Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Семченко А.В, судей Рачиной К.А, Лобовой Л.В, при ведении протокола помощником судьи Филатовой Н.А, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Рачиной К.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе Парахневич И.Г.
на решение Люблинского районного суда города Москвы от 03 сентября 2020 года, которым постановлено:
Исковые требования Управления социальной защиты населения Юго-Восточного административного округа города Москвы к Парахневич И.Г. о взыскании средств - удовлетворить.
Взыскать с Парахневич И.Г. в пользу Управления социальной защиты населения Юго-Восточного административного округа города Москвы излишне переполученные денежные средства за период с 01 апреля 2005 года по 31 марта 2018 года в размере 367 564, 65 руб.
Взыскать с Парахневич И.Г. в бюджет города Москвы государственную пошлину в размере 6 875, 65 руб, установила:
Управление социальной защиты населения Юго-Восточного административного округа города Москвы 18 июля 2018 года направило в суд иск к Парахневич И.Г. о взыскании необоснованно полученной региональной социальной доплаты к пенсии в размере 367 564, 65 руб. за период с 01 апреля 2005 года по 31 марта 2018 года, в обоснование заявленных требований ссылаясь на то, что ответчик, являясь получателем пенсии по старости, с 01 июля 2004 года получала ежемесячную компенсационную выплату (с 01 января 2010 года - ежемесячная региональная социальная доплата к пенсии на основании Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП), как неработающий пенсионер, имеющий место жительства в городе Москве; в марте 2018 года Парахневич И.Г. обратилась в УСЗН ЮВАО города Москвы по вопросу перерасчета доплаты к пенсии, не представив паспорт, однако по полученным сведениям из Базового регистра установлено, что с 01 марта 2005 года ответчик была снята с регистрационного учета в городе Москве по месту жительства и в дальнейшем неоднократно была зарегистрирована по месту пребывания в городе Москве, при этом, в нарушение требований закона о безотлагательном сообщении о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты доплаты, ответчик о таких обстоятельствах своевременно не сообщила, в связи с чем получала доплату к пенсии без законных оснований. На основании изложенного, истец обратился в суд и просил взыскать с ответчика переполученную сумму городских доплат в размере 367 564, 65 руб, образовавшуюся за период с 01 апреля 2005 года по 31 марта 2018 года и возложить на ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины.
Решением Люблинского районного суда г. Москвы от 18 октября 2018 года исковые требования УСЗН ЮВАО города Москвы к Парахневич И.Г. о взыскании денежных средств удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 08 октября 2019 года решение Люблинского районного суда города Москвы от 18 октября 2018 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Парахневич И.Г. - без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 03 марта 2020 года решение Люблинского районного суда г. Москвы от 18 октября 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 08 октября 2019 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит ответчик Парахневич И.Г. по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения ответчика Парахневич И.Г, представителя истца Антюфеевой М.Б, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Парахневич И.Г. состоит в УСЗН ЮВАО г. Москвы на учете как пенсионер по старости и до 01 апреля 2018 года являлась получателем региональной социальной доплаты к пенсии как неработающий пенсионер, зарегистрированный в городе Москве.
04 июня 2004 года Парахневич И.Г. обратилась в управление с заявлением о назначении ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии как неработающий пенсионер, имеющий место жительство в городе Москве, представив паспорт о регистрации в городе Москве 02 июня 2004 года.
По сведениям Пенсионного фонда РФ с 20 июня 2003 года Парахневич И.Г. назначена пенсия, а с 01 июля 2004 года была назначена ЕКВ.
В заявлении о назначении ЕКВ, подписанном Парахневич И.Г, имеется обязательство сообщать в течение 10 дней об изменении места жительства.
В марте 2018 года Парахневич И.Г. обратилась в управление по вопросу перерасчета РСД, паспорт не представила, однако по сведениям, полученным Управлением 15 марта 2018 года, установлено, что Парахневич И.Г. 01 марта 2005 года была снята с регистрационного учета в городе Москве и зарегистрирована в городе Москве по месту пребывания по вышеуказанному адресу на период с 18 мая 2010 года по 15 мая 2015 года, и с 20 мая 2015 года по 20 мая 2035 года, о чем, Парахневич И.Г. в управление не сообщила. При этом, постоянную регистрацию ответчик до 2008 года имела в Амурской области, а с 2008 года в Московской области.
