Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего фио, судей фио, фио, при помощнике фио, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио дело по апелляционной жалобе истца фио с уточнениями на решение Пресненского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований фио к Министерству обороны РФ, Начальнику управления Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций фио РФ о признании решений незаконными и об обязании заменить индивидуальные приборы учёта - отказать,
УСТАНОВИЛА:
истец фио обратился в суд с иском к ответчикам Министерству обороны РФ, Начальнику управления Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций фио РФ о признании действия Министерства обороны РФ и Начальника управления Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций фио РФ по отказу в замене и вводе в эксплуатацию индивидуального прибора учёта тепловой энергии и горячего водоснабжения - незаконными, а также обязании ответчиков заменить приборы учета и ввести их в эксплуатацию.
В обоснование заявленных исковых требований истец фио ссылался на то, что дата он дал свое согласие на предоставление ему жилого помещения, указанного в извещении о распределении жилого помещения.
В соответствии с договором социального найма от дата N09/13 истец является нанимателем жилой площади по адресу: адрес.
Собственником данного жилого помещения является фио РФ.
Квартира состоит из трех жилых изолированных комнат, имеет общую площадь 72, 8 кв.м. и на данный момент не приватизирована.
В связи с отсутствием индивидуального прибора учета, истец обратился с заявлением в фио РФ, которое было перенаправлено последним Начальнику управления Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций фио РФ.
В ответ на заявление истец получил ответ, в котором было указано, что отсутствие прибора учета необходимо решать за собственный счет с указанием на то, что Положением "О Департаменте", утвержденным приказом Министра обороны РФ от дата N350, функция по возмещению расходов, связанных с установкой (заменой) индивидуальных приборов учёта не предусмотрена.
Данный ответ истец фио считает необоснованным и просил признать действия Министерства обороны РФ и Начальника управления Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций фио РФ по отказу в замене и вводе в эксплуатацию индивидуального прибора учёта тепловой энергии и горячего водоснабжения - незаконными, обязать ответчиков заменить приборы учета и ввести их в эксплуатацию, взыскать с ответчиков уплаченную государственную пошлину в размере сумма.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал, просил исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика фио РФ фио против удовлетворения исковых требований возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель ответчика начальника Управления Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций фио РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит истец фио по доводам апелляционной жалобы с уточнениями.
Истец фио в заседание судебной коллегии явился, довода апелляционной жалобы с уточнениями поддержал.
Ответчики Министерство обороны РФ и начальник Управления Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций фио РФ в заседание судебной коллегии своих представителей не направили, о дате, времени и месте рассмотрения извещены.
На основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от дата N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца фио, обсудив доводы апелляционной жалобы с уточнениями, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции, как постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела при правильном применении и соблюдении норм материального и процессуального права.
Согласно п.1 Постановления Правительства РФ от дата N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности (далее - имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций).
Согласно ч. 5 ст. 13 Федерального закона от дата N261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" -до дата, а для адрес и города федерального значения Севастополя до дата собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В силу п. 9 ст. 13 Федерального закона от дата N261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" с дата организации, которые осуществляют снабжение водой, природным марка автомобиля, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. За просрочку исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации этих приборов учета указанные организации уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени), определяемую в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, но не более чем в размере цены выполнения работ, оказания услуг по договору. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином - собственником жилого дома, садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки. При включении в такой договор условия о рассрочке в цену, определенную таким договором, подлежит включению сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. Субъект Российской Федерации, муниципальное образование вправе предоставлять в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета указанным организациям поддержку путем выделения им средств на возмещение расходов, понесенных ими в связи с предоставлением рассрочки.
Согласно ч. 10 ст. 13 Федерального закона от дата N261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" - до дата, а для адрес и города федерального значения Севастополя до дата организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В случае, если продажу энергетических ресурсов для объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, осуществляет на основании публичного договора отличная от указанных в части 9 настоящей статьи организация, не позднее дата, а для адрес и города федерального значения Севастополя не позднее дата она обязана предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, полученную из общедоступных источников информацию о возможных исполнителях услуг по оснащению объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных настоящим Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов. Организации, которые осуществляют снабжение природным марка автомобиля или его передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно- технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемого природного марка автомобиля, обязаны представлять не позднее дата, а для адрес и города федерального значения Севастополя до дата лицам, указанным в частях 5.1 и 6.1 настоящей статьи, предложения об оснащении таких объектов приборами учета природного марка автомобиля. В отношении объектов, которые указаны в частях 3 - 7 настоящей статьи и максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, предложения об оснащении таких объектов приборами учета используемой тепловой энергии должны быть представлены не позднее дата.
