Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Максимовой Е.В., судей Кнышевой Т.В., Вьюговой Н.М., при секретаре Гаар Ю.Е., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Вьюговой Н.М., дело по апелляционным жалобам истца Юнусова А.С. на решение Щербинского районного суда г.Москвы от 09 сентября 2020 года, которым постановлено: в удовлетворении исковых требований Юнусова Айрата Салаватовича к ООО "Авиакомпания "Победа" о защите прав потребителей - отказать, у с т а н о в и л а:
Истец Юнусов А.С. обратился в суд с иском к ответчику ООО "Авиакомпания "Победа" о защите прав потребителя - взыскании процентов за неправомерное удержание денежных средств за период с 01.04.2020 г. по 23.06.2020 в размере 17 руб, компенсации морального вреда в размере 51 000 руб.
В обоснование своих требований истец указал, что 23.03.2020 года приобрел на имя сестры Юнусовой Л.С. билет по маршруту Санкт-Петербург-Уфа датой вылета 01.04.2020. 26.03.2020 ответчик посредством электронной рассылки уведомил о том, что с 01 апреля 2020 отменяет все свои рейсы, вместо возврата денежных средств было указано, что будет выдан ваучер в личный кабинет. 05.06.20 ваучер был зачислен в личный кабинет, однако купить из средств личного кабинета или использовать средства в счет будущих покупок оказалось невозможно. 26.06.2020 после неоднократных обращений истца в различные инстанции ответчик произвел возврат денежных средств за билет на карту. Однако сумма за использование денежных средств возвращена не была. Поскольку ответчиком неправомерно были удержаны его денежные средства, истец просит взыскать проценты и компенсацию морального вреда. (л.д. 72-75).
Истец Юнусов А.С. в судебное заседание не явился, в письменном ходатайстве просил рассмотреть дело 09 сентября 2020 г. в свое отсутствие. (л.д. 144)
Представитель ответчика по доверенности Хаёров А.П. в судебное заседание явился, требования истца не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск, просил отказать в иске в полном объеме (л.д. 150).
Суд постановилуказанное выше решение, об отмене которого просит истец Юнусов А.С. по доводам апелляционных жалоб.
В суд апелляционной инстанции истец не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Ответчик ООО "Авиакомпания "Победа" в суд апелляционной инстанции представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся истца и ответчика в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований к отмене обжалуемого решения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец 23.03.2020 приобрел на имя сестры Юнусовой Л.С. билет по маршруту Санкт-Петербург-Уфа датой вылета 01.04.2020.
26.03.2020 ответчик посредством электронной рассылки уведомил об отмене всех рейсов с 01 апреля 2020 г. с указанием, что будет выдан ваучер в личный кабинет.
05.06.20 ваучер был зачислен в личный кабинет истца, однако купить из средств личного кабинета или использовать средства в счет будущих покупок оказалось невозможно.
Как указал истец, 23.06.2020 г. после его неоднократных обращений в различные инстанции ответчик произвел возврат денежных средств за билет на его карту.
Согласно отзыву ответчика, денежные средства возвращены на карту истца 23.07.2020 г.
Возражая против удовлетворения требования истца, ответчик указал, что в связи с отменой рейса авиакомпания осуществила возврат денежных средств на персональный счет в личный кабинет истца в валюте оплаты USD. Невозможность использования истцом денежных средств, зачисленных на персональный счет в личном кабинете для приобретения нового билета была обусловлена техническим сбоем программного оборудования, поскольку валюта нового бронирования отличалась от валюты возврата - возврат произведен в USD, клиент создавал бронирование в RUB, в связи с чем оплата была невозможна. Распространение новой коронавирусной инфекции явилось для авиакомпании непредвиденным обстоятельством.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался ст.ст. 421, 784, 786, п. 1 ст. 793, 395 ГК РФ, ст. 103 Воздушного Кодекса РФ и исходил из того, что факт неправомерного удержания денежных средств истца ответчиком не нашел своего подтверждения, оснований для взыскания процентов за период с 01.04.2020 г. по 23.06.2020 г. в размере 17 руб, а также для компенсации морального вреда не имеется.
В апелляционной жалобе истец ссылается на то, что является потребителем в возникших правоотношениях, факт длительного невозврата денежных средств за неоказанную услугу нарушил его права, зачисление ответчиком в личный кабинет денежных средств в виде ваучера без возможности его использования для новой покупки, является обманом потребителя; намеренным отказом возвращать денежные средства в досудебном порядке истцу причинен моральный вред, который не подлежит исчислению. Фактически деньги за билет в размере 19, 11 долларов США поступили на его карту 08.08.2020 г, т.е. через 138 дней, за которые должны быть начислены проценты в размере 0, 29 долларов США.
