Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Мызниковой Н.В.
и судей Заскалько О.В, Лобовой Л.В, при помощнике судьи Казаковой А.В, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Заскалько О.В. дело по апелляционной жалобе представителя истца фио на решение Лефортовского районного суда города Москвы от 27 января 2020 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований фио к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области о назначении пенсии отказать.;
установила:
фио через представителя фио обратилась в суд с иском к ответчику ГУ - Главному управлению Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области, с учетом уточнений, о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить пенсию по старости досрочно c даты первоначального обращения с дата, ссылаясь в обоснование, что обратилась с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на льготных условиях, в соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ "О страховых пенсиях" с применением ст. 33 закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в назначении пенсии ей отказано. Полагая свои права нарушенными, истец обратилась с данным иском в суд.
Представитель истца фио в судебном заседании поддержал исковые требования с учетом уточнений от дата Представитель ответчика фио иск не признал.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель истца фио
Представитель истца в заседании судебной коллегии доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить. Представитель ответчика фио против доводов апелляционной жалобы возражал.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.
В соответствии со ст. 10 Закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", пенсии по старости гражданам, проживающим в зоне с льготным социально-экономическим статусом, назначаются при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (с дата - "О страховых пенсиях") в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В соответствии со ст. 7 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", действие настоящего Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС:
из которых в дата и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан;
на которых начиная с дата среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр);
на которых начиная с дата плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 превышает 1 Ки/кв. км.
Указанные территории подразделяются на следующие зоны:
зона отчуждения;
зона отселения;
зона проживания с правом на отселение;
зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.
В силу ст. 13 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся:
1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
2) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:
граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;
граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;
граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности;
3) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - дата участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - дата службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - дата в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с дата по дата лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений;
4) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988 - дата участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988 - дата службу в зоне отчуждения;
5) граждане, занятые на работах в зоне отчуждения;
6) граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в дата из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в дата и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития;
7) граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение;
8) граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом;
9) граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы;
10) граждане, занятые на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне);
11) граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в дата и в последующие годы;
12) военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящие (проходившие) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В силу ст. 34 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона (граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом), пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на дата и дополнительно на дата за каждые дата проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на дата в общей сложности.
Согласно ст. 35 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по дата, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
В соответствии со ст. 49 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.
Как следует из материалов дела, фио, паспортные данные, дата обратилась в пенсионные органы, претендовала на досрочное пенсионное обеспечение в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом. В назначении пенсии было отказано в связи с отсутствием документов, подтверждающих проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Решением ГУ-ГУ ПФР N 3 по Москве и Московской области от дата, с учетом последующего уточнения, истцу установлен страховой стаж 17 лет 8 месяцев 18 дней; в назначении пенсии ранее установленного законом возраста отказано при отсутствии подтверждения проживания в зоне, подвергшейся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, согласно решению пенсионного органа, законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность предоставления права на льготное обеспечение на основании документов, данных уполномоченными органами других государств, в частности Украины и подтверждающих право на льготы в соответствии с законодательством этих государств, у заявителя отсутствует право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с Законом РФ от дата N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Согласно ст. 49 Законом РФ от дата N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.
Рассматривая заявленные исковые требования, суд пришел к выводу об отказе в их удовлетворении, исходя из того, что надлежащего подтверждения того факта, что с. Словечно Овруцкого района Житомирской области Украины относится к какой-либо из зон, поименованных в ст. 7 Закона от дата N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" представлено не было, при этом справка, выданная Исполнительным комитетом Словчанского сельского совета от дата N 2049 с. Словечно Овруцкого района Житомирской области Украина об отнесении территории с. Словечно к зоне добровольного гарантированного выселения право на льготы не подтверждает.
Как усматривается из справки Исполнительного комитета Словчанского сельского совета Житомирской области Украины от дата N 2049, не содержащей данных об апостиле, перевод с украинского языка на русский заверен нотариусом г. Москвы, справка выдана фио, в том, что она проживала по адресу: с. Словечно Овруцкого района с дата по дата, который согласно постановлению Кабинета Министров Украины N 106 от дата отнесен к зоне добровольного гарантированного выселения.
Из копии дубликата удостоверения, выданного Житомирской областной государственной администрацией, личность переводчика при переводе с украинского на русский язык которой удостоверен нотариусом г. Москвы, следует: Удостоверение гражданина, который является пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы. Выдано на имя фио. Дата выдачи дата Предъявитель удостоверения имеет право на льготы и компенсации, установленные Законом Украины "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы", для лиц постоянно проживающих или постоянно работающих в зоне безусловного (обязательного) отселения не меньше двух лет, на территории зоны добровольного отселения не меньше трех лет.
Согласно представленным фио документам ее невозможно отнести ни к одной из категорий граждан, имеющих статус подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, предусмотренных ст. 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а территорию, на которой она проживала- к какой-либо из зон, предусмотренных ст. 7 указанного Закона. Кроме того, не представлены достоверные сведения о плотности радиоактивного загрязнения почвы и среднегодовой эквивалентной дозе облучения населения на территории для их сопоставления с критериями, установленными для зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом в России. При этом в распоряжении ответчика ГУ-ГУ ПФР N 3 по Москве и Московской области на дату рассмотрения заявления истца о назначении пенсии и принятии решения дата материалов проверки от дата пенсионным фондом Украины обоснованности выдачи спорной справки N 2049 от дата о факте проживания истца фио на территории Украины для назначения пенсии, по запросу ГУ-ГУ ПФР N 4 от дата, не имелось, с учетом заявленного истцом требования о назначении пенсии с дата, ответчиком при принятии спорного решения дата данные обстоятельства учтены быть не могли, принимая во внимание оспаривание ответчиком справки N 2049 от дата, послужившей основанием к выдаче удостоверения серии АЮ N 079978.
Ссылка истца в апелляционной жалобе на справку адрес Кузьминки от дата о порядке выдачи фио удостоверения серии АЮ N 079978, также не может быть принята во внимание, поскольку с учетом даты её выдачи при рассмотрении заявления истца о назначении пенсии дата данный документ ответчику представлен не был; фотокопия фрагмента ответа адрес Кузьминки от дата на обращение истца не содержит полного текста ответа, также как не содержит наименование должностного лица его выдавшего, требованиям ст. 71 ГПК РФ не отвечает. Суд принял решение в пределах заявленных исковых требований в соответствии со ст. 196 ГПК РФ.
При изложенных обстоятельствах, оснований для отмены либо изменения решения суда в порядке ст. 330 ГПК РФ по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Лефортовского районного суда города Москвы от 27 января 2020 года - оставить без изменения; апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.