Московский городской суд в составе
судьи Лебедевой И.Е.
при помощнике Давтян М.А.
с участием прокурора Никитиной А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-4220/2020 по административному исковому заявлению Машенской Т.Н. о признании частично недействующим Распоряжения Москомархитектуры N853 от 16.06.2020 "О картах градостроительного зонирования, являющихся приложением к правилам землепользования и застройки города Москвы, на которых отображаются границы зон с особыми условиями использования территории, границы территорий объектов культурного наследия", УСТАНОВИЛ:
Постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 г. N 120-ПП (в редакции до 16.12.2019 года) подписанным Мэром Москвы и 14.04.2017 г. опубликованным на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, утверждены Правила землепользования и застройки города Москвы (далее - Правила) включающие в себя карты градостроительного зонирования территории города Москвы, где отражены границы санитарно-защитных зон (далее - СЗЗ).
Постановлением Правительства Москвы от 16 декабря 2019 года N1697-ПП "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" карты градостроительного зонирования "Границы санитарно-защитных зон. Троицкий административный округ города Москвы" раздела I книги 13 Правил признаны утратившими силу.
В соответствии с пунктом 3.20 вышеприведенного постановления Книга 1 приложения к постановлению дополнена пунктами 2.4.4 и 2.4.5, согласно которым внесение в настоящие Правила изменений путем их уточнения в целях отображения на картах градостроительного зонирования, являющихся приложением к настоящим Правилам, границ зон с особыми условиями использования территории, границ территорий объектов культурного наследия осуществляется органом исполнительной власти города Москвы, уполномоченным в области градостроительного проектирования и архитектуры. Принятие соответствующего правового акта Правительства Москвы об утверждении таких изменений не требуется. После внесения в настоящие Правила изменений (в том числе изменений, указанных в пункте 2.4.4 настоящих Правил) соответствующие сведения размещаются в интегрированной авторизированной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города Москвы в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Москвы от 16 декабря 2019 года N1697-ПП Москомархитектура обеспечивает внесение изменений в правила землепользования и застройки города Москвы путем их уточнения в целях отображения на картах градостроительного зонирования, являющихся приложением к указанным правилам, границ зон с особыми условиями использования территории, границ территорий объектов культурного наследия.
Распоряжением Москомархитектуры от 16.06.2020 года N853 " О картах градостроительного зонирования и застройки, являющихся приложением к правилам землепользования и застройки города Москвы, на которых отображаются границы зон с особыми условиями использования территории, границы территорий объектов культурного наследия" отображена ориентировочная санитарно-защитная зона Эксплуатационного локомотивного депо Бекасово-Сортивочное, расположенного по адресу: г. Москва, п. Киевское, ст. Бекасово-Сортировочное (7.1.2 Металлургические, машиностроительные и металлообрабатывающие объекты и производства IV класса, п.8 -Производство по ремонту дорожных машин, автомобилей, кузовов, подвижного состава железнодорожного транспорта и метрополитена).
Машенская Т.Н. обратилась в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Распоряжения Москомархитектуры от 16.06.2020 года N853 " О картах градостроительного зонирования и застройки, являющихся приложением к правилам землепользования и застройки города Москвы, на которых отображаются границы зон с особыми условиями использования территории, границы территорий объектов культурного наследия" со дня его принятия в части установления санитарно-защитной зоны в границах земельного участка с кадастровым номером 77:21:0151005:503.
Административные исковые требования мотивированы тем, что истцу с 2013 года принадлежит на праве собственности земельный участок категории земли "земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства" с кадастровым номером 77:21:0151005:503 по адресу: г.Москва, п. Новофедоровское, д. Архангельское. Согласно полученному градостроительному плану земельного участка от 18 мая 2020 года часть земельного участка площадью 494, 27 кв.м расположена в границах санитарно-защитной зоны (ориентировочной) в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 года N74 (ред. от 25.04.2014) "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и их объектов".
Как указывает административный истец, в установленном порядке размер санитарно-защитной зоны не рассчитывался и не устанавливался, поскольку таковая в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" подлежит утверждению Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации либо его заместителем, а не отраслевым органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца Минушкина А.И. административные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель Правительства Москвы, Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы Савин А.С. против удовлетворения административных исковых требований возражал по доводам письменного отзыва, также полагал, что производство по делу подлежит передаче по подсудности, поскольку оспариваемый истцом акт не является нормативным.
