Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего фио
судей фио, фио
при помощнике фио
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио
гражданское дело N 2-3510\17 по апелляционной жалобе лица, не привлеченного к участию в деле фио, на решение Тверского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
- признать общедомовой узел учета, состоящий из приборов ЦО Теплосчетчик тип: КМ 5-2 (заводской номер 89862), расположенный по адресу: адрес, бесхозяйной вещью;
- передать общедомовой узел учета, состоящий из приборов ЦО Теплосчетчик тип: КМ 5-2 (заводской номер 89862), расположенный по адресу: адрес, в собственность адрес,
УСТАНОВИЛА:
Управа адрес обратилась в суд с заявлением о признании имущества - общедомового узла учета, состоящего из приборов ЦО Теплосчетчик тип: КМ 5-2 (заводской номер 89862), находящегося по адресу: адрес, бесхозяйным, признании права собственности на имущество за адрес.
Судом постановлено изложенные выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы и дополнения к ней просит фио - лицо, не привлеченное к участию в деле, указывая, что спорное имущество, признанное судом бесхозяйным, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: адрес.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от дата апелляционная жалоба с дополнением фио оставлена без рассмотрения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от дата апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от дата отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Московского городского суда
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители заявителя Управы адрес и заинтересованных лиц адресМосквы, ПАО МОЭК, ГБУ адрес Тверской, ГБУ адрес Москвы не явились, извещены, причины неявки не обосновали, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли, в связи с чем, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие по ст. ст. 167, 327 ГПК РФ.
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения лица, не привлеченного к участию в деле фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене обжалуемого решения по основаниям п. 1, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, поскольку разрешая спор, суд неправильно определилимеющие значение для дела обстоятельства, допустил неверное применение норм материального права.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в п. п. 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Постановленное судом первой инстанции решение суда данным требованиям не отвечает.
В соответствии со ст. 290 ГПК РФ заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом или имуществом, находящимся в собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга.
На основании ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с частью 6 статьи 15 Федерального закона от дата N 190-ФЗ "О теплоснабжении" в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.
Подпунктом 3 пункта 4 статьи 17 Федерального закона от дата N 190-ФЗ "О теплоснабжении" установлено, что ответственность теплосетевой и теплоснабжающей организаций за состояние и обслуживание объектов тепловой сети определяется границей балансовой принадлежности, фиксируемой в акте о разграничении балансовой принадлежности тепловых сетей и акте о разграничении эксплуатационной ответственности сторон (в приложениях к такому договору). Установление в договоре энергоснабжения границы, определяющей линию раздела элементов тепловых сетей между потребителем и энергоснабжающей организацией, необходимо для определения места исполнения обязательств по поставке тепловой энергии, зоны ответственности абонента и энергоснабжающей организации за содержание тепловых сетей, однако, не может является безусловным подтверждением права собственности на соответствующие участки сетей. Таким образом, договор теплоснабжения определяет права и обязанности сторон лишь в части порядка поставки и оплаты тепловой энергии и не является основанием возникновения у его сторон прав на теплоэнергетическое имущество, в т.ч. бесхозяйное.
Таким образом, обязанность по определению участника правоотношений по теплоснабжению с учетом принадлежности тепловых сетей возложена на орган местного самоуправления, который, при выявлении бесхозяйных тепловых сетей, а равно тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации, сам становится участником правоотношений по теплоснабжению и несет обязанность по определению теплосетевой или единой теплоснабжающей организации.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Управой адрес выявлен общедомовой узел учета, состоящий из приборов ЦО Теплосчетчик тип: КМ 5-2 (заводской номер 89862), находящийся по адресу: адрес; после выявления указанного объекта заявителем приняты меры для установления собственника, что подтверждается запросами и ответами на запросы Департамента городского имущества адрес, ПАО МОЭК, ГБУ адрес Тверской, ГБУ адрес Москвы; заинтересованные лица право собственности на указанный объект не подтвердили, в связи с чем, выявленный объект является бесхозяйным (ч. 1 ст. 225 ГК РФ), право собственности на который, подлежит признанию за адрес.
С указанными выводами судебная коллегия не согласна по следующим основаниям.
