Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Шаповалова Д.В, судей Коневой С.И, Тиханской А.В, при секретаре Зейналян Л.Р, рассмотрев в открытом судебном заседании, по докладу судьи Коневой С.И, административное дело по апелляционной жалобе Николаева М.А. на решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 23 марта 2020 года по административному делу N 2а-61/2020 по административному исковому заявлению Николаева М.А. к начальнику отделения (территориального, г. Рязань) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России о признании решения незаконным, УСТАНОВИЛА:
Николаев М.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение начальника отделения (территориального, г. Рязань) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России от 24.05.2019 года N 62-25-19/6 об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания; возложить на начальника отделения (территориального, г. Рязань) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России обязанность включить его и члена его семьи в список лиц, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма; взыскать расходы по оплате государственной пошлины.
В обоснование доводов указал, что обратился с соответствующим заявлением, по итогам которого было принято оспариваемое решение.
Считает данное решение незаконным ввиду следующего.
С 26.11.1999 года по 21.08.2010 года он проходил военную службу по контракту в Вооруженных силах РФ; выслуга лет в календарном исчислении составила 10 лет 8 месяцев 25 дней.
08.07.2010 года был досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
В период прохождения военной службы в в/ч *** в г. Ряжске Рязанской области 18.05.2006 года ему было предоставлено служебное жилье.
В 2018 году решением суда он вместе со своей семьей был признан утратившим право пользования указанным жилым помещением.
В связи с чем он обратился в ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России с заявлением о принятии его на жилищный учет, поскольку жильем по линии Министерства обороны РФ он обеспечен не был.
Однако оспариваемым решением в постановке на жилищный учет ему было отказано ввиду того, что он уволен с военной службы и военнослужащим не является, на жилищном учете на момент увольнения не состоял.
Также было указано на то, что не представлены копии документов, удостоверяющих личность военнослужащего, выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего за последние пять лет до подачи заявления.
Считает данный отказ незаконным, нарушающим его право на обеспечение жильем, предусмотренное статьей 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Решением Лефортовского районного суда г. Москвы от 23 марта 2020 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить, поскольку полагает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и неправильно применены нормы материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит их заслуживающими внимания.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, с 26.11.1999 года по 21.08.2010 года Николаев М.А. проходил военную службу по контракту в Вооруженных силах РФ; выслуга лет в календарном исчислении составила 10 лет 8 месяцев 25 дней.
Приказом от 08.07.2010 года N 013-ПМ он досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас по пп. "а" п. 2 ст. 51 Закона о воинской обязанности и военной службе в связи с организационно-штатными мероприятиями и исключен из списков состава войсковой части N ***.
В период прохождения военной службы 18.05.2006 года ему было предоставлено служебное жилое помещение по адресу: Рязанская область, г. Ряжск, ул. ***.
Решением Ряжского районного суда Рязанской области от 06.04.2018 года Николаев М.А, Н. О.О, Н. С.М, Н. А.М. признан ы утратившими право пользования указанным жилым помещением.
Он обратился в отделени е (территориально е, г. Рязань) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России с заявлением о постановке его на жилищный учет.
24.05.2019 года начальником отделения (территориального, г. Рязань) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России принято решение N 62-25-19/6 об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
Основанием для отказа послужило то, что Николаев М.А. уволен с военной службы и военнослужащим не является, на жилищном учете на момент увольнения не состоял. Также было указано на то, что не представлены копии документов, удостоверяющих личность военнослужащего, выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего за последние пять лет до подачи заявления.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемого решения.
Однако ни судом первой инстанции ни административным ответчиком не было принято во внимание следующее.
Согласно положениям абзаца первого п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, за счет средств федерального бюджета.
Исходя из абзаца двенадцатого п. 13 ст. 15 пункта 13 статьи 15 указанного Федерального закона (в редакции, действовавшей в период увольнения административного истца с военной службы) военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ, при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством РФ. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством РФ.
Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз (абзац первый п. 14 ста. 15 указанного Федерального закона).
