Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Максимовой Е.В., судей Кнышевой Т.В., Курочкиной О.А., при секретаре Гаар Ю.Е., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Максимовой Е.В. дело апелляционной жалобе представителя ответчика Управления Росреестра по г.Москве по доверенности Панина А.А. на решение Щербинского районного суда города Москвы от ДД.ММ.ГГГГ., которым постановлено:
Снять с кадастрового учета объект недвижимости с кадастровым номером... расположенный по адресу:...
Прекратить право собственности Урусова А.В. на жилой дом, с кадастровым номером... расположенный по адресу:...
УСТАНОВИЛА:
Урусов А.В. обратился в суд с иском к ответчику о снятии с кадастрового учета и прекращении права собственности на жилой дом с КN... расположенный по адресу:... мотивируя свои требования тем, что данный жилой дом, принадлежащий ему на праве собственности был им снесен в виду полного разрушения его несущих конструкций и балок перекрытий. Однако несмотря на отсутствие дома, данное строение продолжает стоять на регистрационном учете. Неоднократные обращения в регистрирующий орган, с приложением подготовленного акта обследования о фактическом отсутствии объекта недвижимости, к разрешению вопроса в положительную сторону не привели. В связи с чем, за защитой своего права, истец вынужден обратиться в суд
В судебном заседании представитель истца по доверенности Федорова В.В. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Управления Росреестра по г.Москве в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещался надлежащим образом, представил письменные возражения на иск.
Представитель 3-го лица ДГИ города Москвы в суд первой инстанции не явился, о слушании дела извещался.
Судом постановлено вышеназванное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель ответчика Управления Росреестра по г.Москве по доверенности Панина А.А, ссылаясь на то, что истец выбрал ненадлежащий способ защиты права.
Представитель истца по доверенности Федорова В.В. в суде апелляционной инстанции в удовлетворении жалобы просила отказать.
Представители Управления Росреестра по г.Москве, Департамента городского имущества г.Москвы в суд апелляционной инстанции не явились, о слушании дела извещались надлежащим образом, что подтверждается имеющимися в деле копией извещения, описью почтовых отправлений, сведениями почтового идентификатора, в том числе путем размещения соответствующей информации на сайте Московского городского суда www. mos - gor sud.ru в соответствии с положениями ч. 2.1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сведений об уважительности причин неявки не представили, в связи с чем в соответствии со ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Принятое по делу решение суда данным требованиям не отвечает.
На основании подп. 2 п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности могут возникать из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения данных прав и обязанностей, а применительно к подп. 8 п. 1 указанной статьи - вследствие действий должностных лиц этих органов.
Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами.
При этом выбор способа защиты права должен осуществляться не произвольно, а с учетом характера допущенного нарушения. Соответствующий способ защиты должен способствовать восстановлению нарушенного права заявителя и удовлетворять его материально-правовой интерес.
Способ защиты направлен на внесение определенности в правоотношения сторон, создает юридические последствия для участников этих отношений.
Согласно п. 1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
По смыслу приведенной правовой нормы, основанием прекращения права собственности на вещь являются в том числе гибель или уничтожение имущества, влекущие полную и безвозвратную утрату такого имущества.
Как установлено судом, истец является собственником жилого дома общей площадью 41, 3 кв.м. с КN.., расположенным по адресу.., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, свидетельством о праве собственности.
Как следует из иска и объяснений стороны истца, в виду полного разрушения несущих конструкций и балок перекрытий дома истцом был произведен снос и полный демонтаж данного жилого строения своими силами. В связи с произведенным сносом, истцом был подготовлен акт обследования, произведенный в результате кадастровых работ, в целях предоставления в орган регистрации в качестве подтверждения данного факта с приложенным заявлением о снятии здания с учета. Однако несмотря на отсутствие дома, наличие соответствующего акта подтверждающего данный факт, регистрирующий орган действия связанные со снятием с регистрационного учета жилого здания не производит. Неоднократные обращения в регистрирующий орган, с приложением подготовленного акта обследования о фактическом отсутствии объекта недвижимости, к разрешению вопроса в положительную сторону не привели. Данные обстоятельства являлись оснований для об ращения в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что истцом представлены доказательства подтверждающие заявленные им требования, а равно тот факт, что жилой дом с КN., находившийся на земельном участке по адресу:... снесен, его фактически не существует, истец является надлежащим лицом, имеющим право обращения с требованием о снятии с кадастрового учета спорного объекта недвижимости, с учетом того факта, что нахождение спорного строения на кадастровом учете нарушает законные права истца, суд посчитал, что данный объект недвижимости подлежит снятию с кадастрового учета как несуществующий, с прекращением на него права собственности истца.
