Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В, судей Гордеевой О.В, Михайловой Р.Б, с участием прокурора Оглио Е.Ф, при секретаре Бондарь И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению начальника ОМВД России по району Орехово-Борисово Южное г. Москвы об установлении административного надзора в отношении Демченко Романа Юрьевича (номер дела, присвоенный судом первой инстанции, N 2а-229/2020)
по апелляционному представлению Первого заместителя Нагатинского межрайонного прокурора ЮАО г. Москвы Михеевой И.А. на решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 30 марта 2020 года об удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи Михайловой Р.Б, заключение прокурора Оглио Е.Ф, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
начальник ОМВД России по району Орехово-Борисово Южное г. Москвы обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Демченко Романа Юрьевича, паспортные данные, сроком до погашения судимости, а именно - до 24 января 2028 года, с установлением ограничения в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации 1 раз в месяц.
Обращаясь в суд, административный истец указывал на то, что Демченко Р.Ю. совершил в период нахождения под административным надзором тяжкое преступление, за которое был осужден к отбыванию наказания в виде лишения свободы; 24 января 2020 года Демченко Р.Ю. освобожден из ФКУ ИК-7 УФСИН России по Владимирской области по отбытии наказания; судимость ответчика в установленном законом порядке не снята, не погашена; данные административные ограничения будут отвечать целям и задачам административного надзора.
Решением Нагатинского районного суда г. Москвы от 30 марта 2020 года постановлено:
"Заявление Отдела МВД России по району Орехово-Борисово Южное г.Москвы об установлении административного надзора в отношении административного ответчика Демченко Романа Юрьевича- удовлетворить.
Установить в отношении Демченко Романа Юрьевича, паспортные данные, административный надзор на срок до 24 января 2028 года, до истечения срока погашения судимости.
Установить в отношении Демченко Романа Юрьевича, паспортные данные, административное ограничение в виде обязательной явки для регистрации в территориальный отдел внутренних дел по месту жительства или по месту пребывания, один раз в месяц".
В апелляционном представлении прокурор просит изменить решение суда, дополнить резолютивную часть решения указанием на начало исчисления срока административного надзора, установленного за административным ответчиком.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Оглио Е.Ф. доводы апелляционного представления поддержала.
В заседание судебной коллегии иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом, об отложении слушания не ходатайствовали, об уважительных причинах неявки не сообщили; руководствуясь статьями 150 и 152 КАС РФ, судебная коллегия определилао рассмотрении административного дела в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, объяснения прокурора Оглио Е.Ф, обсудив доводы апелляционного представления, проверив решение, судебная коллегия находит, что оно подлежит изменению в силу следующего.
При рассмотрении административного дела установлено и подтверждается представленными материалами, что Демченко Роман Юрьевич, паспортные данные, зарегистрированный по адресу: г. Москва, ул. *, д. *, корп. *, кв. 192, был ранее судим по ст. 158 ч. 3 УК РФ Симоновским районным судом г. Москвы по приговору суда от 05.04.2011 года к 5 годам 6 месяцам лишения свободы в ИК особого режима, отбывал наказание в ИК - 1 УФСИН России по Республике Мордовия.
В отношении Демченко Р.Ю. Зубово-Полянским районным судом Республики Мордовия решением от 04.02.2016 года был установлен административный надзор сроком на 6 лет.
После освобождения 25 марта 2016 года по отбытии срока Демченко Р.Ю. в установленный законом срок прибыл в Отдел МВД России по району Орехово-Борисово Южное г. Москвы и встал на учет, где в отношении него было заведено дело административного надзора N311.
Демченко Роман Юрьевич, находясь под административным надзором, совершил новое тяжкое преступление, за которое был осужден приговором от 27 июня 2019 года Щёлковским районным судом Московской области по п. "а" ч. 3 ст. 158 УК РФ, с назначением наказания в виде лишения свободы сроком на 1 год 6 месяцев, с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.
В связи с осуждением Демченко Р.Ю. к отбыванию наказания в виде лишения свободы дело административного надзора в отношении него было прекращено со снятием с профилактического учета.
