Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего фио, судей фио, фио, при помощнике фио, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело по апелляционной жалобе истца фио на решение Пресненского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
В удовлетворении иска фио - отказать,
УСТАНОВИЛА:
истец фио обратился в суд с иском к ответчику Департаменту городского имущества адрес о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с целью получения социальной выплаты, предусмотренной гражданам, пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В обоснование заявленных требований истец указал, что он является участником ликвидаций последствий на Чернобыльской АЭС. В адрес, проживает с дата, что подтверждается отметкой о регистрации в паспорте, в однокомнатной квартире площадью 32, 6 кв. м, собственником которой он не является, с бывшей женой. Является инвалидом 2 группы, 3 степени, больное сердце, сахарный диабет, отказывают почки. Истцом дата было подано заявление N 3573112-2019 о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - дата, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 1050.
дата ответчиком в адрес истца вынесено уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги, поскольку семья истца состоящая из двух человек проживает в отдельной квартире, площадью 32, 6 кв.м, в связи с чем на каждого проживающего приходится более 10 кв.м. площади жилого помещения, что превышает размер учетной нормы, установленный ч. 3 ст. 9 Закона адрес от дата N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения".
Полагая свои права нарушенными, истец просил суд признать незаконным и отменить уведомление Департамента городского имущества адрес от дата N33-5-129534/19-(0)-1 об отказе в предоставлении государственной услуги в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета как пострадавшего вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, обязать адрес Москвы осуществить постановку на учет истца в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условии по подпрограмме для чернобыльцев, для участия в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством и включить истца в отдельный список граждан, имеющих право на получение жилищного сертификата по указанной подпрограмме, финансируемой исключительно за счет средств федерального бюджета как пострадавшего вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, обязать адрес Москвы возместить понесенные судебные расходы, состоящие из государственной пошлины в размере сумма.
Истец в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, обеспечил участие в судебном заседании своего представителя, который требования иска поддержал, просил его удовлетворить.
Представитель ответчика Департамента городского имущества адрес в судебное заседание явку своего представителя не обеспечил, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки в суд не уведомил.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого как незаконного просит истец фио по доводам апелляционной жалобы и просит постановить новое решение об удовлетворении иска.
В заседание судебной коллегии истец фио не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель истца фио по доверенности фио в заседание судебной коллегии явился, доводы апелляционной жалобы поддержал.
Ответчик Департамент городского имущества адрес в заседание судебной коллегии своего представителя не направил, о дате, времени и месте рассмотрения извещен надлежащим образом.
Учитывая, что предусмотренные законом меры по извещению истца и ответчика о рассмотрении дела выполнены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
На основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от дата, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя истца фио по доверенности фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона, не имеется.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от дата N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в дата и в последующие годы, включая детей.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 17 Закона РФ от дата N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, указанным в п. 6 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.
Указанные меры социальной поддержки являются расходными обязательствами РФ, порядок финансирования расходных обязательств устанавливается Правительством РФ.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от дата N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 гг." предусмотрено, что граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются путем получения социальной выплаты из федерального бюджета, удостоверяемой соответствующим сертификатом.
Таким образом, право на однократное жилищное обеспечение путем получения социальной выплаты предоставляется при условии того, что лицо, претендующее на данное право, является нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В соответствии со ст. 76 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъекта РФ.
В силу ст. 12, ч. 1 ст. 130 и ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Федеральный закон от дата N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац двенадцатый ч. 1 ст. 2, п. 6 ч. 1 ст. 14, п. 6 ч. 1 ст. 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (п. 1 ч. 1 ст. 50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
Аналогичные положения закреплены и в ч. 1 ст. 14 и п. 3 ч. 2 ст. 19 ЖК РФ, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют также полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
В силу ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 7 Закона адрес от дата N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения" жители адрес признаются нуждающимися при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в статье 8 настоящего Закона, если они: 1) подали заявление о признании их нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном настоящим Законом; 2) имеют гражданство Российской Федерации; 3) проживают в адрес по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет; 4) не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно статье 8 Закона адрес N 29 жители адрес признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы; 2) заявители проживают в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными, для постоянного; проживания и ремонту и реконструкции не подлежащими, независимо от учетной нормы площади жилого помещения; 3) заявители являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника. жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности; 4) заявители проживают в домах, в которых отсутствует хотя бы один из видов удобств, указанных в приложении 1 к настоящему Закону, независимо от учетной нормы площади жилого помещение; 6) заявители не являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, не обладают самостоятельным правом пользования жилыми помещениями, независимо от учетной нормы площади жилого помещения (за исключением лиц для которых адрес является местом пребывания).
Порядок рассмотрения вопроса принятия жителей адрес на учет нуждающихся в жилом помещении определен ст.11 Закона N 29, административным Регламентом предоставления государственной услуги адрес "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", утвержденным постановлением Правительства Москвы от дата N 519-ПП "О внесении изменений в правовые акты адрес и признании утратившими силу правовых актов (отдельных положений правовых актов) адрес" (далее - Регламент), постановлением Правительства Москвы от дата N 219-ПП "Об организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных услуг на территории адрес".
В соответствии с п. 3 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от дата N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" местом пребывания является место где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.
Местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания граждан и др.) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с законодательством Российской Федерации может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий этого гражданина.
В адрес единый порядок и условия постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях установлены Законом адрес от дата N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения" (далее - Закон N 29), Законом адрес от дата N 7 "О порядке признания жителей адрес малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях".
