Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Клюевой А.И, судей Аванесовой Г.А, Пономарева А.Н, при помощнике судьи Козаевой И.Б, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1260/2020 по иску Ушакова А.С. к ГУ МВД России по городу Москве о признании незаконным решения жилищной комиссии и распоряжения о ее утверждении от 15 ноября 2018 года, связанных с изменением даты постановки на учет на получение единовременной выплаты для приобретения жилого помещения
по апелляционной жалобе Ушакова А.С. на решение Тверского районного суда города Москвы от 10 марта 2020 года, заслушав доклад судьи Пономарева А.Н, выслушав Ушакова А.С, его представителя по доверенности Гришакова И.Н, поддержавших доводы апелляционной жалобы с учетом дополнительной апелляционной жалобы, представителя ГУ МВД России по городу Москве по доверенности Шевченко В.З, полагавшую решение суда законным и обоснованным, установила:
Ушаков А.С. обратился в суд с указанным выше исковым заявлением к ГУ МВД России по городу Москве, полагая нарушенным право состоять на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья с даты первоначальной постановки на учет - 12 декабря 2012 года.
Требования мотивированы тем, что оспариваемое право признано за истцом решением жилищной комиссии ГУ МВД России по городу Москве от 29 ноября 2016 года. Затем это решение 15 ноября 2018 года было пересмотрено ответчиком с учетом того, что в период с 17 июня 2013 года по 14 июля 2016 года истец проходил службу в УФМС России по городу Москве, куда был прикомандирован, в период работы в УФМС России по городу Москве истец вместе с семьей на основании собственного рапорта от 2 июля 2014 года был исключен из списка очередников решением жилищной комиссии ГУ МВД России по городу Москве от 28 августа 2014 года. Между тем указанные обстоятельства, из которых исходил ответчик, по мнению истца, не давали основания изменять дату постановки на учет, так как обеспеченность жильем его и членов его семьи не изменилась.
Решением Тверского районного суда города Москвы от 10 марта 2020 года в удовлетворении иска отказано по мотиву представления ответчиком доказательств, которые применительно к положениям статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункта 19 подпункты "а", "д", пункта 22(1) Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1223, позволяют сделать вывод о том, что право состоять на очереди на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья при переходе на службу в другой орган федеральной исполнительной власти за истцом не сохраняется.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней ставится вопрос об отмене решения, как не основанного на законе, положения которого не связывают откомандирование для прохождения службы в УФМС России с утратой прав, которые он приобрел в период службы в ГУ МВД России по городу Москве. Заявитель, ссылаясь на свое семейное и материальное положение, утверждает, что он был проинформирован о возможности восстановления его в очереди с даты первоначальной постановки по новому месту службы либо в ГУ МВД России по городу Москве.
Проверив материалы дела, выслушав Ушакова А.С. и его представителя, представителя ГУ МВД России по городу Москве, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания, предусмотренные пунктами 1, 3 части 1 указанной статьи для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, с учетом дополнений, изученным по материалам дела, имеются.
По смыслу статьи 401 Гражданского кодекса РФ каждый должен доказать исполнение своих обязанностей, нарушение которых ему ставится в вину. При этом в силу статьи 10 Гражданского кодекса РФ предполагается, что волеизъявление сторон спорных правоотношений не было направлено на причинение вреда друг другу и на нарушение закона.
В данном случае заявленные основания иска касались законности решения ГУ МВД России по городу Москве от 15 ноября 2018 года о сохранении за Ушаковым А.С. права состоять на учете на получение единовременной социальной выплаты с момента первоначальной постановки на учет (12 декабря 2012 года) в связи со структурным переподчинением миграционной службы в рамках проводимой реформы органов государственной власти.
При таком положении спорные правоотношения носят публично-правовой характер, а ГУ МВД России по городу Москве должно доказать законность и обоснованность оспариваемого решения. В свою очередь ответчик обязан доказать нарушение своих прав обжалуемым решением.
В соответствии с этим сторонами представлены доказательства, подтверждающие принятие семьи Ушакова А.С. на учет на получение единовременной социальной выплаты решением жилищной комиссии ГУ МВД России по городу Москве 12 декабря 2012 года.
В период с 17 июня 2013 года по 14 июля 2016 года истец, как и ранее, оставался сотрудником миграционной службы, которая была выведена из системы МВД на основании Указа Президента РФ от 21 мая 2012 г. N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти", но продолжала выполнять возложенные на нее функции в соответствии с утвержденным в отношении нее Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. N 928 Положением о Федеральной миграционной службе, в который были внесены соответствующие изменения.
В указанный период, в течение которого истец был прикомандирован, ФМС России являлась самостоятельной федеральной службой с подчинением Правительству Российской Федерации, специальные звания органов внутренних дел были упразднены в классные чины государственных гражданских служащих.
5 апреля 2016 года Указом Президента РФ от 05.04.2016 N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" ФМС России была упразднена, ее функции и полномочия возвращены Главному управлению по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации, правопреемником упраздняемых Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений, стал МВД России.