Переплата из городского бюджета за период с 01 апреля 2005 года по 31 марта 2018 года составила 367 564, 65 руб. и управлением было вынесено решение N *** от 19 апреля 2018 года о том, что данная переплата подлежит возмещению Парахневич И.Г. в соответствии с п. 42 вышеуказанного Порядка.
Рассматривая заявленные истцом требования, суд первой инстанции исходил из того, что несвоевременное сообщение ответчиком о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты региональной социальной доплаты, повлекло за собой перерасход средств на выплату региональной социальной доплаты к пенсии, и пришел к выводу о том, что переплата региональной социальной доплаты к пенсии за период с 01.04.2005 г. по 31.3.2018 г. в сумме 367 564, 65 руб. должна быть возвращена пенсионером.
Судебная коллегия не может согласиться указанными выводами ввиду следующего.
Постановление Правительства Москвы от 27.11.2007 N 1005-ПП, которым была предусмотрена выплата ежемесячных компенсационных выплат (доплат) к пенсиям и единовременных выплат, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы, изложено в новой редакции на основании Постановления Правительства Москвы от 29.12.2009 N 1462-ПП и с 01.01.2010 перестало предусматривать такую выплату неработающим пенсионерам, а в соответствии п. 1 Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии" с 01.01.2010 для неработающих пенсионеров установлена региональная социальная доплата к пенсии (РСД) взамен ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии (ЕКВ).
Этим же Постановлением Правительства Москвы от 17 ноября 2009 г. N 1268-ПП утвержден Порядок назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии (далее - Порядок назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
В соответствии с пунктом 5 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание в городе Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания. К неработающим пенсионерам относятся пенсионеры, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также получающие пенсию дети, не достигшие возраста 18 лет.
В абзаце первом пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты указано, что региональная социальная доплата неработающим пенсионерам назначается управлением социальной защиты населения города Москвы по месту жительства (пребывания) пенсионера на основании письменного заявления, необходимых документов и сведений об установлении пенсии, других денежных выплат и предоставлении мер социальной поддержки, учитываемых в общей сумме материального обеспечения пенсионера.
В заявлении о назначении региональной социальной доплаты пенсионер дает согласие на проверку сведений, содержащихся в документах, представляемых им для назначения региональной социальной доплаты, и в обязательном порядке подписывает обязательство о своевременном (в течение 10 календарных дней) сообщении в управление социальной защиты населения города Москвы, выплачивающее региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера региональной социальной доплаты или прекращение ее выплаты. Форма заявления утверждается Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы (абзац второй пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
В пункте 33 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты названы основания утраты права на получение региональной социальной доплаты до величины прожиточного минимума пенсионера в городе Москве и региональной социальной доплаты до городского социального стандарта. К таким основаниям, в частности, отнесено осуществление пенсионером в возрасте старше 18 лет работы и (или) иной деятельности, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер начал осуществлять указанную работу и (или) иную деятельность (подпункт "г" пункта 33 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Управления социальной защиты населения города Москвы вправе запрашивать в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствующих органах и организациях сведения, позволяющие проверить достоверность представленных пенсионерами сведений (абзац третий пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
При поступлении сведений, свидетельствующих об утрате пенсионером права на получение региональной социальной доплаты, управление социальной защиты населения города Москвы приостанавливает ее выплату для выяснения обстоятельств и проверки фактов, влияющих на продолжение выплаты региональной социальной доплаты. В случае подтверждения этих обстоятельств выплата региональной социальной доплаты прекращается (пункт 35 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Пенсионер обязан в письменной форме информировать управление социальной защиты населения города Москвы, выплачивающее ему региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты или изменение размера региональной социальной доплаты, в срок не позднее 10 календарных дней со дня наступления указанных обстоятельств (пункт 41 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Согласно пункту 42 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты в случаях, если представление недостоверных сведений или несвоевременное выполнение обязанности, указанной в пункте 41 Порядка, повлекло за собой перерасход средств на выплату региональной социальной доплаты, излишне выплаченные суммы возмещаются в следующем порядке: на основании решения управления социальной защиты населения города Москвы об ежемесячном удержании излишне выплаченных сумм с пенсионера в размере, не превышающем 20% причитающейся ему к выплате суммы региональной социальной доплаты; пенсионером в добровольном порядке (в объемах и в сроки, согласованные с управлением социальной защиты населения города Москвы); на основании решения суда о возмещении переполученных сумм.