Жители адрес признаются нуждающимися в жилых помещения при соблюдений всех условий, установленных статьей 7 Закона N 29, и при наличии хотя бы одного из оснований, установленных в статье 8 Закона N 29, для признания жителей адрес нуждающимися в жилых помещениях.
Обеспеченность площадью жилого помещения менее учетной нормы в 10 кв. м на человека является одним из оснований признания жителей адрес нуждающимися в жилых помещениях, установленных статьей 8 Закона N 29.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона адрес от дата N 29, "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения" членами семьи заявителя являются супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем"
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что фио зарегистрирован по месту жительства в составе семьи из двух человек (фио, фио) по адресу: адрес. корп. 2, кв. 105, где на основании договора социального найма жилого помещения от дата N5325-01-2009-1770957 занимает однокомнатную квартиру площадью жилого помещения 32, 6 кв.м.
дата истец, через Многофункциональный центр предоставления услуг, обратился в ДГИ адрес с запросом по вопросу предоставления государственной услуги "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях".
Уведомлением от дата N33-5-129534/19-(0)-1 ДГИ адрес отказало истцу в предоставлении государственной услуги, поскольку семья истца, состоящая из двух человек, проживает в отдельной квартире, площадью 32, 6 кв.м, в связи с чем на каждого проживающего приходится более 10 кв.м. площади жилого помещения, что превышает размер учетной нормы установленной ч. 3 ст. 9 Закона адрес от дата N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения" и не соответствует установленным ст. 8 Закона N29 условиям признания жителей адрес нуждающимися в жилых помещениях; представленные или имеющиеся в наличии у Департамента городского имущества адрес документы не подтверждают право заявителя состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещения
Для признания истца нуждающимся в улучшении жилищных условий применяются положения Закона адрес N 29 "Об обеспечения права жителей адрес на жилые помещения", в котором закреплены единый порядок и условия постановки на жилищный учет и предоставления жилых помещений в адрес.
Одним из условий постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, согласно Закону адрес от дата N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения" является обеспеченность площадью жилого помещения менее учетной нормы.
Учетная норма в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения устанавливается для отдельных квартир.
Площадь жилого помещения (отдельной квартиры) занимаемого семьей истца состоящей из двух человек составляет 32, 6 кв.м.
Поскольку указанное жилое помещение является отдельной квартирой, следовательно, при расчете обеспеченности истца площадью жилого помещения подлежит применению учетная норма в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения.
Учитывая, что размер жилых помещений, находящихся в пользовании и в собственности семьи истца состоящей из двух человек, составил более учетной нормы - 10 кв. м, следовательно, истец обеспечен жилыми помещениями по установленной норме.
Таким образом, семьей истца не соблюдено одно из обязательных условий признания жителей адрес нуждающимися в жилых помещениях.
При этом Законом Российской Федерации от дата N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не установлен порядок и критерии признания граждан нуждающимися в жилых помещения. Данные критерии определяются Жилищным Кодексом Российской Федерации.
Таким образом, для признания истца нуждающимся в улучшении жилищных условий применяются положения Закона адрес N 29 "Об обеспечения права жителей адрес на жилые помещения", в котором закреплены единый порядок и условия постановки на жилищный учет и предоставления жилых помещений в адрес.
Разрешая заявленные исковые требования, руководствуясь ст. 12, 76, 130, 132 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 14, 19, 52, 57 ЖК РФ, положениями Закона РФ от дата N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Законом адрес от дата N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения", Федеральным закон ом от дата N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от дата N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 гг.", оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о признании незаконным и отмене уведомления Департамента городского имущества адрес от дата N33-5-129534/19-(0)-1 об отказе в предоставлении государственной услуги в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета как пострадавшего вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, обязании адрес Москвы осуществить постановку на учет истца в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условии по подпрограмме для чернобыльцев, для участия в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством и включить истца в отдельный список граждан, имеющих право на получение жилищного сертификата по указанной подпрограмме, финансируемой исключительно за счет средств федерального бюджета как пострадавшего вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и исходил из того, что истец обеспечен жилым помещением более учетной нормы (10 кв.м.), установленной ч. 3 ст. 9 Закона адрес от дата N 29, а иные основания, установленные в статье 8
Закона адрес N 29, для признания жителей адрес нуждающимися в жилых помещениях отсутствуют.
При этом суд обоснованно учел, что положения 8 Закона адрес N 29 "Об обеспечения права жителей адрес на жилые помещения", предусматривающие основания для признания лица нуждающимся в улучшении жилищных условий, не противоречат положениям ст. ст. 13, 15, 17 Закона РФ от дата N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Суд не нашел оснований для взыскания с ответчика в пользу истца расходов по уплате госпошлины в соответствии со ст. 98 ГПК РФ, поскольку в удовлетворении исковых требований истца отказано.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы истца фио, в том числе о несоответствии выводов суда действующему законодательству и что общий порядок постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, предусмотренный Законом адрес от дата N29, не распространяется на граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, основаны на неверном толковании норм материального права, по существу сводятся к изложению правовой позиции истца по настоящему делу и направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, оценку представленных доказательств и не содержат каких-либо обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, в связи, с чем не могут быть признаны состоятельными.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела и в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, оснований не согласиться с оценкой представленных доказательств, произведенной судом первой инстанции, судебная коллегия не усматривает, в связи с чем предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального закона коллегией не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пресненского районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу истца фио - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.