Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего фио, судей фио, фио, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи фио, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио, гражданское дело по апелляционной жалобе истца фио на решение Замоскворецкого районного суда адрес от дата, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований фио к наименование организации о взыскании страхового возмещения, штрафа, компенсации морального вреда, отказать,
УСТАНОВИЛА:
Истец фио обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику наименование организации с требованиями о взыскании с ответчика страхового возмещения, штрафа, компенсации морального вреда, указав в обоснование заявленных требований, что решением Замоскворецкого районного суда адрес от дата по делу N 2-288/2014 признан незаконным отказ ФСИН России и ГЦИТО ФСИН в оформлении и выдаче истцу документов для получения страхового возмещения по страховому случаю в период прохождения службы в УИС. Апелляционным определением Московского городского суда от дата, указанное решение оставлено без изменения. В 2014 и дата поданные истцом в наименование организации заявления и документы по страховому случаю были возвращены истцу. Заявлением от дата истцом в адрес наименование организации поданы документы необходимые для принятия решения о выплате страхового возмещения, однако письменного ответа от наименование организации не поступило.
Истец фио и его представитель по доверенности фио в судебное заседание суда первой инстанции явились, исковые требования поддержали в полном объеме, просили суд иск удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности фио в судебное заседание суда первой инстанции явилась, возражала против удовлетворения заявленных исковых требований по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление, ссылаясь на то, что истцом не представлено ответчику документов, подтверждающих наступление страхового случая.
Представитель третьего лица по доверенности фио в судебное заседание суда первой инстанции явился, возражал против удовлетворения исковых требований, просил суд в удовлетворении иска отказать.
Суд постановилуказанное выше решение, об отмене которого просит истец фио по доводам апелляционной жалобы.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда дата постановлено: "Решение Замоскворецкого районного суда адрес от дата - отменить.
Принять по делу новое решение:
Взыскать в пользу фио с наименование организации страховое возмещение в сумме сумма и неустойку в размере сумма
В удовлетворении остальной части требований - отказать".
Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда от дата апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от дата отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Московского городского суда в ином составе судей.
Проверив материалы дела, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, выслушав истца фио и представителя истца фио, поддержавших доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, представителей ответчика наименование организации - фио и третьего лица ФСИН России - фио, возражавших против отмены решения суда, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований к отмене обжалуемого решения в соответствии с подп. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судебной коллегией, приказом ГУИН Минюста России N 224-лс от дата истец фио принят на службу в УИН России.
Приказом ФСИН России N 703-лс от дата истец назначен на должность начальника ФБУ ГЦИТОиС ФСИН России.
Приказом ФСИН России N 672-лс от дата истец освобожден от должности начальника ФБУ ГЦИТОиС ФСИН России и зачислен в распоряжение ФБУ ГЦИТОиС ФСИН России.
Приказом ФСИН России N 503 от дата ФБУ ГЦИТО ФСИН России переименовано в ФБУ ГЦИТОиС ФСИН России.
Приказом ФСИН России N1104-лс от дата фио зачислен в распоряжение ФБУ ГЦИТОиС ФСИН России.
Приказом ФСИН России от дата изменен тип учреждения с ФБУ ГЦИТОиС ФСИН России на ФКУ ГЦИТОиС ФСИН России.
Приказом ФСИН России N 1 от дата фио уволен со службы из УИС по сокращению штатов на оснований п. "e" ч.1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел, утв. постановлением ВС РФ от дата N 4202-1.
Решением Главного бюро МСЭ по адрес филиал N 66 от дата истцу фио установлена 2 группа инвалидности по общему заболеванию на срок до дата.
На момент получения инвалидности и на момент увольнения истец фио, как сотрудник ФСИН России, был застрахован наименование организации (наименование организации) на основании заключенного между ФСИН России и наименование организации дата государственного контракта N 7юр/11 на оказание услуг по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
дата истец направлен в ЦВВК ФСИН России ФКУЗ ГКЦМСР ФСИН России, на медицинское освидетельствование для определения причинной связи между военной службой и полученным в дата заболеванием.
Заключением военно-врачебной комиссии ФКУЗ ГКЦМСР ФСИН России от дата признано, что имеющиеся на момент обследования у истца фио заболевания получены в период военной службы.
Обращаясь в суд с заявленными исковыми требованиями, фио мотивировал их тем, что по вине ответчиков учреждению медико-социальной экспертизы не были представлены все необходимые документы, что повлекло за собой установление ему 2 группы инвалидности по причине "общего заболевания", в то время как истинной причиной его инвалидности является профессиональное заболевание, а также по вине ответчиков им не было получено страховое возмещение на основании заключенного между ФСИН России и наименование организации дата государственного контракта N7юр/11 на оказание услуг по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
Отказывая фио в удовлетворении иска, суд, в частности, обосновал отказ тем, что от фио в адрес ответчика наименование организации не поступили документы, предусмотренные Инструкцией о проведении обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от дата N 114.
