Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В., с удей Лобовой Л.В., Заскалько О.В.
при помощнике судьи Виноградовой Е.Ю, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Заскалько О.В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца фио на решение Тверского районного суда города Москвы от 16 июня 2020 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований фио к ГУ МВД России по Московской области о признании решения об уменьшении размера пенсии незаконным, об обязании произвести перерасчет пенсии, отказать.;
установила:
фио обратился в суд с иском к ответчику ГУ МВД России по Московской области о признании решения об уменьшении размера пенсии, об обязании произвести перерасчет пенсии.
В обоснование заявленных исковых требований фио указал, что дата в соответствии с Законом РФ от дата N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" ГУ МВД России по Московской области ему назначена пенсия по выслуге лет. Выслуга лет в льготном исчислении составила 29 лет, из них 15 лет 8 месяцев 12 дней в районах Крайнего Севера. С дата ему выплачивалась пенсия с применением районного коэффициента, установленного к заработной плате рабочих и служащих в районах Крайнего Севера, то есть в городе Якутске Республике Саха (Якутия) с применением коэффициента составляющего 1, 5. Однако решением ГУ МВД России по Московской области от дата N 508 установлен размер коэффициента 1, 4. Истец указывает, что данное решение об уменьшении применяемого районного коэффициента с 1, 5 до 1, 4 является незаконным, нарушает его права, в связи с чем, истец просил признать не соответствующим законодательству Российской Федерации решение ГУ МВД России по Московской области об уменьшении размера назначенной ему пенсии, изложенное в письме от дата N 509, обязать ГУ МВД России по Московской области выплачивать ему пенсию с применением районного коэффициента в размере 1, 5.
Истец фио в судебное заседание при рассмотрении дела судом первой инстанции не явился, направил представителя фио, который исковые требования поддержал. Представитель ответчика ГУ МВД России по Московской области фио возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель ответчика, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Представитель истца фио в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы поданной апелляционной жалобы. Представитель ответчика фио в заседании судебной коллегии против доводов апелляционной жалобы возражал.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено и из материалов дела следует, что дата фио назначена пенсия исходя из 29 лет выслуги в льготном исчислении в соответствии с Законом Российской Федерации от дата N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей".
Истец проходил службу: с дата по дата в ОВШМ МВД; с дата по дата в МВД ЯАССР, МВД РС (Я); с дата по дата в ГУМВД МО.
Согласно расчету выслуги лет, стаж службы фио в районах Крайнего Севера составляет 15 лет 08 месяцев 12 дней.
Судом установлено и из материалов дела следует, что дата фио назначена пенсия без применения районного коэффициента, поскольку местом его последней службы ГУМВД Московской области.
С дата в связи с вступлением в действие редакции Закона РФ от дата N 4468-1 " О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", истцу произведен перерасчет пенсии, поскольку положениями данного закона с учетом новой редакции пенсионерам предоставлена возможность расчета пенсии с учетом соответствующего районного коэффициента.
Согласно сообщению ГУ МВД России по Московской области от дата N 3/197710324356, с дата фио пенсия выплачивалась с применением районного коэффициента в размере 1, 5. При назначении с дата районного коэффициента был неверно определен его размер 1, 5, между тем, районный коэффициент установленный Постановлением государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиуме ВЦСПС от дата N 380/П-18, в Якутской ССР составлял 1, 4. При осуществлении Центром обслуживания ГУ МВД России по Московской области проверки выявлена ошибка исчисления районного коэффициента, в связи с чем, с дата фио пенсия пересчитана с учетом районного коэффициента в размере 1, 4 и составила сумма
дата истцу предоставлен ответ заместителем начальника Центра пенсионного обслуживания ГУ МВД России по Московской области N 509, из которого следует, что в соответствии с Приложением к Постановлению Правительства Российской Федерации от дата N 1237, установлен районный коэффициент в размере - 1, 4 (Республика Саха (Якутия), связи с чем, размер пенсии будет рассчитываться с применением районного коэффициента 1, 4.
Согласно ст. 10 Закона Российской Федерации от дата N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" выплата пенсий военным пенсионерам обеспечивается за счет средств федерального бюджета.
Согласно ч. 1 ст. 48 данного Закона РФ от дата N 4468-1, в редакции, действовавшей на дату назначения пенсии, пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членов их семей, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям и повышения, кроме предусмотренных статьей 45 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Статьей 10 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям" установлено, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также базовой части трудовой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством РФ.
Районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей для местностей, в которых истец проходил службу, был установлен постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Президиума ВЦСПС от дата N 380/П-18 "Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера".
