перехода права собственности на соответствующее жилое помещение.
Лица, имеющие право пользования жилым помещением в многоквартирном доме, включенном в программу реновации, утрачивают такое право после заключения договора, предусматривающего переход права собственности на жилое помещение, и приобретают на тех же условиях право пользования жилым помещением, предоставленным в соответствии с указанным договором.
Предоставление равнозначных жилых помещений или равноценных жилых помещений собственникам жилых помещений и нанимателям жилых помещений осуществляется без взимания доплаты.
Собственники жилых помещений и наниматели жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в программу реновации, которым предоставляются в собственность равнозначные жилые помещения, вправе по письменному заявлению приобрести за доплату жилые помещения большей площади и (или) жилые помещения, имеющие большее количество комнат, чем предоставляемые им равнозначные жилые помещения, в порядке, установленном нормативным правовым актом адрес, в том числе за счет средств материнского (семейного) капитала, жилищных субсидий и социальных выплат, право на получение которых подтверждается также государственными жилищными сертификатами, и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.
Согласно ст. 3 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется в судебном порядке путем признания жилищного права.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают, среди прочего, из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
Как следует из положений ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем прекращения или изменения правоотношения, а также путем признания права.
В соответствии со ст. 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им).
Постановлением Правительства Москвы от дата N 516-ПП утверждены Требования к улучшенной отделке равнозначных жилых помещений, предоставляемых взамен жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в Программу реновации жилищного фонда в адрес, и помещений общего пользования в многоквартирных домах, в которых предоставляются такие равнозначные жилые помещения.
В соответствии с п. 2.9.1 "требования к улучшенной отделке равнозначных жилых помещений, предоставляемых взамен жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в Программу реновации жилищного фонда в адрес, и помещений общего пользования в многоквартирных домах, в которых предоставляются такие равнозначные жилые помещения" в предоставляемом жилом помещении ванная должна соответствовать следующим характеристикам: длина - не менее 1700 мм, ширина - не менее 700 мм, глубина - не менее 380 мм, высота установки - не менее 600 мм. Согласно п. 2.13 названных Требований, внутренние перила балконов и лоджий должны соответствовать следующим характеристикам: металлические перила с порошковой окраской в соответствии с нормативными требованиями (при устройстве витражных конструкций). Согласно п. 2.12 названных Требований розетки и выключатели должны соответствовать следующим характеристикам: розетки и выключатели утопленного типа улучшенного дизайна; цвет - белый; количество - в соответствии с нормативными требованиями.
Согласно примечанию N 1 к указанным Требованиям, вышеприведенные правила к отделке элементов здания в отношении многоквартирных домов, включенных в адресную инвестиционную программу адрес до дня вступления в силу настоящего постановления, применяются с учетом особенностей, определенных Московским фондом реновации жилой застройки после одобрения Попечительским советом Московского фонда реновации жилой застройки.
По делу установлено, что фио является собственником отдельной двухкомнатной квартиры площадью жилого помещения 45, 5 кв.м, общей площадью 44, 8 кв.м, жилой площадью 28, 7 кв.м в доме по адресу: адрес.
Согласно единому жилищному документу в указанной квартире по месту жительства зарегистрированы собственник жилого помещения фио, а также члены ее семьи дочь фио, внук фио, датар, внучка фио, датар.
На жилищном учете ответчики не состоят.
На основании постановления Правительства Москвы от дата N 497-ПП "О программе реновации жилищного фонда в адрес по адрес включен в Программу реновации жилищного фонда в адрес.
Ответчику была предоставлена взамен принадлежащего на праве собственности жилого помещения для переселения из имеющегося ресурса письмом Департамента от дата двухкомнатная квартира по адресу: адрес. На основании заявления от дата от предложенного варианта ответчик отказалась.
Письмом Департамента от дата ответчикам предложен следующий вариант для переселения в виде равнозначной двухкомнатной квартиры по адресу: адрес. От предложенного варианта ответчик также отказалась.
дата Департаментом издано распоряжение N 30564 о предоставлении ответчикам равнозначной двухкомнатной квартиры в доме-новостройке по адресу: адрес.
