Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Шаповалова Д.В., судей Кирпиковой Н.С., Коневой С.И.
при секретаре Бранец М.С, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кирпиковой Н.С. административное дело N 2а-274/2020 по административному иску Горбачевой Ю.Н. к ФСИН России о признании действий, бездействия незаконными
по апелляционной жалобе административного истца Горбачевой Ю.Н. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 22 апреля 2020 года об отказе в удовлетворении требований, УСТАНОВИЛА:
Горбачева Ю.Н. обратилась с административным иском к ФСИН России о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в ненадлежащем рассмотрении обращения от 22 ноября 2019 года и даче ей ответа от 23 декабря 2019 года не по существу поставленного вопроса, в предоставлении неверной и невыверенной информации о количестве отправленной ею корреспонденции в период с 1 января 2019 года по 23 декабря 2019 года, а также выразившихся в признании административным ответчиком соответствующими закону действий сотрудников ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области по заполнению уведомлений о вручении поступившей на ее имя почтовой корреспонденции, выраженном в ответе от 23 декабря 2019 года.
В обоснование заявленных требований административный указала на то, что 22 ноября 2019 года ею было направлено обращение во ФСИН России с требованием прекратить практику заполнения вместо нее сотрудниками ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области поступающих уведомлений о вручении заказной почтовой корреспонденции, своего согласия на заполнение уведомлений другими лицами она не давала, 23 декабря 2019 года ей поступил ответ из правового управления ФСИН России исх. N ОГ-13-51365, в котором не был дан ответ на поставленные ею вопросы, при этом предоставлена недостоверная информация, которая ею не запрашивалась, заполнение почтовых уведомлений сотрудниками исправительного учреждения нарушает ее права и интересы, поскольку создает ошибочное представление о получении ею корреспонденции. Административный истец полагала, что отсутствие ответа по ее доводам, указанным в обращении, нарушает ее право на полноценное рассмотрение обращения, предусмотренное Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан".
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 22 апреля 2020 года в удовлетворении административных исковых требований Горбачевой Ю.Н. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Горбачева Ю.Н. ставит вопрос об отмене данного судебного решения как незаконного, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права; неверную оценку собранных по делу доказательств.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного ответчика ФСИН России по доверенности Глаголева Б.С, сочтя возможным на основании ст.ст. 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Порядок рассмотрения обращений граждан регламентирован положениями Федерального закона от 2 мая 2006 года N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 года N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В силу статьи 2 названного Федерального закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Статьей 5 названного Федерального закона определены следующие права гражданина при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом:
представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме (пункт 1);
знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну (пункт 2);
получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (пункт 3);
обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4);
обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения (пункт 5).
Рассматривая обращение, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо в силу части 1 статьи 10 вышепоименованного Федерального закона:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;
5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Согласно части 1 статьи 8 названного Федерального закона гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Разрешая настоящее дело, суд первой инстанции установил, что Горбачева Ю.Н. отбывала наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области.
22 ноября 2019 года Горбачева Ю.Н. обратилась во ФСИН России по вопросам реализации права на переписку.
Указанное обращение поступило во ФСИН России 6 декабря 2019 года, рассмотрено, на него дан ответ за подписью начальника Правового управления ФСИН России от 23 декабря 2019 года исх. N ОГ-13-51365 по существу поставленных в обращени вопросов со ссылками на соответствующие нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения, связанные с осуществлением осужденными права на переписку, направлением и получением ими почтовой корреспонденции.
Разрешая настоящий спор, суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, оценив по правилам статьи 84 КАС РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, не нашел законных оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.
При этом суд исходил из того, что обращение Горбачевой Ю.Н. рассмотрено в установленный законом срок, ответ на него дан дан уполномоченным должностным лицом по существу поставленных вопросов, соответствует требованиям Федерального закона от 2 мая 2006 года N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", в связи с чем права и законные интересы административного истца не нарушены.
Данные выводы суда судебная коллегия признает правильными, полагая, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующего спорные правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, правильно оцененных судом; оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы административного истца не имеется.
Доводы апелляционной жалобы административного истца о том, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, данные обстоятельства не доказаны, направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств и собранных по делу доказательств, при этом не содержат в себе данных, которые имели бы правовое значение для разрешения спора по существу.
Таким образом, по материалам административного дела, доводам апелляционной жалобы оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 22 апреля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Горбачевой Ю.Н. - без удовлетворения.
Решение и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.