Представитель ОАО "РЖД" Букреева А.Ф. в судебном заседании пояснила, что основания для установления ориентировочной санитарной защитной зоны вокруг Эксплуатационного локомотивного депо Бекасово-Сортивочное отсутствуют, поскольку депо негативного воздействия на имеющуюся окружающую среду не оказывает. Вместе с тем, на территории расположено Сервисное локомотивное депо "Бекасово" Московского управления сервиса ООО "СТМ-Сервис", которому присвоен 3 класс опасности и которое оказывает негативное воздействие на окружающую среду.
Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, оценив и проанализировав оспариваемое административным истцом отдельное положение нормативного правового акта на его соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Никитиной А.А, полагавшей заявленное требование подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что в оспариваемом нормативном правовом акте Распоряжении Москомархитектуры от 16.06.2020 года N853 "О картах градостроительного зонирования и застройки, являющихся приложением к правилам землепользования и застройки города Москвы, на которых отображаются границы зон с особыми условиями использования территории, границы территорий объектов культурного наследия" отображена ориентировочная санитарно-защитная зона Эксплуатационного локомотивного депо Бекасово-Сортивочное, расположенного по адресу: г. Москва, п. Киевское, ст. Бекасово-Сортировочное (7.1.2 Металлургические, машиностроительные и металлообрабатывающие объекты и производства IV класса, п.8 -Производство по ремонту дорожных машин, автомобилей, кузовов, подвижного состава железнодорожного транспорта и метрополитена).
Административный истец является собственником земельного участка категории земли "земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства" с кадастровым номером * по адресу: *.
Согласно полученному градостроительному плану земельного участка от 18 мая 2020 года часть земельного участка площадью 494, 27 кв.м расположена в границах санитарно-защитной зоны (ориентировочной).
Административный ответчик факт вхождения земельного участка с кадастровым номером * в границы ориентировочной санитарно-защитная зона Эксплуатационного локомотивного депо Бекасово-Сортивочное не отрицает.
Проверяя в порядке ч. 8 ст. 213 КАС РФ полномочия Москомархитектуры на принятие оспариваемого нормативного правового акта, суд исходит из следующего.
Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений (часть 1 статьи 4).
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.4.1 ст. 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя утверждаются нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы в соответствии с положениями ч. 1 ст. 44 Закона города Москвы от 28.06.1995 г. "Устав города Москвы", является Правительство Москвы.
Статьей 7 Закона города Москвы от 25.06.2008 г. N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" к полномочиям Правительства Москвы в области градостроительной деятельности отнесена организация разработки и утверждение правил землепользования и застройки, изменений правил землепользования и застройки.
Постановлением Правительства Москвы от 16 декабря 2019 года N1697-ПП "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" карты градостроительного зонирования "Границы санитарно-защитных зон. Троицкий административный округ города Москвы" раздела I книги 13 Правил признаны утратившими силу.
В соответствии с пунктом 3.20 вышеприведенного постановления Книга 1 приложения к постановлению дополнена пунктами 2.4.4 и 2.4.5, согласно которым внесение в настоящие Правила изменений путем их уточнения в целях отображения на картах градостроительного зонирования, являющихся приложением к настоящим Правилам, границ зон с особыми условиями использования территории, границ территорий объектов культурного наследия осуществляется органом исполнительной власти города Москвы, уполномоченным в области градостроительного проектирования и архитектуры. Принятие соответствующего правового акта Правительства Москвы об утверждении таких изменений не требуется. После внесения в настоящие Правила изменений (в том числе изменений, указанных в пункте 2.4.4 настоящих Правил) соответствующие сведения размещаются в интегрированной авторизированной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города Москвы в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Москвы от 16 декабря 2019 года N1697-ПП Москомархитектура обеспечивает внесение изменений в правила землепользования и застройки города Москвы путем их уточнения в целях отображения на картах градостроительного зонирования, являющихся приложением к указанным правилам, границ зон с особыми условиями использования территории, границ территорий объектов культурного наследия.
Таким образом Москомархитектура наделена достаточной компетенцией и полномочиями для принятия оспариваемого нормативного правового акта, что заявителем не оспаривается. Данный акт опубликован
Таким образом, суд находит, что оспариваемый административным истцом в части нормативный правовой акт введен в действие и опубликован в установленном порядке.
Что касается доводов представителя Правительства Москвы и Москомархитектуры относительно того, что распоряжение Москомархитектуры от 16.06.2020 года N853 "О картах градостроительного зонирования и застройки, являющихся приложением к правилам землепользования и застройки города Москвы, на которых отображаются границы зон с особыми условиями использования территории, границы территорий объектов культурного наследия" не является нормативно-правовым актом, то суд в данной части исходит из следующего.
Признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами").