Судебная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на неверном применении норм материального права, выводы суда первой инстанции не соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела.
дата решением Замоскворецкого районного суда адрес частично удовлетворены исковые требования фио к ФСИН России ФКУ ГЦИТОиС ФСИН России о признании действий незаконными, компенсации морального вреда.
Судом постановлено: признать незаконными действия ФКУ ГЦИТОиС ФСИН России, выразившиеся в непредставлении фио для предоставления в страховую компанию документов, необходимых для получения страховой денежной суммы в связи с получением инвалидности во время прохождения службы во ФСИН России, взыскать с ФКУ ГЦИТОиС ФСИН России в пользу фио компенсации морального вреда в размере сумма
При этом судом первой инстанции было отказано в удовлетворении требования о возложении на ответчика обязанности направить страховщику в страховую компанию документы, необходимые для получения страховой выплаты, поскольку Инструкцией о проведении обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников учреждений органов УИС, утвержденной Приказом Минюста РФ от дата N 114, предусмотрено самостоятельное обращение застрахованного лица к страховщику с заявлением об осуществлении страховой выплаты. Кроме того, суд первой инстанции отклонил довод истца о том, что непредставление в бюро МСЭ запрашиваемых медицинских документов повлекло неверное определение причины инвалидности.
Апелляционным определением судебной коллеги по гражданским делам Московского городского суда от дата, решение Замоскворецкого районного суда адрес от дата отменено в части взыскания компенсации морального вреда, в данной части постановлено новое решение, которым в удовлетворении исковых требований фио отказано в полном объеме. Отказывая в удовлетворении иска о взыскании компенсации морального вреда, судебная колления исходила из того, что ответчик права истца, в том числе право истца на получение страховой выплаты, не нарушал, доказательств препятствий со стороны ответчиков в ознакомлении истца, занимавшего должность начальника ФКУ ГЦИТОиС ФСИН России с контрактом о государственном страховании, иными нормативными актами в области государственного страхования, создания препятствий в получении страховой выплаты не представлено.
В соответствии со ст. 4 ФЗ-52, и п. 3.1.2 Государственного контракта страховыми случаями при осуществлении обязательного государственного страхования является, в том числе: установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения службы либо до истечения одного года после увольнения со службы, вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения службы.
В соответствии с п.1 ст. 11 ФЗ N 52-ФЗ от дата "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии РФ", выплата страховых сумм производится страховщиком на основании документов, подтверждающих наступление страхового случая. Перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Перечень необходимых документов установлен постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 855 "О мерах по реализации ФЗ-52".
Пунктом 11.1 Государственного контракта установлено, что выплата страховых сумм производится страховщиком на основании документов, подтверждающих наступление страхового случая, в соответствии с Перечнем, установленным постановлением Правительства РФ от дата N855.
Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 123 утверждено Положение о военно-врачебной экспертизе (далее Положение).
Согласно пунктам 1, 2 названного Положения, военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время в Вооруженных Силах Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, подразделениях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Службе внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, органах внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органах федеральной таможенной службы, учреждениях и органах Федеральной службы исполнения наказаний (далее именуются - другие войска, воинские формирования и органы) и создаваемых на военное время специальных формированиях в целях определения категории годности граждан Российской Федерации по состоянию здоровья к военной службе, службе в органах, а также в целях определения причинной связи полученных гражданами увечий (ранений, травм и контузий) (далее именуются - увечья), заболеваний с прохождением ими военной службы (военных сборов), службы в органах (далее именуется - причинная связь увечий, заболеваний).
Для проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах создаются военно-врачебные комиссии и врачебно-летные комиссии, на которые, в частности, возлагается определение причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава (должностных лиц) органов, граждан, проходящих военные сборы, граждан, проходивших военную службу, граждан, проходивших военные сборы, граждан, проходивших службу в органах, а также увечий, заболеваний, приведших к смерти военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава (должностных лиц) органов, в том числе приведших к смерти лиц, застрахованных в соответствии с законодательством Российской Федерации, до истечения одного года после увольнения с военной службы (службы в органах), после окончания военных сборов.
Таким образом, учреждением, уполномоченным устанавливать наличие либо отсутствие причинной связи между полученными сотрудниками органов Федеральной службы исполнения наказаний увечий (ранений, травм и контузий), заболеваний и прохождением ими военной службы (военных сборов), является специально созданная для этих целей специализированная военно-врачебная комиссия (ЦВВК ФСИН России ФКУЗ ГКЦМСР ФСИН России).