Между тем суд не учел, что с нятие объекта недвижимости с кадастрового учета возможно с соблюдением порядка, установленного Законом о государственной регистрации недвижимости.
Так, в рамках действующего законодательства предусмотрено проведение государственного кадастрового учета объектов недвижимости, который осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и подтверждает существование объекта с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенного недвижимой вещи.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости) Единый государственный реестр недвижимости - это свод достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Закона о государственной регистрации недвижимости N 218-ФЗ, под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В силу подпункта 7 пункта 4 статьи 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование.
Частью 3 статьи 14 Закона о государственной регистрации недвижимости установлено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации недвижимости постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов (далее - необходимые для кадастрового учета документы).
Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Снятие объекта недвижимости с кадастрового учета возможно с соблюдением порядка, установленного Законом о государственной регистрации недвижимости.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона N 218-ФЗ, акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения помещения с учетом имеющихся сведений Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости подтверждает прекращение существования помещения в связи с гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение было расположено.
В соответствии с пунктом 3 приложения N 2 к Приказу N 861, акт обследования кадастрового инженера подготавливается инженером на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом сведений Единого государственного реестра недвижимости, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости.
Таким образом, снятие объекта с кадастрового учета в связи с прекращением существования объекта недвижимости представляет собой строго регламентированную законодательством процедуру, для проведения которой необходимо обращение надлежащего лица, представление, в том числе, акта обследования, подтверждающего прекращение его существования до момента снятия с кадастрового учета, и принятие регистрирующим органом соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
Процедура снятие объекта с кадастрового учета установлена Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 7 июня 2017 года N 278.
В случае отказа регистратора совершить действия по снятию объекта с кадастрового учета лицо вправе обжаловать его по правилам КАС Российской Федерации. Такой подход следует из пункта 56 (абзацы 2, 3) постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав". Как указано в приведенном пункте, судебный акт по таким делам является основанием для внесения записи в ЕГРП только в том случае, когда об этом указано в его резолютивной части; суд вправе сделать такой вывод, если изменение ЕГРП не повлечет нарушения прав и законных интересов других лиц, а также при отсутствии спора о праве на недвижимость.
Снятие с кадастрового учета объекта недвижимости может явиться следствием признания незаконными действий регистратора при осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости в соответствии с абзацами вторым и третьим п. 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
Из материалов дела усматривается, что в..г. и..г. Урусов А.В. обращался в Управление Росреестра с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета и прекращении права собственности в отношении спорного объекта недвижимости с кадастровым номером.., уведомлением ДД.ММ.ГГГГ. N.., от ДД.ММ.ГГГГ. N... приостановлены заявленные учетно-регистрационные действия, а в дальнейшем в виду не устранения причин, послуживших основанием для приостановления, в снятии с государственного кадастрового учета и прекращении права собственности в отношении спорного объекта было отказано (решение от 22 мая 2019г. N 77/19-58509 (л.д.43).
О тказ регистратора совершить действия по снятию объекта с кадастрового учета в установленном законом порядке истцом обжалован не был.
В рамках настоящего спора истцом заявлены исковые требования к Управлению Росреестра по г.Москве о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости и прекращении права собственности.
Наличие материально-правового спора предполагает наличие спорящих сторон с противоположными интересами и достижение ими определенного уровня противостояния. Управление Росреестра является учетно-регистрационным органом, в материально-правовых отношениях не оспаривает чьих-либо прав на имущество, а решение об отказе в совершении действий по снятью объекта с кадастрового учета вынесено в связи с непредставлением Урусовым А.В. полного пакета документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости, какое-либо действие или бездействие Управления предметом спора не является, представленный в материалы дела отказ от ДД.ММ.ГГГГ. N... в установленном порядке не обжалован.
С учетом изложенного, основания для удовлетворения заявленных исковых требований у суда первой инстанции отсутствовали, поскольку истцом избран ненадлежащий способ защиты права.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Щербинского районного суда г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ. отменить.
Постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Урусова А.В. к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости, прекращении права собственности, отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.