Судебная коллегия не может принять приведенные доводы в качестве оснований к отмене решение и находит выводы суда первой инстанции по существу верными ввиду следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
В соответствии с ч. 1 ст. 107 Воздушного Кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 08.06.2020 N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции", применяемой к договорам перевозки пассажиров, подлежащим исполнению с 1 февраля 2020 года (п. 3 ст. 24)) Правительство Российской Федерации при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части вправе установить на соответствующей территории особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения и возвратить уплаченную за воздушную перевозку пассажира провозную плату в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Согласно п. "б" ч. 6 ст. 4.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.
Пунктом 16 Постановления Правительства РФ от 01.12.2004 N 715 (ред. от 31.01.2020) "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих" к указанному перечню отнесена коронавирусная инфекция.
Постановлением Правительства РФ от 06.07.2020 N 991 (ред. от 31.08.2020) "Об утверждении Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части" (далее - Положение) установлены особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также порядок и сроки возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, повлекших ограничение международного и (или) внутреннего воздушного сообщения (п. 1).
Названное Положение применяется к договорам, подлежащим исполнению с 1 февраля 2020 г. по международным воздушным перевозкам с Китайской Народной Республикой, с 18 марта 2020 г. - по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам, заключенным до 1 мая 2020 г. (за исключением чартеров).
В соответствии с подп. "б", п. 3, п.п. 5, 6 Положения в случаях, указанных в пункте 1 настоящего Положения, перевозчик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора (отменить рейс) и возвратить уплаченную за воздушную перевозку пассажира провозную плату в порядке и сроки, которые установлены в настоящем Положении (подп. "б" п. 3)
В случаях, указанных в подпункте "б" пункта 3 и пункте 4 настоящего Положения, обязательство перевозчика перевезти пассажира в пункт назначения, указанный в билете, прекращается, при этом перевозчик обязан в течение 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, принять сумму оплаченной провозной платы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке (в том числе по другим маршрутам воздушной перевозки) и дополнительных услуг перевозчика.
Пассажир вправе для оплаты указанных услуг перевозчика использовать часть суммы оплаченной провозной платы или использовать сумму полностью, а в случае ее недостаточности доплатить денежными средствами.
Перевозчик не вправе устанавливать ограничения по принятию суммы оплаченной провозной платы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке пассажира, связанные с маршрутом или датой воздушной перевозки, при наличии в продаже билетов на выбранные пассажиром дату и маршрут воздушной перевозки.
Порядок обращения пассажира за оказанием указанных услуг определяется правилами перевозчика (п. 5).
Денежные средства, не использованные для оплаты услуг, указанных в пункте 5 настоящего Положения, подлежат возврату пассажиру по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, если иной срок возврата не установлен пунктом 10 настоящего Положения.
На сумму оплаченной провозной платы подлежат начислению проценты за пользование денежными средствами. Размер процентов за пользование денежными средствами определяется ключевой ставкой Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в соответствующие периоды. Проценты за пользование денежными средствами начисляются по день возврата суммы этих средств пассажиру, но не позднее окончания 4-летнего срока с даты отправления рейса, указанного в билете. На сумму оплаченной провозной платы, использованной для оплаты услуг перевозчика, указанных в пункте 5 настоящего Положения, проценты не начисляются (п. 6).
В соответствии с п. 10 Положения денежные средства, указанные в пункте 6 настоящего Положения, возвращаются по заявлению пассажира, поданному по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете.
Пассажир, признанный инвалидом I или II группы, ребенок-инвалид, а также ветеран Великой Отечественной войны, лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка-инвалида, лицо, имеющее удостоверение многодетной семьи или иные документы, подтверждающие статус многодетной семьи в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, вправе подать заявление о возврате провозной платы до истечения 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, а также до даты воздушной перевозки, указанной в билете.
Денежные средства за билет в размере 19, 11 долларов США возвращены Юнусову А.С. перевозчиком добровольно до истечения 3-х лет с даты предполагаемого вылета отмененного рейса.
Вместе с тем, ввиду отсутствия данных о том, что Юнусов А.С. относится к категории лиц, перечисленных в абз. 2 п. 10 (инвалиды, ветераны, многодетные семьи), не имеется оснований для присуждения ему процентов до истечения 3-х лет с даты отправления рейса, указанного в билете.
Таким образом, суд первой инстанции верно указал на то, что неправомерного пользования денежными средствами Юнусова А.С. по вине ответчика не допущено, оснований для взыскания процентов, а также для компенсации морального вреда не имеется.
Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене обжалуемого решения не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия, определила:
Решение Щербинского районного суда г.Москвы от 09 сентября 2020 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Юнусова А.С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.