дата фио был направлен в ЦВВК ФСИН России ФКУЗ ГКЦМСР ФСИН России на медицинское освидетельствование для определения причинной связи полученного заболевания в дата для получения страхового возмещения. Заключением ЦВВК от дата признано, что имеющиеся у фио заболевания, включая последствия ОНМК (дата) в бассейне правой средней мозговой артерии по ишемическому типу (инсульт) - получены в период прохождения военной службы.
Согласно справке об обстоятельствах наступления страхового случая, подписанной врио начальника ФКУ ГЦИТОиС ФСИН России дата, фио дата установлена 2 группа инвалидности вследствие заболевания, полученного в период военной службы (заключение ВВК от дата N852), инвалидность установлена до истечения одного года после увольнения со службы по сокращению штатов (том 1 л.д. 67).
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что имеющиеся у фио заболевания получены в период прохождения военной службы, страховой случай наступил, и фио имеет право на получение страхового возмещения.
При определении размера страхового возмещения, с учетом норм действующего законодательства на дату наступления страхового случая, коллегия приходит к выводу, что страховая выплата подлежит расчету в следующем размере.
Денежное довольствие сотрудников УИС регулируется ФЗ от дата N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от дата N 1022 "Об окладах месячного денежного содержания сотрудников уголовно-исполнительной системы".
Согласно пункту 3 статьи 1 указанного Закона, денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой должностью (должностного оклада) и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием (окладом по специальному званию).
В соответствии с Приложениями NN 1, 2 к Постановлению Правительства РФ от дата N 1022, месячный оклад начальника учреждения службы исполнения наказаний составляет сумма (с учетом 10% надбавки, установленной для сотрудников, проходящих службу в адрес и Москва), а оклад по специальному званию "полковник" составляет - сумма.
По состоянию на дата, т.е. на период установления истцу инвалидности - "инвалид II группы", в ФКУ ГЦИТОиС ФСИН России действовало штатное расписание, согласно которому руководителю учреждения (полковнику внутренней службы) был установлен должностной оклад в размере - сумма.
На момент наступления страхового случая - дата истец замещал должность начальника управления с должностным окладом в размере сумма и окладом по специальному званию - "полковник" внутренней службы" в размере сумма, что подтверждается приказом ФСИН России от дата N 1-лс об увольнении истца.
Порядок оформления документов и выплаты страховых сумм по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов УИС определяется Инструкцией о проведении обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников учреждений органов УИС, утвержденной Приказом Минюста РФ от дата N 114.
Согласно пункту 10 Инструкции, размеры страховых сумм, подлежащих выплате застрахованным лицам, определяются исходя из окладов месячного денежного содержания застрахованных лиц, включающих в себя оклады по занимаемой должности и месячные оклады по специальному званию. При исчислении страховых сумм учитываются оклады месячного денежного содержания, установленного на день выплаты страховых сумм.
В соответствии с пунктом 11 Инструкции, днем выплаты страховых сумм считается день перечисления (выплаты) страховых сумм застрахованным лицам или иным выгодоприобретателям.
В силу пункта 18 Инструкции, в справке начальника учреждения или органа УИС об обстоятельствах наступления страхового случая, сведения о застрахованном лице и размере оклада месячного денежного содержания застрахованного лица размеры окладов, установленные на дату оформления документов застрахованному лицу (выгодоприобретателю) проставляются раздельно по должности и специальному званию.
Согласно подпункту "б" пункта 12 Инструкции, в случае установления застрахованному лицу инвалидности, полученной вследствие заболевания в период прохождения службы в учреждениях и органах УИС, инвалиду II группы выплачивается страховая сумма.
Из справки N 50/80/1/25-6605 от дата, выданной фио отделом пенсионного обеспечения УФСИН России по адрес, следует, что по состоянию на дата оклад фио по должности составлял - сумма и по званию - сумма.
Таким образом сумма страхового возмещения, подлежащая выплате фио ответчиком на момент наступления страхового случая, составляет сумма (50 окладов х сумма (сумма + сумма - сумма) и указанную сумму судебная коллегия считает необходимым взыскать с наименование организации в пользу истца.
Истец также просил суд взыскать в его пользу неустойку в размере 1% страховой суммы за каждый день просрочки выплаты.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что данное требование истца не подлежит удовлетворению.
Согласно п. 17.3. Инструкции, для получения страховой суммы застрахованный, которому установлена инвалидность в период прохождения службы, запрашивает в соответствующем кадровом подразделении, финансовой службы ВВК и представляет страховщику следующие документы:
- заявление о выплате страховой суммы;
- справку за подписью начальника учреждения или органа УИС об обстоятельствах наступления страхового случая, сведения о застрахованном лице и размере оклада месячного денежного содержания застрахованного лица;
- копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности застрахованному лицу, выданной МСЭ;
- копию свидетельства о болезни застрахованного лица или справки ВВК либо другие военно-медицинские (медицинские) документы, подтверждающие нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма.