Письмом N ДГИ-И-69891/18 от дата собственнику квартиру фио направлен проект договора, предусматривающего переход права собственности на равнозначное жилое помещение в доме-новостройке, предоставленное для переселения в рамках Программы реновации жилищного фонда в адрес, соответствующий в полном объеме требованиям действующего законодательства. Однако в добровольном порядке названный договор со стороны собственника жилого помещения не подписан до настоящего времени.
Разрешая спор, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам, в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с учетом требований закона пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований Департамента городского имущества адрес и отказе в удовлетворении встречных требований, поскольку предложенная к переселению квартира в доме-новостройке по вышеуказанному адресу является равнозначной освобождаемой квартире и соответствует требованиям ст. 7.3 Закона РФ от дата N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации", поставлена на кадастровый и инвентаризационный учет в качестве жилого помещения; предложенное жилое помещение расположено в том же районе проживания, количество комнат предоставляемой квартиры соответствует характеристикам в ранее занимаемой квартире, общая и жилая площадь предоставляемой квартиры превышает общую и жилую площадь занимаемого жилого помещения
Судом также было установлено, что обязательство по направлению в адрес правообладателя проекта договора, предусматривающего переход права собственности на равнозначное жилое помещение в доме-новостройке, предоставленное для переселения в рамках Программы реновации жилищного фонда в адрес, исполнено надлежащим образом, риск неполучения указанного проекта договора в силу ст. 165.1 ГК РФ, п. 63, 67-68 постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", должен быть возложен на сторону ответчика, в связи с чем, обоснованно отклонил доводы ответчиков о несоблюдении истцом обязательного досудебного порядка урегулирования спора. Суд признал ссылку ответчиков об отсутствии в материалах дела документов, свидетельствующих о содержании направленного в адрес фио вложения в письмо весом 40 г, направленного Департаментом по почте дата, несостоятельной, поскольку с учетом представленного в дело письма N ДГИ-И-69891/18 с предложением о подписании приложенного в приложении к письму проекта договоры мены, а также даты названного письма (дата), оснований полагать, что в адрес ответчика Департаментом были направлены иные документы, не относимые к письму N ДГИ-И-69891/18, у суда не имелось.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы ответчиков о несогласии с планировкой предлагаемой для переселения квартиры и расположения дома, как не основанные на требованиях действующего законодательства. Также суд признал несостоятельными доводы стороны ответчика о наличии оснований для возложения на Департамент обязанности по предоставлению для переселения иного жилого помещения в связи с наличием в квартире по адресу: адрес дефектов, являющихся нарушениями требований СП, СНиП, ГОСТ, других строительных норм и правил и действующей нормативно-технической документации.
В подтверждение доводов о несоответствии предоставляемой квартиры требованиям СП, СНиП, ГОСТ, других строительных норм и правил, стороной ответчиков в материалы дела был представлен отчет независимого специалиста наименование организации, в соответствии с которым в квартире по адресу: адрес были выявлены недостатки. Между тем, указанные недостатки не являются существенными, они устранимы и не исключают возможности использования жилого помещения по назначению и не препятствуют переселению ответчиков. Суд правильно указал в решении, что требования об их устранении не являются предметом рассмотрения настоящего гражданского дела и подлежат разрешению в отдельном порядке.
Судом были проверены и признаны также несостоятельными доводы ответчиков о несоответствии предлагаемой для переселения квартиры положениям постановления Правительства Москвы от дата N 516-ПП "Об утверждении Требований к улучшенной отделке равнозначных жилых помещений, предоставляемых взамен жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в Программу реновации жилищного фонда в адрес, и помещений общего пользования в многоквартирных домах, в которых предоставляются такие равнозначные жилые помещения", поскольку согласно примечанию N 1 к указанным Требованиям, вышеприведенные правила к отделке элементов здания в отношении многоквартирных домов, включенных в адресную инвестиционную программу адрес до дня вступления в силу настоящего постановления, применяются с учетом особенностей, определенных Московским фондом реновации жилой застройки после одобрения Попечительским советом Московского фонда реновации жилой застройки.