В соответствии с пунктом 6 Приложения к Постановлению Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от дата N 380/П-18 адрес, за исключением районов, указанных в п. п. 1 и 4 Приложения, относится к районам, где к заработной плате работников применяется коэффициент 1, 4.
Департаментом по вопросам пенсионного обеспечения Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Департаментом доходов населения и уровня жизни Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Управлением пенсионного обеспечения Исполнительной дирекции Пенсионного фонда Российской Федерации издано совместное Информационное письмо Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда РФ от дата N 1608-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда РФ от дата N 336-9, ПФ РФ от дата N 06-27/2969, для использования в практической работе о размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке, согласно которому в Республике Саха (Якутия) - на всей территории республики, за исключением городов и районов, указанных в п. п. 1, 3, 4, 5, относилась к районам, где к заработной плате для рабочих и служащих непроизводственных отраслей применяется коэффициент в размере 1, 40.
Согласно ст. 48 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в редакции Федерального закона N 309-ФЗ от дата, военным пенсионерам, прослужившим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (включая надбавки к пенсиям, предусмотренные статьями 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона), исчисляются с применением коэффициента, установленного к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников по последнему месту службы указанных лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от времени обращения за назначением пенсии.
При этом предельный размер коэффициента, с учетом которого исчисляются указанные пенсии, составляет 1, 5.
Как правильно признал на основании указанной правовой нормы суд, для назначения районного коэффициента 1, 5 необходимо, чтобы размер районного коэффициента, установленного к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников по последнему месту службы истца, был не менее 1, 5.
В соответствии с пунктом 6 Приложения к Постановлению Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от дата N 380/П-18 адрес, за исключением районов, указанных в п. п. 1 и 4 Приложения, относится к районам, где к заработной плате работников применяется коэффициент 1, 4.
Истец не оспаривал то обстоятельство, что не проходил военную службу в населенных пунктах, для которых установлен более высокий районный коэффициент.
При таком положении, является обоснованным вывод суда о том, что поскольку районный коэффициент, установленный к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников по последнему месту службы истца на территории Крайнего Севера, составляет 1, 4, то при таких обстоятельствах правовых оснований для перерасчета пенсии с применением районного коэффициента в размере 1, 5 не имеется.
Суд правомерно признал несостоятельными доводы истца о том, что районный коэффициент должен быть установлен ему 1, 5 на том основании, что в период прохождения военной службы ему выплачивалось денежное довольствие в полуторном размере, поскольку абз. 3 ст. 48 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" предусмотрено исчисление пенсии с применением коэффициента, установленного Правительством Российской Федерации, к денежному довольствию военнослужащих по последнему месту службы, а не определяемого, исходя из денежного довольствия, выплачиваемого истцу в период прохождения военной службы.
В решении суда правильно изложены обстоятельства дела, дана надлежащая оценка доказательствам, применен закон, подлежащий применению.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что при первоначальном исчислении пенсии за выслугу лет ему был правомерно применен предельный районный коэффициент 1, 5, поскольку районный коэффициент 1, 7 был установлен постановлением Советов министров Якутской -СахаССР от дата N 486, несостоятельны поскольку, данный документ не устанавливает районный коэффициент в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, а орган не является федеральным органом, осуществляющим финансирование пенсий военнослужащих из средств федерального бюджета. В силу положений ст. 48 Закона РФ дата N 4468-1 при исчислении пенсии за выслугу лет подлежит применению районный коэффициент, установленный федеральными нормативными актами.
Также не могут быть признаны обоснованными ссылки истца на постановление Совета министров РСФСР от дата N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Крайнего Севера", поскольку данный нормативный акт не устанавливает районный коэффициент в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, а предусматривает принятие дополнительных мер, направленных на развитие экономического потенциала северных территорий Российской Федерации в условиях перехода к рыночным отношениям. Затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов.
Поэтому разрешая спор, суд с учетом указанных правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, пришел к правильному выводу о том, что при назначении пенсии истцу был необоснованно применен районный коэффициент 1, 5, вместо установленного нормативно-правовыми актами РФ - 1, 4.
Доводы апелляционной жалобы истца о необходимости применения районного коэффициента 1, 5, установленного в дата при назначении пенсии, по существу направлены на переоценку доказательств и обстоятельств, установленных судом первой инстанции, получили свою оценку в решении суда первой инстанции и не могут быть приняты судом апелляционной инстанции.
Нарушений судом норм материального или процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, апелляционная инстанция не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тверского районного суда города Москвы от 16 июня 2020 года - оставить без изменения; апелляционную жалобу представителя истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.