В соответствии с п. 6 ст. 15 указанного Федерального закона военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Содержание приведенных норм указывает на то, что реализация права на жилище военнослужащих осуществляется путем предоставления за счет федерального органа власти, в котором предусмотрена военная служба, жилых помещений в период военной службы с оставлением им этого жилья при увольнении с военной службы или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Кроме того, согласно п. 1 действовавших ранее Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 года N 512, признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, указанных в абзацах третьем и двенадцатом п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", осуществляется по основаниям, предусмотренным ст. 51 Жилищного кодекса РФ, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Необеспеченность гражданина жилым помещением по договору социального найма или отсутствие у него жилого помещения в собственности, в силу п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, является основанием для признания его нуждающимся в жилом помещении.
Следовательно, при увольнении Николаева М.А. с военной службы подлежал рассмотрению вопрос о том, является ли он нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства.
Как следует из материалов административного дела, на время прохождения службы Николаеву М.А. было предоставлено служебное жилое помещение по адресу: Рязанская область, г. Ряжск, ул***, в котором он проживал в плоть до исполнения решения Ряжского районного суда Рязанской области от 06.04.2018 года о признании его утратившими право пользования указанным жилым помещением.
Следовательно, заявитель проживал в служебном жилом помещении, предоставляемом только на время прохождения военной службы. При этом наличие у административного истца служебного жилья не является основанием для отказа в признании его нуждающимся в получении жилья по договору социального найма и постановке на соответствующий учет при увольнении со службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при наличии необходимой выслуги лет.
Из рапорта Николаева М.А. командиру в/ч *** об увольнении его с военной службы следует, что он просил его оставить в списках очередников части на получение жилья.
Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 года N 1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
В соответствии с положениями пп. "а" п. 6 Правил нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные, в том числе, в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Согласно пп. "ж" п. 7 Правил основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является проживание в общежитиях и на служебной жилой площади.
Из изложенного следует, что на момент увольнения со службы Николаев М.А. был обеспечен только служебным жильем, право пользования которым было признано утраченным по решению суда.
Сведения о том, что административный истец и члены его семьи, в отношении которых принято оспариваемое решение имеют в собственности либо на другом праве какие-либо иные жилые помещения, отсутствуют.
То, что Никовлаев М.А. на момент обращения с заявлением военнослужащим уже не являлся и не состоял на момент увольнения на жилищном учете не может являться основанием для отказа в постановки его на жилищный учет.
Фактически заявитель просит признать его нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма как военнослужащего, подлежащего увольнению, так как именно в этот период его права и были нарушены, а не как гражданина, находящегося в запасе. Само по себе увольнение с военной службы не может служить основанием для лишения военнослужащего права на жилище, гарантированного ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Не является основанием для такого отказа и непредоставление заявителем всех необходимых документов.
Так, приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма.
В абзаце втором п. 5 Инструкции определено, что если военнослужащим предоставлены не все документы, указанные в п. 1 Инструкции, уполномоченный орган приостанавливает рассмотрение заявления о принятии на учет нуждающегося в жилом помещении и направляет военнослужащему уведомление с предложением предоставить в уполномоченный орган недостающие документы.
При указанных обстоятельствах основания для принятия оспариваемого решения отсутствовали.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда с принятием по данному делу нового решения и признании незаконным решения об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
Вместе с тем судебная коллегия считает не подлежащими удовлетворению требования административного истца о возложении на административного ответчика обязанности включить его и члена его семьи в список лиц, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, поскольку, разрешение данного вопроса относится к исключительной компетенции государственного органа, и суд не вправе подменять собой компетентные органы, которые действуют в рамках собственных полномочий, и не может предрешать вопросы, отнесенные к их исключительной компетенции.
Поскольку фактически заявление административного истца не было рассмотрено по существу приведенных доводов и вопрос о нуждаемости его в жилом помещении не был разрешен, то в соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ в целях восстановления нарушенного права административного истца судебная коллегия полагает необходимым возложить на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление Николаева М.А. о принятии его на жилищный учет.
Руководствуясь статьями 308-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 23 марта 2020 года отменить.
Принять по данному делу новое решение, которым административные исковые требования удовлетворить частично.
Признать незаконным решение начальника отделения (территориального, г. Рязань) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России от 24.05.2019 года N 62-25-19/6 об отказе в принятии Николаева М.А. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
Возложить на начальника отделения (территориального, г. Рязань) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России обязанность повторно рассмотреть заявление Николаева М.А. о постановке его на жилищный учет.
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.