Как пояснила сторона истца в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела, дом N 58 по адрес включен в адресную инвестиционную программу адрес до дня вступления в силу постановления Правительства Москвы от дата N 516-ПП, в связи с чем по отношению к дому по адресу: адрес, требования к улучшенной отделке равнозначных жилых помещений подлежат применению учетом особенностей, определенных Московским фондом реновации жилой застройки после одобрения Попечительским советом Московского фонда реновации жилой застройки.
Судом было установлено, что в соответствии с постановлением Правительства Москвы от дата N 708-ПП утвержден адресный перечень кварталов (территорий), в границах которых расположены существующие или подлежащие образованию земельные участки, предназначенные для проектирования и строительства "стартовых" многоквартирных домов, обеспечивающих "волновое переселение" граждан в целях реализации Программы реновации жилищного фонда в адрес, в соответствии с которым в границах квартала по адресу: адрес, кв. 34, 35, корп. 27 регламентировано строительство дома (с присвоением в дальнейшем почтового адреса: адрес).
При этом, факт включения строительства названного дома в адресную инвестиционную программу адрес до дня вступления в силу постановления Правительства Москвы от дата N 708-ПП подтверждается соответствующими нормативными актами адрес, а именно:
- постановлением Правительства Москвы от дата N 606-ПП (Об адресной инвестиционной программе адрес на дата) - пункт 2453;
- постановлением Правительства Москвы от дата N 630-ПП (Об адресной инвестиционной программе адрес на дата) - пункт 2549;
- постановлением Правительства Москвы от дата N 665-ПП (Об адресной инвестиционной программе адрес на дата) - пункт 2442;
- постановлением Правительства Москвы от дата N 748-ПП (Об адресной инвестиционной программе адрес на дата) - пункт 2479.
Из содержания указанных документов с достоверностью усматривается, что строительство указанного дома запланировано и внесено в соответствующие адресные инвестиционные программы адрес до введения в действие "Требований к улучшенной отделке равнозначных жилых помещений, предоставляемых взамен жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в Программу реновации жилищного фонда в адрес, и помещений общего пользования в многоквартирных домах, в которых предоставляются такие равнозначные жилые помещения", утвержденных на основании постановления Правительства Москвы от дата N 516-ПП.
В силу положений п. 2.18 постановления Правительства Москвы от дата N 517-ПП наименование организации определяет после одобрения Попечительским советом Московского фонда реновации жилой застройки особенности применения Требований к улучшенной отделке равнозначных жилых помещений, предоставляемых взамен жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в Программу реновации жилищного фонда в адрес, и помещений общего пользования в многоквартирных домах, в которых предоставляются такие равнозначные жилые помещения, в отношении многоквартирных домов, включенных в адресную инвестиционную программу адрес до дня вступления в силу настоящего постановления, в целях обеспечения их соответствия архитектурным, конструктивным и объемно-планировочным решениям, предусмотренным проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экспертизы.
Из представленных в материалы дела документов усматривается, что проектная документация в отношении строительства дома в границах квартала по адресу: адрес, кв. 34-35, корп. 27 (с присвоенным впоследствии почтовым адресом: адрес) получила положительное заключение государственной экспертизы, а именно:
- заключением Мосгосэкспертизы рег. N 77-1-5-0974-15 от дата;
- заключением Мосгосэкспертизы рег. N 1-1-0009-16 от дата;
- заключением Мосгосэкспертизы рег. N 77-1-1-2-5049-17 от дата, в том числе включающей корректировку проектных решений в отношении строительства дома в целях его заселения в рамках Программы реновации.
Поскольку факт включения дома в адресную инвестиционную программу до дня вступления в силу постановления Правительства Москвы от дата N 516-ПП, равно как факт получения положительного заключения государственной экспертизы в отношении проектной документации вышеуказанного дома нашел свое подтверждение на основании представленных в дело документов и актов уполномоченных контролирующих органов, то особенности применения Требований к улучшенной отделке равнозначных жилых помещений отнесены в соответствии с вышеприведенными правовыми положениями к компетенции Московского фонда реновации.
