Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Шаповалова Д.В., судей Кирпиковой Н.С., Коневой С.И.
при секретаре Зейналян Л.Р, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кирпиковой Н.С. административное дело N 2а-118/2020 по административному иску Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N1 по Ярославской области к Потапову П.Г. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, пени
по апелляционной жалобе административного ответчика Потапова П.Г. на решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 15 июня 2020 года об удовлетворении требований, УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Ярославской области (далее - МИФНС России N1 по Ярославской области), уточнив заявленные требования, обратилась в суд с административным иском к Потапову П.Г. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2015-2017 г.г. в размере 7 946 руб, пени в размере 151, 82 руб, недоимки по земельному налогу за 2015-2017 годы в размере 1 115 618 руб, пени в размере 24 088, 02 руб.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что Потапов П.Г. состоит на налоговом учете в МИФНС России N 1 по Ярославской области в качестве налогоплательщика. Налоговым органом в адрес плательщика были направлены налоговые уведомления с расчетом суммы налога на имущество физических лиц и земельного налога с указанием объектов налогообложения, налоговой базы, срока уплаты налога с приложением платежных документов. В установленный законом срок налог на имущество и земельный налог, начисленные в соответствии с расчетом, приведенным в налоговых уведомлениях, уплачен не был, что явилось основанием для начисления пени. Требование об уплате налога не исполнено административным ответчиком до настоящего времени. 14 июня 2019 года мировым судьей судебного участка N 13 района Зюзино г.Москвы вынесен судебный приказ о взыскании суммы налога, который отменен определением от 27 июня 2019 года. В 2017-2018 г.г. Инспекцией произведен перерасчет суммы налога и пени с учетом произведенных ответчиком оплат.
Решением Зюзинского районного суда г. Москвы от 15 июня 2020 года административные исковые требования МИФНС России N1 по Ярославской области удовлетворены. Указанным решением постановлено:
взыскать с Потапова П.Г. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ярославской области недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2015-2016 г.г. в размере 7 946 руб, пени в размере 151, 82 руб, недоимку по земельному налогу за 2015-2017 г.г. в размере 1 115 618 руб, пени в размере 24 088, 02 руб.;
взыскать с Потапова П.Г. госпошлину в доход бюджета города Москвы в размере 13 939, 02 руб.
В апелляционной жалобе административный ответчик Потапов П.Г. ставит вопрос об отмене данного судебного решения как незаконного, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального права; неверную оценку собранных по делу доказательств.
Проверив материалы дела, сочтя возможным на основании ст.ст. 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
В силу пункта 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Согласно статье 387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Статьей 390 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 Налогового кодекса РФ).
Как предусмотрено статьей 396 Налогового кодекса РФ, сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.
На основании пункта 4 статьи 397 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления.
Пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса РФ определено, что налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно статье 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса РФ.
Пунктом 1 статьи 401 Налогового кодекса установлено, что о бъектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:
1) жилой дом;
2) квартира, комната;
3) гараж, машино-место;
4) единый недвижимый комплекс;
5) объект незавершенного строительства;
6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно пункту 1 статьи 402 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В силу статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2).
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (пункт 3).
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов.
Из материалов дела следует, что в период 2015-2017 годов Потапов П.Г. являлся собственником земельных участков и объектов недвижимого имущества, расположенных в Переславском районе Ярославской области.
Согласно налоговому уведомлению N77997475 от 11 октября 2018 года Потапову П.Г. произведен расчет налога на имущество физических лиц за 2015-2016 годы за объекты недвижимого имущества: иное строение, помещение, сооружение с кадастровым номером * за 2015 год в размере 3 924 руб, квартиру с кадастровым номером * за 2015, 2016 годы в размере 2 011 руб, земельного налога за 2015-2016 годы за земельный участок с кадастровым номером * в размере 4 714 руб.
Налоговым уведомлением N72483161 от 4 октября 2018 года Потапову П.Г. произведен расчет земельного налога за 2017 год в размере 1 358 753 руб. и расчет налога на имущество физических лиц за 2017 год по объекту недвижимого имущества - квартире с кадастровым номером * в размере 2 011 руб.
Данными налоговыми уведомлениями определен срок уплаты налога - 3 декабря 2018 года.
В связи с неуплатой налога в установленный срок налоговым органом в адрес Потапова П.Г. направлено требование N6063 об уплате налога по состоянию на 26 февраля 2019 года, которым в срок до 9 апреля 2019 года предложено погасить задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 3 924 руб, земельному налогу в размере 1 350 689 руб.
Требованием N 1959 от 7 февраля 2019 года Потапову П.Г. предложено в срок до 21 марта 2019 года погасить задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 4 022 руб.
В связи с неуплатной задолженности Межрайонная ИФНС России N 1 по Ярославской области обратилась к мировому судье судебного участка N 13 района Зюзино г. Москвы с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогам с Потапова П.Г.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка N13 района Зюзино от 14 июня 2019 года с Потапова П.Г. взыскана недоимка по налогу на имущество физических лиц в размере 7 946 руб, по земельному налогу в размере 1 350 689 руб. и пени.
Определением мирового судьи судебного участка N 13 района Зюзино г.Москвы было от 27 июня 2019 года судебный приказ от 14 июня 2019 года отменен на основании возражений налогоплательщика относительно его исполнения.