Наказание Демченко Р.Ю. отбывал в ФКУ ИК - 7 УФСИН России по Владимирской области, откуда был освобожден 24 января 2020 года по отбытии срока наказания.
Демченко Р.Ю. был осуждён за преступление, которое относится к категории тяжких. Срок погашения его судимости истекает 24 января 2028 года. Судимость не снята и не погашена в установленном законом порядке.
В соответствии с п. "г" ч. 3 ст. 86 УК РФ в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, судимость погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд руководствовался, п.4 ч.2 ст.3, п.2 ч.1 ст.5, ч.1 ст.4 Федерального закона N 64-ФЗ от 06 апреля 2011 года "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", и исходил из того, что Демченко Р.Ю. нуждается в установлении административного надзора с целью профилактического воздействия и защиты государственных и общественных интересов на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания; с ограничением в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации 1 раз в месяц, что будет отвечать целям и задачам административного надзора.
Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции оснований не согласиться не находит, полагая, что они в полной мере соответствуют фактическим обстоятельствам дела, которые получили надлежащую правовую оценку, и нормам материального права, регулирующим рассматриваемые правоотношения.
Так, согласно статье 2 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" задачами административного надзора являются предупреждение совершения совершеннолетними лицами, освобождаемыми или освобожденными из мест лишения свободы и имеющими непогашенную либо неснятую судимость, преступлений и других правонарушений, оказание на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 3 указанного Федерального закона административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания.
Статьей 4 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" предусмотрено, что в отношении поднадзорного лица устанавливаются, среди прочих, следующие административные ограничения:
- обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; причем последнее в силу части 2 указанной статьи является обязательным и не зависит от применения к лицу иных административных ограничений.
Изложенное подтверждает правомерность выводов суда о наличии правовых оснований для установления в отношении Демченко Р.Ю, судимость которого за преступление, совершенное в период нахождения под административным надзором, не снята в установленном порядке и не погашена, административного надзора сроком до дня погашения судимости и обоснованности установленных административному ответчику при административном надзоре ограничений, обусловленных интересами общественной безопасности, задачами и целями административного надзора (предупреждением совершения преступлений и других правонарушений, антиобщественного поведения, оказанием индивидуального профилактического и воспитательного воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов), и являющихся в силу закона обязательными.
Как разъяснено в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", в решении суда об установлении административного надзора должен быть указан срок административного надзора (конкретный период в днях, месяцах, годах и (или) срок, определяемый днем начала его течения и окончания (например, со дня вступления решения суда в законную силу до погашения судимости).
Как правильно указал суд, срок административного надзора в отношении Демченко Р.Ю. устанавливается на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости; вместе с тем, в решении суд не указал начало течения этого срока, что допускает возможную неопределенность в вопросе установления административного надзора, на что обоснованно обращает внимание прокурор в апелляционном представлении.
В соответствии с пунктом 2 части 1, пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания; срок административного надзора исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
При таких данных, решение суда как отвечающее требованиям конкретности в части сведений о сроке административного надзора (пункт 1 части 3 статьи 273 КАС РФ) и не в полной мере учитывающее вышеприведенные нормы материального права и разъяснения порядка их применения, на основании пунктов 3 и 4 части 2 статьи 310 КАС РФ подлежит изменению; резолютивную часть решения суда надлежит дополнить указанием на то, что срок административного надзора Демченко Р.Ю. исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В остальной части решение суда отмене или изменению не подлежит, о чем указано выше, так как оно принято на основании всесторонне и тщательно исследованных доказательств и фактически установленных обстоятельств, которым дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 84 КАС РФ, и при верном применении норм материального права; нарушений, влекущих безусловную отмену решения (части 1 статьи 310 КАС РФ), судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционное представление Первого заместителя Нагатинского межрайонного прокурора ЮАО г. Москвы Михеевой И.А. удовлетворить.
Решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 30 марта 2020 года изменить; дополнить резолютивную часть решения указанием на начало исчисления срока административного надзора Демченко Роману Юрьевичу - со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В остальной части решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 30 марта 2020 года оставить без изменения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.