В связи с этим в Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1223 (ред. от 12.12.2014) были внесены изменения, предусматривающие, что принятие на учет для получения единовременной выплаты осуществляется в центральных аппаратах, территориальных органах, учреждениях и организациях федеральных органов исполнительной власти по месту службы сотрудников (далее - органы), в том числе: сотрудников, прикомандированных к Федеральной миграционной службе и Государственной фельдъегерской службе Российской Федерации, замещающих должности в подразделениях центральных аппаратов, руководителей территориальных органов - в их центральных аппаратах; сотрудников, прикомандированных к Федеральной миграционной службе и Государственной фельдъегерской службе Российской Федерации, за исключением указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, - в их территориальных органах.
Для перечисления единовременной выплаты сотрудник представляет в уполномоченное подразделение заявление о перечислении средств с указанием реквизитов банковского счета, а сотрудники, указанные в абзацах четвертом и пятом пункта 2 настоящих Правил, представляют указанное заявление в подразделение, определяемое соответственно директором Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации либо руководителем Федеральной миграционной службы (пункт 32 Правил).
Финансовое обеспечение расходных обязательств по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству внутренних дел Российской Федерации, Государственной фельдъегерской службе Российской Федерации, Федеральной миграционной службе в федеральном бюджете на мероприятия по обеспечению жильем сотрудников органов внутренних дел (пункт 3 Правил).
Статьей 33 (часть 14) Федерального закона от 03.07.2016 N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" устанавливалось, что сотрудники органов внутренних дел, принятые на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в Федеральной миграционной службе и нуждающиеся в улучшении жилищных условий в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", принимаются по новому месту службы в органах внутренних дел Российской Федерации на такой учет с даты постановки на учет в Федеральной миграционной службе. Граждане Российской Федерации, уволенные со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, состоящие на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в Федеральной миграционной службе и нуждающиеся в улучшении жилищных условий в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", подлежат постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в органах внутренних дел по месту пенсионного обеспечения с даты постановки на учет в Федеральной миграционной службе.
Частью 2 статьи 20 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ предусматривалось, что действие статей 1 - 8, 10 - 12 настоящего Федерального закона с 1 января 2013 года распространяется на сотрудников, прикомандированных в соответствии с законодательством Российской Федерации к федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи в Российской Федерации, или к федеральному органу исполнительной власти, реализующему государственную политику в сфере миграции и осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции.
Из анализа приведенных законоположений следует, что за весь период службы истца в органах МВД и ФМС России на него распространялось действие Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ), который, закрепляя равные права сотрудников указанных органов государственной власти на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, устанавливает условия реализации этого права.
В соответствии с частью 1 статьи 4 названного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ) сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется исходя из оснований, перечисленных в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ.
Никем не оспаривается, что в отношении Ушакова А.С. за весь период службы, начиная с момента его постановки на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья 12 декабря 2012 года, имелись предусмотренные законом необходимые и достаточные условия возникновения права на предоставление единовременной социальной выплаты, а именно: нуждаемость в жилом помещении, отсутствие у истца или членов его семьи жилого помещения в собственности или во владении и пользовании на условиях договора социального найма, отсутствие у истца права пользования названными помещениями как у члена семьи собственника или нанимателя жилого помещения, притом что семья истца не была обеспечена такими помещениями выше предусмотренного законом уровня.
Однако эти требования закона не были учтены судом первой инстанции.
Тверской районный суд города Москвы ошибочно исходил из того, что ответчик обоснованно пересмотрел свое решение от 29 ноября 2016 года исходя из предписаний пунктов "а", "д" названных Правил.
Названные нормы материального права предусматривают, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты:
а) по личному заявлению, подаваемому в письменной форме на имя руководителя органа;
д) в случае увольнения сотрудника со службы (за исключением увольнения со службы по основаниям, дающим право на получение пенсии).
В данном случае установлено, что личное заявление Ушакова А.С. о снятии с учета было мотивировано тем, что он уволился из органов МВД России, тогда как в силу приведенных законоположений Ушаков А.С. был не уволен, а прикомандирован в другой орган государственной власти, при этом в связи с прикомандированием в ФМС России за истцом сохранялось право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья.
Также неправомерна ссылка суда на пункт 22 (1) Правил, поскольку этот пункт был введен Постановлением Правительства РФ от 11.06.2015 N 581, то есть не действовал на момент написания истцом рапорта от 2 июля 2014 года.
Более того, пункт 22 (1) Правил регулирует вопросы, связанные с переводом сотрудников в пределах системы одного федерального органа исполнительной власти к новому месту службы, чего в данном случае не имелось.
Судом не установлено каких-либо неправомерных действий истца, повлекших восстановление его на учете с 12 декабря 2012 года решением жилищной комиссии ГУ МВД России по городу Москве от 29 ноября 2016 года, а ответчиком не доказано правовых оснований для пересмотра указанного решения спустя два года.
Согласно статье 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
На основании изложенного решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении иска.
Руководствуясь статьями 328, 329, пунктами 3, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
определила:
решение Тверского районного суда города Москвы от 10 марта 2020 года отменить и принять новое решение, которым признать незаконным решение жилищной комиссии ГУ МВД России по городу Москве от 15 ноября 2018 года в отношении Ушакова А.С, обязав ГУ МВД России по городу Москве восстановить на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья Ушакова А.С. с 12 декабря 2012 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.