Копии документов, представленных страховщику в соответствии с Инструкцией, заверяются начальником учреждения или органа УИС и скрепляются печатью.
Вышеуказанные документы, полученные от ФСИН России, дата были переданы истцом ответчику.
В соответствии со ст. 11 ФЗ от дата N 52-ФЗ (ред. от дата, с изм. от дата), выплата страховых сумм производится страховщиком в 15-дневный срок со дня получения документов, необходимых для принятия решения об указанной выплате. В случае необоснованной задержки страховщиком выплаты страховых сумм страховщик из собственных средств выплачивает выгодоприобретателю неустойку в размере 1 процента страховой суммы за каждый день просрочки.
В соответствии с п. 6 Обзора практики рассмотрения судами дел о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью военнослужащих, граждан, призванных н военные сборы, лиц рядового состава... ", утвержденного Верховным Судом РФ дата отношения по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц урегулированы специальным законом - Федеральным законом от дата N 52-ФЗ, поэтому положения статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации от дата N 2300-1 "О защите прав потребителей" к таким отношениям не применяются.
В случае разрешения в судебном порядке спора о праве на страховые выплаты штраф, предусмотренный пунктом 4 статьи 11 Федерального закона от дата N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих", может быть взыскан со страховщика только с момента неисполнения им вступившего в законную силу решения суда о назначении страхового возмещения.
Судебная коллегия признает обоснованными возражения ответчика о том, что представленные в досудебном порядке документы не содержали достаточных оснований для назначения спорной выплаты, поскольку в представленной заявителем справке в качестве причины инвалидности было указано общее заболевание.
Статья 25 Федерального закона от дата N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" закрепляет право военнослужащих и лиц, приравненных по медицинскому обеспечению к военнослужащим, на медицинское освидетельствование военно - врачебными комиссиями для определения их годности к военной службе и досрочное увольнение с военной службы по состоянию здоровья, не предоставляя этим комиссиям полномочий по установлению военнослужащим инвалидности. Такие полномочия в соответствии со статьей 60 Федерального закона от дата N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статьями 7 и 8 Федерального закона от дата "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" N 181-ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" относятся к компетенции органов медико - социальной экспертизы. Кроме того, согласно Перечню документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы военнослужащим, застрахованным по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья (утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N855), при обращении за оформлением страховых выплат заявитель должен представить не только справку военно - врачебной комиссии, подтверждающую нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, но и копию справки, выданную органом медико - социальной экспертизы и свидетельствующую об установлении ему инвалидности.
В соответствии с пунктом 14 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от дата N95, в случае признания гражданина инвалидом в качестве причины инвалидности указываются общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма, заболевание, полученное в период военной службы, инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также иные причины, установленные законодательством Российской Федерации. При отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, в качестве причины инвалидности указывается общее заболевание. В этом случае гражданину оказывается содействие в получении указанных документов. При представлении в бюро соответствующих документов причина инвалидности изменяется со дня представления этих документов без дополнительного освидетельствования инвалида.
Доказательств обращения фио в бюро медико-социальной экспертизы для внесения изменений в справку о причинах инвалидности, в материалах дела не имеется. Как пояснил в судебном заседании истец, изменение причины инвалидности не могло быть произведено, поскольку после дата, когда истек срок инвалидности, назначенный по общему заболеванию, инвалидность на новый срок ни по общему заболеванию, ни по специальному основанию не устанавливалась.
Таким образом, в отсутствие требуемой на основании приведенных выше нормативных актов справки об инвалидности, установленной в связи с заболеванием, полученным в период прохождения военной службы, страховщик не имел права решить вопрос о страховой выплате в досудебном порядке. Только в рамках настоящего гражданского дела был установлен факт наступления инвалидности вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы, признано право на страховую выплату. При таких данных, страховщик не может быть привлечен к гражданско-правовой ответственности в форме выплаты неустойки.
Довод истца о том, что его право на получение страховой выплаты было установлено решением Замоскворецкого районного суда адрес от дата, является несостоятельным, поскольку вопрос о праве истца на получение страховой выплаты не был предметом судебного разбирательства, исходя из предмета и основания предъявленного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда адрес от дата - отменить.
Принять по делу новое решение:
Взыскать в пользу фио с наименование организации страховое возмещение в сумме сумма
В удовлетворении остальной части требований - отказать.
Взыскать с наименование организации расходы по оплате госпошлины в размере сумма в доход бюджета адрес.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.