Решением Ярославского областного суда от 18 апреля 2019 года, вступившим законную силу 21 мая 2019 года, пересмотрена кадастровая стоимость принадлежащих Потапову П.Г. земельных участков с кадастровыми номерами *, их кадастровая стоимость установлена в размере рыночной (т.2 л.д.55-66).
Из названного судебного решения следует, что оспариваемая кадастровая стоимость указанных земельных участков устанавливалась по состоянию на 1 января 2015 года.
Разрешая настоящий спор, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
При этом суд исходил из того, что факт наличия у Потапова П.Г. задолженности по соответствующим налогам установлен в ходе судебного разбирательства, ее размер подтвержден представленными административным истцом доказательствами и ответчиком не опровергнут.
Вместе с тем, проверяя законность постановленного судом решения, судебная коллегия учитывает, что в силу части 6 статьи 289 КАС РФ п ри рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Между тем, данные требования действующего законодательства судом надлежащим образом исполнены не были, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены судебного решения в силу положений пунктов 1, 4 части 2 статьи 310 КАС РФ с вынесением нового решения.
Согласно статье 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса РФ.
В апелляционной жалобе Потапов П.Г. указывает на том, что объект недвижимого имущества с кадастровым номером *, за который с него взыскан налог на имущество за 2015-2017 годы, на праве собственности ему не принадлежит.
Согласно поступившему от МИФНС России N1 по Ярославской области ходатайству, административный истец, учитывая поступившие сведения об отсутствии в собственности налогоплательщика данного объекта недвижимого имущества, от заявленных исковых требований по взысканию с Потапова П.Г. налога на имущество физических лиц за указанный объект в размере 4 022 руб. и пени отказался.
Принимая во внимание добровольный характер отказа административного истца от заявленных требований, его осведомленность о последствиях совершаемого процессуального действия, а также то обстоятельство, что данный отказ не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов иных лиц, учитывая положения статей 46, 157 КАС РФ, судебная коллегия полагает возможным принять отказ от иска в данной части и прекратить в указанной части производство по делу.
Удовлетворяя заявленные МИФНС России N1 по Ярославской области требования о взыскании с Потапова П.Г. недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2015 год за объект недвижимого имущества с кадастровым номером с кадастровым номером * за 2015 год в размере 3 924 руб, суд исходил из того, что налоговым органом соблюдены сроки и порядок обращения в суд с данными требованиями.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, ранее налоговым органом производился расчет Потапову П.Г. налога на имущество физических лиц по данному объекту за 2015 год, что подтверждается налоговым уведомлением N74357969 от 22 сентября 2017 года (т.1 л.д.21-34об.).
Налог за данный период рассчитан в размере 3 924 руб. Тот же размер налога за данный объект содержит и налоговое уведомление N77997475 от 11 октября 2018 года, на которое ссылался административный истец, обращаясь в суд с настоящим иском.
Таким образом, в противоречие утверждениям административного истца, какого-либо перерасчета налога за названный выше объект недвижимого имущества в 2018 году налоговым органом не производилось.
При этом материалы дела не содержат сведений о том, что в связи с неисполнением Потаповым П.Г. обязанности по уплате налога на основании налогового уведомления от N74357969 от 22 сентября 2017 года налоговый орган в соответствии с требованиями статьи 69 Налогового кодекса РФ выставлял налогоплательщику требование об уплате налога, а затем с соблюдением установленных статьей 48 Налогового кодекса РФ обращался к мировому судье с заявление о вынесении судебного приказа.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что административным истцом нарушен порядок обращения в суд с исковыми требованиями о взыскании с Потапова П.Г. налога на имущество физических лиц за объект с кадастровым номером *, в связи с чем в удовлетворении административных исковых требований о взыскании с Потапова П.Г. недоимки по налогу на имущество и пени в данной части надлежит отказать.
Что же касается требований МИФНС России N1 по Ярославской области о взыскании с Потапова П.Г. задолженности по земельному налогу и пени, они с учетом произведенного административным истцом перерасчета земельного налога в связи с пересмотром кадастровой стоимости ряда земельных участков на основании решения Ярославского областного суда от 18 апреля 2019 года и уменьшением размера исковых требований, о чем заявлено суду апелляционной инстанции, подлежат частичному удовлетворению, в связи с чем с Потапова П.Г. надлежит взыскать недоимку по земельному налогу за 2015 - 2017 годы в размере 1 103 318 руб, пени в размере 23 822, 28 руб.
Принимая во внимание частичное удовлетворение заявленных требований, в силу статьи 114 КАС РФ с Потапова П.Г. подлежит взысканию в бюджет города Москвы государственная пошлина в размере 13 835, 70 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Зюзинского районного суда г.Москвы от 15 июня 2020 года отменить.
Принять отказ МИФНС России N1 по Ярославской области от административных исковых требований о взыскании с Потапова П.Г. налога на имущество физических лиц за 2015-2017 годы в размере 4 022 руб, пени в размере 67, 10 руб, производство по делу в указанной части прекратить.
В остальной части требований МИФНС России N1 по Ярославской области о взыскании с Потапова П.Г. налога на имущество физических лиц и пени отказать.
Взыскать с Потапова П.Г. в пользу МИФНС России N1 по Ярославской области недоимку по земельному налогу за 2015 - 2017 годы в размере 1 103 318 руб, пени в размере 23 822, 28 руб.
Взыскать с Потапова П.Г. в бюджет города Москвы государственную пошлину в размере 13 835, 70 руб.
Настоящее апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.