В случае наличия у пенсионера затруднительного материального положения управлением социальной защиты населения города Москвы принимается решение о снижении процента ежемесячных удержаний либо в исключительном порядке о списании переплаты или ее части (абзац третий пункта 42 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Исходя из приведенных положений нормативного правового акта города Москвы (постановления Правительства Москвы от 17 ноября 2009 г. N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии") право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание в городе Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания. Региональная социальная доплата к пенсии назначается неработающим пенсионерам управлением социальной защиты населения города Москвы по месту жительства (пребывания) пенсионера на основании его письменного заявления, необходимых документов и сведений об установлении пенсии. На пенсионера возлагается обязанность сообщать управлению социальной защиты населения района города Москвы об обстоятельствах, влекущих прекращение региональной социальной доплаты к пенсии. При этом Порядком назначения и выплаты региональной социальной доплаты установлены не только основания, при которых утрачивается право пенсионера на получение региональной социальной доплаты к пенсии, но и определено, какие действия надлежит совершить органу социальной защиты после поступления сведений, свидетельствующих о возможной утрате права пенсионера на получение региональной социальной доплаты к пенсии (проверка поступивших сведений с приостановлением выплаты региональной социальной доплаты, выяснение обстоятельств, проверка фактов, при подтверждении сведений - прекращение выплаты).
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств (часть 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации; в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела судом первой инстанции).
Согласно материалам дела, Парахневич И.Г. на основании ее заявления от 04.06.2004 г. была назначена ежемесячная компенсационная выплата (ЕКВ) к пенсии как неработающему пенсионеру, ей были разъяснены условия назначения и прекращения ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии. В этом заявлении содержится обязательство Парахневич И.Г. сообщить управлению социальной защиты населения города Москвы об обстоятельствах, влияющих на изменение размера ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии, и иных обстоятельствах, влекущих прекращение ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии (л.д. 7). Копия указанного заявления Парахневич И.Г. приложена УСЗН ЮВАО г. Москвы к исковому заявлению.
Вместе с тем, сведений о том, была ли Парахневич И.Г. проинформирована УСЗН ЮВАО г. Москвы о замене ежемесячной компенсационной выплаты (доплаты) к пенсии на региональную социальную доплату к пенсии, разъяснены ли ей были порядок и условия назначения и прекращения выплаты данной доплаты к пенсии, подавала ли Парахневич И.Г. заявление о переходе на региональную социальную доплату к пенсии, принимала ли Парахневич И.Г. письменное обязательство, установленное пунктом 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты, то есть об информировании управления социальной защиты населения города Москвы о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты или изменение размера региональной социальной доплаты, в срок не позднее 10 календарных дней со дня наступления указанных обстоятельств, не представлено.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца ссылалась на то, что такие документы отсутствуют, о переходе с ЕКВ на РСД ответчик не предупреждалась, в УСЗН ЮВАО г. Москвы не вызывалась и соответствующее обязательство после перехода на РСД не писала, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу о том, что при таких обстоятельствах оснований для возложения на ответчика обязанности по погашению задолженности по выплате РСД не имеется.
При этом учитывает судебная коллегия и то, что Положением о Департаменте труда и социальной защиты населения города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 8 сентября 2015 г. N 566-ПП, предусмотрено, что Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции, в частности, по реализации государственной политики в сфере труда и социальной защиты населения, в том числе граждан пожилого возраста и инвалидов, иных граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, семей с детьми.
В пункте 4.22 этого положения определено, что Департамент выполняет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств города Москвы, главного администратора доходов бюджета города Москвы по источникам, закрепляемым в соответствии с возложенными полномочиями.
Согласно пункту 10 названного положения Департамент создает территориальные подразделения - управления социальной защиты населения города Москвы, являющиеся юридическими лицами. Управления социальной защиты населения города Москвы действуют на основании положений о них, утверждаемых правовыми актами Департамента.