Общедомовые приборы учета по своей правовой природе являются движимой вещью (ст. 130 ГК РФ), не являются необходимым элементом единого недвижимого комплекса как неделимой вещи (ст. 133, 133.1 ГК РФ), отсутствует неразрывная физическая и технологическая связь приборов учета с общедомовым имуществом, а равно приборы учета и общедомовое имущество не соотносятся друг с другом как главная вещь и принадлежность (ст. 135 ГК РФ).
Соответственно, по правилам ст. 290 ГК РФ, ст. 36 ЖК РФ общедомовые приборы учета могут быть отнесены к общему имуществу многоквартирного дома только в том случае, если они были поставлены изначально при строительстве дома либо были установлены собственниками помещений многоквартирного дома за свой счет.
Постановлением Правительства РФ от дата N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" прямо предусмотрено (пп. е(1) п. 2 раздела 1 Правил...), что в состав общего имущества включаются: автоматизированные информационно-измерительные системы учета потребления коммунальных ресурсов и услуг, в том числе совокупность измерительных комплексов (приборов учета, устройств сбора и передачи данных, программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учета), в случаях, если установлены за счет собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в рамках исполнения обязанности по установке приборов учета в соответствии с требованиями Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно пункту 6 указанных Правил в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Не привлеченные к участию в деле лица, вопрос о правах и обязанностях которых разрешен судом, вправе в апелляционной жалобе ссылаться на любые дополнительные (новые) доказательства, которые не были предметом исследования и оценки в суде первой инстанции, поскольку такие лица были лишены возможности реализовать свои процессуальные права и обязанности при рассмотрении дела в суде первой инстанции (п. 12 указанного постановления Пленума Верховного Суда РФ).
Тогда как из принятых судебной коллегией в порядке ст. 327.1 ГПК РФ от фио, являющегося собственником квартиры N19 по адресу: адрес, документов следует, что согласно акту дефектации оборудования КМ-5 зав. N89862 и ППС-5 зав. N89826 по адресу: адрес составленному дата наименование организации теплосчетчик был отключен от сети питания. После его включения показания расхода на подаче с отрицательным знаком (установлен против потока теплоносителя); температура на подающем и обратном трубопроводе не соответствует действительному значению (на приборе значения ш 20 *С, to 1 *С); были подключены платформы с имитацией температуры, значение температуры соответствует установленным резисторам; продиагностирован комплект КТС-Б до платформы подключения, комплект КТС-Б является рабочим; дата на теплосчетчике была дата, переустановлена на дата. Рекомендовано установить теплосчетчик по направлению потока теплоносителя, заменить платформы подключения.
В свою очередь, согласно заключению специалиста наименование организации фио от дата При проведении обследования дата было установлено
что: прибор учета тепла КМ-5-2 установлен на подающем и обратном трубопроводе системы отопления в тепловом узле дома; счетчик подключен к электрическому питанию; заводской номер изделия на подающем трубопроводе 89862; заводской номер изделия на обратном трубопроводе 89826; проверка работоспособности счетчика не производилась;
Согласно Руководству по эксплуатации, страница 4, РЭ 4218-010-42968951-2010 теплосчетчики КМ-5, модификации КМ-5-1... КМ-5-7, страница 5 документа, "... теплосчётчики вообще и КМ-5, в частности, относятся к измерительным системам, причем вида ИС-1 по ГОСТ Р 8.596-2002, т.е. выпускаются из производства как законченные укомплектованные известия, для монтажа, которых на месте эксплуатации достаточно указаний, содержащихся в эксплуатационных документа (в данном случае РЭ КМ-5)... Возможна практически полная автоматизация обслуживания КМ-5, для чего требуется включение КМ-5 в измерительную систему более высокого уровня вида, т.е. вида ИС-2 по ГОСТ Р 8.596-2002".
В свою очередь, согласно разделу 1 ГОСТ Р 8.596-2002 (далее ГОСТ), указанные ИС-1 и ИС-2 представляют собой: "- выпускаемые изготовителем как законченные, в ряде случаев, линий связи и электронных вычислительных машин) изделия, для установки которых на месте эксплуатации достаточно указаний, приведенных в эксплуатационной документации, в которой нормированы метрологические характеристики измерительных каналов системы (далее - ИС-1);
- проектируемые для конкретных объектов (группы типовых объектов) из компонентов ИС, выпускаемых, как правило, различными изготовителями, и принимаемые как законченные изделия непосредственно на объекте эксплуатации. Установку таких ИС на месте эксплуатации осуществляют в соответствии с проектной документацией на ИС и эксплуатационной документацией на ее компоненты, в которой нормированы метрологические характеристики, соответственно, измерительных адрес и ее компонентов (далее - ИС-2)."