Одновременно, из сообщения Московского фонда реновации жилой застройки от дата N ФП-22-16/20-1 усматривается, что попечительским советом Московского фонда реновации жилой застройки в отношении многоквартирного дома по адресу6 адрес, одобрено применение Требований к улучшенной отделке равнозначных жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства Москвы от дата N 516-ПП, в части, не противоречащей архитектурным, конструктивным и объемно-планировочным решениям, предусмотренным проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экспертизы. Таким образом, Требования к улучшенной отделке равнозначных жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства Москвы от дата N 516-ПП, подлежат применению к многоквартирному дому по адресу: адрес, в части, не противоречащей архитектурным, конструктивным и объемно-планировочным решениям, предусмотренным проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экспертизы.
Суд первой инстанции, с учетом представленного разрешения Мосгосстройнадзора N 77-182000-008279-2017 от дата дом по адресу: адрес (строительный адрес: адрес, кв. 34-35, корп. 27), которым дом введен в эксплуатацию как возведенный в соответствии с архитектурными, конструктивными и объемно-планировочными решениями, предусмотренными проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экспертизы, не предусматривающим в соответствии с проектной документацией наличие в двухкомнатных квартирах, в том числе квартире N 154, ванны с характеристиками 1700x750x600 м, внутренних ограждающих перил балконов, а также розеток утопленного типа, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для применения в указанной части Требований к улучшенной отделке равнозначных жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства Москвы от дата N 516-ПП.
Судом также были признаны несостоятельными доводы стороны ответчиков об отсутствии у Фонда реновации полномочий по определению особенностей применения Требований к улучшенной отделке помещений по отношению к спорной квартире, поскольку они противоречат вышеприведенным положениям действующего законодательства, в том числе приведенному содержанию п. 2.18 постановления Правительства Москвы от дата N 517-ПП "Об учреждении Московского фонда реновации жилой застройки". Само по себе отсутствие в материалах дела документов названной организации и Попечительского совета Фонда, носящего внутренний рабочий характер, в том числе протоколов заседаний Фонда и Попечительского совета Фонда, не опровергает полномочия названных организаций и информацию, изложенную в соответствующем письме от дата N ФП-22-16/20-1.
Также суд признал не основанными на нормах действующего права доводы стороны ответчика об отсутствии у Фонда реновации прав по определению особенностей применения Требований к улучшенной отделке помещений в отсутствие согласия лица, переселяемого в рамках Программы реновации, и условии одновременного отсутствия у Департамента иных равнозначных вариантов переселения. Указанные доводы являются следствием ошибочного и субъективного толкования вышеприведенных правовых положений, из содержания которых необходимость согласия жильцов на особенности применения Требований к улучшенной отделке помещений, равно как обязанность Департамента по предложению правообладателям конкретных помещений иных вариантов для переселения, не усматривается.
Доводы апелляционной жалобы направлены на то, что суд не истребовал протоколы Совета Московского фонда реновации и Попечительского Совета Московского фонда реновации.
Однако, данные доводы не могут служить основанием к отмене решения. Из протокола судебного заседания от дата по ходатайству представителя истца к материалам дела был приобщено письмо Фонда реновации от дата N ФП-22-16/20-1 (л.д.224-226 т.1), которому суд в решении дал надлежащую оценку. Сомневаться в достоверности изложенной в данном письме информации, у суда не имелось. При этом необходимость истребования данных протоколов могла возникнуть в случае, если само решение Московского фонда реновации было предметом рассмотрения спора, что по настоящему спору не имело место быть. При этом следует обратить внимание, что в настоящее время ответчиками предъявлены исковые требования к Московскому фонду реновации в Тверской районный суд адрес.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на несогласие с решением суда об обращении решения к немедленному исполнению, несостоятельным, поскольку суд не обращал решение к немедленному исполнению.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, были предметом судебного рассмотрения, направлены на иную оценку доказательств, а потому не могут служить основанием к отмене данного решения.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и оснований к его отмене не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия-
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Никулинского районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу фио - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.