Приказом Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 30 января 2017 г. N 64 утверждено Положение об Управлении социальной защиты населения Юго-Восточного административного округа города Москвы, пунктом 1.1 которого установлено, что Управление социальной защиты населения Юго-Восточного административного округа города Москвы является территориальным подразделением Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по реализации государственной политики в сфере социальной защиты населения, а также предоставлению государственных и иных услуг в указанной сфере (далее также - Положение об Управлении социальной защиты населения).
Управление принимает решения о назначении и предоставлении жителям города Москвы социальных выплат, компенсаций, пособий, доплат к пенсии и других выплат в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы (пункт 3.1.1 Положения об Управлении социальной защиты населения).
Управление осуществляет: работу по обеспечению межведомственного информационного взаимодействия для оказания государственных и иных услуг в г. Москве с использованием отраслевых информационных систем, входящих в состав Распределенной автоматизированной системы обработки информации по социальной защите населения Москвы (РАСОИ "Соцзащита" Москвы) и Автоматизированной системы государственных и муниципальных услуг и функций (АС ГУФ) (пункт 3.2.6 Положения об Управлении социальной защиты населения); взаимодействие с отраслевыми, функциональными и территориальными органами исполнительной власти города Москвы, органами местного самоуправления, территориальными подразделениями Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области, общественными, благотворительными и другими организациями по осуществлению адресной социальной поддержки жителей г. Москвы (пункт 3.2.8 Положения об Управлении социальной защиты населения); обеспечивает контроль за исполнением бюджета и использованием внебюджетных средств, содействует привлечению внебюджетных средств для реализации социальных программ (пункт 3.3.8 Положения об Управлении социальной защиты населения); обеспечивает в соответствии с действующим законодательством организацию бюджетного и бухгалтерского учета, а также целевое использование и сохранность денежных средств и материальных ценностей (пункт 3.3.9 Положения об Управлении социальной защиты населения). Источниками формирования имущества Управления, в том числе финансовых ресурсов, являются средства, выделяемые целевым назначением из бюджета г. Москвы согласно утвержденной Департаментом смете расходов на содержание Управления (пункт 4.3 Положения об Управлении социальной защиты населения).
Из приведенных норм Положения об Управлении социальной защиты населения Юго-Восточного административного округа города Москвы следует, что Управление наделено полномочиями в том числе по контролю за правильным и рациональным расходованием средств, выделяемых из бюджета города Москвы на реализацию функций в сфере социальной защиты граждан.
При этом, в суде апелляционной инстанции представитель истца не указала причины невыполнения возложенных на Управление социальной защиты населения Юго-Восточного административного округа города Москвы функций по запросу в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствующих органах и организациях (в частности, в Государственном учреждении - Отделении Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области), данных, позволяющих проверить достоверность имеющихся у органа социальной защиты населения сведений, касающихся пенсионеров, а при поступлении сведений о возможной утрате пенсионером права на получение региональной социальной доплаты (например, о трудоустройстве пенсионера) - приостановить ее выплату для выяснения обстоятельств и проверки фактов, влияющих на продолжение выплаты региональной социальной доплаты, сообщила, что такой вопрос возник только в 2018 году.
Однако невыполнение Управлением социальной защиты населения Юго-Восточного административного округа г. Москвы в период с 2010 года по 2018 год возложенных на него полномочий межведомственного информационного взаимодействия с соответствующими органами и организациями, в данном случае с пенсионным органом, при выплате ответчику региональной социальной доплаты привело к возникновению и увеличению многолетней задолженности в виде излишне полученной ею региональной социальной доплаты к пенсии, в то время как именно на управления социальной защиты населения города Москвы возложена обязанность не допускать переплаты выделяемых бюджетных средств, в том числе на выплату региональной социальной доплаты к пенсии, путем проверки обоснованности производимой пенсионеру такой выплаты.
При таких данных, оснований для удовлетворения заявленных требований не имелось, решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Люблинского районного суда города Москвы от 03 сентября 2020 года отменить, вынести по делу новое решение, которым отказать УСЗН ЮВАО г. Москвы в удовлетворении исковых требований к Парахневич И.Г. о взыскании излишне выплаченной суммы региональной социальной доплаты к пенсии.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.