Согласно ч.12 ст.13 вышеуказанного Закона до дата, а для адрес и города федерального значения Севастополя до дата (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до дата, а для адрес и города федерального значения Севастополя до дата (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии), до дата (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 - 7 настоящей статьи, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час) и до дата, а для адрес и города федерального значения Севастополя до дата (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного марка автомобиля) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 и 8 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета, и не должно препятствовать вводу их в эксплуатацию. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 и 8 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.
После дата, а для адрес и города федерального значения Севастополя после дата (в отношении объектов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов), после дата, а для адрес и города федерального значения Севастополя после дата (в отношении предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии), после дата (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 - 7 настоящей статьи, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов) и после дата, а для адрес и города федерального значения Севастополя после дата (в отношении предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемого природного марка автомобиля) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления.
Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета или лица, являющиеся собственниками объектов, на которых установлены эти приборы учета, обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что дата истец дал свое согласие на предоставление ему жилого помещения, указанного в извещении о распределении жилого фонда. В соответствии с договором социального найма от дата N09/13 истец является нанимателем жилой площади по адресу: Москва, адрес.
Собственником и наймодателем указанного жилого помещения является фио РФ. Данная квартира не приватизирована.
В связи с отсутствием индивидуального прибора учета, истец обратился с заявлением в фио РФ, которое было перенаправлено последним Начальнику управления Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций фио РФ.
В ответ на заявление истец получил ответ, в котором было указано, что отсутствие прибора учета необходимо решать за собственный счет с указанием на то, что Положением "О Департаменте", утвержденным приказом Министра обороны РФ от дата N350, функция по возмещению расходов, связанных с установкой (заменой) индивидуальных приборов учёта не предусмотрена.
Разрешая заявленные исковые требования, руководствуясь ст. 12 ГК РФ, положениями Федерального закона от дата N261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", Постановления Правительства РФ от дата N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", оценив представленные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о признании действия Министерства обороны РФ и Начальника управления Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций фио РФ по отказу в замене и вводе в эксплуатацию индивидуального прибора учёта тепловой энергии и горячего водоснабжения - незаконными и обязании ответчиков заменить приборы учета и ввести их в эксплуатацию и исходил из того, что обязанность по установке приборов учета не лежит на ответчиках по настоящему делу, а после дата указанная обязанность лежит на ресурсоснабжающей организации.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с выводами суда первой инстанции.
В своей апелляционной жалобе с уточнениями истец фио указывает, что согласно технической документации и его пояснений, дом, в котором проживает истец построен в дата, при этом суд не установилточного месяца постройки данного жилого дома, хотя данную информацию суд был обязан либо истребовать от истца либо от ответчиков либо запросить сам, однако суд этого не сделал.
Указанный довод не опровергает выводов суда первой инстанции, в связи с чем не может служить основанием для отмены решения суда, постановленного с соблюдением норм действующего законодательства. При этом судебная коллегия обращает внимание, что суд правомочен самостоятельно решать вопрос о достаточности доказательств и необходимости исследования дополнительных доказательств в случае невозможности вынесения решения на основе имеющихся доказательств, в связи с чем суд посчитал возможным рассмотреть дело по имеющимся в деле доказательствам.
Ссылки в апелляционной жалобе с уточнениями истца фио на судебную практику не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку источниками права в силу действующего законодательства Российской Федерации судебные акты не являются, они приняты при иных обстоятельствах по иным спорам, с участием иных лиц, в связи с чем не имеют преюдициального значения для настоящего дела.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе с уточнениями истца фио не содержат обстоятельств, которые не были бы учтены судом первой инстанции при вынесении судебного решения и имели бы правовое значение для разрешения спора, фактически выражают несогласие с выводами суда, однако по существу их не опровергают, оснований к отмене или изменению решения не содержат, в связи с этим, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, так как иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, - не может являться поводом для отмены состоявшегося по настоящему делу решения.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с приведенными в решении суда выводами, поскольку они обоснованы, основаны на правильном применении норм действующего законодательства при установленных судом обстоятельствах и надлежащей оценке представленных по делу доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Таким образом, оснований, установленных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пресненского районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу с уточнениями истца фио - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.