При этом ГОСТ отдельно в разделе 1 указывает, что "Перечисленные виды ИС могут быть использованы как автономно, так и в составе более сложных структур (информационно-измерительных систем; систем контроля, диагностирования, распознавания образов, испытательного оборудования, а также автоматических систем управления технологическими процессами). В таких сложных структурах измерительная система может быть выделена на функциональном уровне.".
В соответствии с вышеприведенным и разделом 1 ГОСТ 34.003-90, "автоматизированная информационно-измерительная система учета потребления коммунальных ресурсов и услуг", является системой, состоящей из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая информационную технологию выполнения измерений в целях учета потребления коммунальных ресурсов и услуг.
Таким образом, в соответствии с ГОСТ, устройства, относящиеся к ИС-1 не являются информационно-измерительными системами, но могут входить в их состав, в зависимости от устройства конкретного объекта измерения.
В случае автономного использования КМ-5-2, без иных элементов ИС-2 и информационно измерительных систем, устройство КМ-5-2, согласно пункту 6.3 РМГ 29-2013 "ГСИ. Метрология. Основные термины и определения", приняты взамен РМГ-29-99, "Измерительная система в зависимости от решаемой измерительной задачи может рассматриваться как единое средство измерений.".
Учитывая вышеизложенное, прибор учета тепла КМ-5-2 не может относиться к "информационно измерительным системам", и в зависимости от решаемой на конкретном объекте измерений задачи может являться средством измерения, а именно, согласно РЭ, счетчиком тепловой энергии.
Что касается отнесения КМ-5-2 к "коллективным (общедомовым) приборам учета тепловой энергии", то ответ на этот вопрос зависит от конкретного объекта на котором смонтирован прибор, в зависимости от назначения трубопровода в котором определяется количество перенесенной тепловой энергии.
Таким образом, счетчик тепловой энергии КМ-5-2 является техническим средством - теплосчетчиком, служащим для определения количества перенесенного по трубопроводу тепла.
В зависимости от устройства и назначения конкретного объекта измерения, КМ-5-2, в том числе, может использоваться для целей учета тепловой энергии в качестве коллективного (общедомового) прибора.
Так же КМ-5-2 не является информационно-измерительной системой, но, в конкретном исполнении объекта измерений, может входить в ее состав.
В ходе натурного обследования специалистом было установлено, что прибор учета тепла КМ-5-2 установленный по адресу: адрес, не имеет признаков интегрирования прибора учета в измерительную систему более высокого уровня, а также в информационно-измерительную систему (отсутствие интегратора сети, адаптера токового/частотного выхода).
Также было установлено, что прибор учета тепла КМ-5-2 используется как общедомовой счетчик тепловой энергии общедомового отопления, так как установлен на подающем/отводящем трубопроводе теплоснабжения на входе в многоквартирный дом.
При таких обстоятельствах, специалист пришел к выводу, что в данном конкретном случае счетчик КМ 5-2 является коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии в системе отопления многоквартирного дома по адресу: адрес.
В свою очередь, по данным адрес Тверской, расчет начислений по услуге "отопление" по квартире заявителя жалобы, осуществляется по показаниям общедомового прибора учета водопотребления центрального отопления (ОДПУ ЦО). Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии в соответствии с постановлением Правительства от дата N 354-ПП "О предоставлении коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов" определяется исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии. Снятие показаний ОДПУ ТЭ проводится ежемесячно, с оформлением соответствующих Актов управляющей организацией совместно с наименование организации с последующей передачей в адрес Тверской.
При таких обстоятельствах, поскольку из представленных в дело доказательств следует, что общедомовой узел учета, состоящий из приборов ЦО Теплосчетчик тип: КМ 5-2 (заводской номер 89862), расположенный по адресу: адрес находится в общедолевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: адрес, то решение суда является не законным, подлежит отмене по ст. 330 ГПК РФ с вынесением нового решения по ст. 328 ГПК РФ об отказе в удовлетворении заявленных требований Управы адрес о признании брошенной движимой вещи бесхозным имуществом и признании права собственности адрес.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тверского районного суда адрес от дата отменить.
Постановить новое решение.
В удовлетворении заявленных требований Управы адрес о признании брошенной движимой вещи бесхозным имуществом и признании права собственности адрес - отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.