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 31 марта 2015 г. N 6-П, предметом судебной проверки в процедуре, установленной для оспаривания нормативных правовых актов, с учетом отдельных особенностей может являться акт, который: издан органом публичной власти, иным органом или организацией, наделенными государственными властными полномочиями; является обязательным для подведомственных органов (организаций, учреждений), которые в силу ведомственной субординации должны применять в своей деятельности разъясняемое нормативное положение исключительно в соответствии со смыслом, придаваемым вышестоящим органом, организацией; не носит индивидуального характера, то есть содержащиеся в нем разъяснения не связаны с применением законодательства в отношении определенных лиц в конкретных случаях
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 30 Градостроительного кодекса на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, границы территорий исторических поселений федерального значения, границы территорий исторических поселений регионального значения. Указанные границы могут отображаться на отдельных картах, которые являются приложением к правилам землепользования и застройки.
Согласно статье 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены в связи с особыми условиями использования земельных участков и режимом хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
В данном случае, распоряжение Москомархитектуры от 16.06.2020 года N853 "О картах градостроительного зонирования и застройки, являющихся приложением к правилам землепользования и застройки города Москвы, на которых отображаются границы зон с особыми условиями использования территории, границы территорий объектов культурного наследия" отвечает признакам нормативного правового акта, так как издается в установленном порядке компетентным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий, распространяет свое действие на неопределенный круг лиц, устанавливает для них общеобязательное правило поведения, заключающееся в обязанности соблюдать особые условия использования территорий входящих в состав санитарно-защитной зоны, рассчитано на неоднократное применение в течение срока его действия и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, официально опубликовано в средстве массовой информации. При таких обстоятельствах, основания для передачи иска по подсудности в районный суд отсутствуют.
Как разъяснено в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" в случае если в процессе рассмотрения дела оспариваемый нормативный правовой акт изменен, отменен или утратил силу и принят иной нормативный правовой акт, аналогичным образом регламентирующий правоотношения, в связи с регулированием которых подано заявление об оспаривании нормативного правового акта, административный истец, заявитель вправе уточнить заявленные требования.
Поскольку земельный участок истца с кадастровым номером 77:21:0151005:503 подпадает под действие ориентировочной санитарно-защитной зоны Эксплуатационного локомотивного депо Бекасово-Сортивочное, отображенной на основании распоряжения Москомархитектуры от 16.06.2020 года N853 " О картах градостроительного зонирования и застройки, являющихся приложением к правилам землепользования и застройки города Москвы, на которых отображаются границы зон с особыми условиями использования территории, границы территорий объектов культурного наследия" истец вправе оспаривать данный акт, путем уточнения ранее поданных исковых требований.
Проверяя доводы административного истца о несоответствии распоряжения Москомархитектуры от 16.06.2020 года N853 "О картах градостроительного зонирования и застройки, являющихся приложением к правилам землепользования и застройки города Москвы, на которых отображаются границы зон с особыми условиями использования территории, границы территорий объектов культурного наследия" законодательству, имеющему большую юридическую силу, в части распространения ориентировочной санитарно-защитная зона Эксплуатационного локомотивного депо Бекасово-Сортивочное на земельный участок с кадастровым номером *, суд приходит к следующему.
Санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 ГрК РФ).
Границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах, которые являются приложением к правилам землепользования и застройки (часть 5 статьи 30 ГрК РФ).
В части, не урегулированной законодательством о градостроительной деятельности, к этим отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации и иное законодательство Российской Федерации (часть 3 статьи 4 ГрК РФ), к которому относится и законодательство о санитарном благополучии населения.
Пунктами 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.
Требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и (или) их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству определены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74, которым введены в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее также - СанПиН).
Так, разделом IV СанПиН предусмотрено, что установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта (пункт 4.1).
Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляются постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании: предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации; действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), выполненной аккредитованными организациями; оценки риска здоровью населения. В случае, если расстояние от границы промышленного объекта, производства или иного объекта в 2 раза и более превышает нормативную (ориентировочную) санитарно-защитную зону до границы нормируемых территорий, выполнение работ по оценке риска для здоровья населения нецелесообразно. Подтверждением соблюдения гигиенических нормативов на границе жилой застройки являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физических воздействий на атмосферный воздух в рамках проведения надзорных мероприятий, а также данные производственного контроля (пункт 4.2).
Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании: действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.) (пункт 4.3).
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 03 марта 2018 г. N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" (далее - Правила) правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил.
Согласно пункту 3 указанных Правил решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию, принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов III - V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III - V класса опасности.
Санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости (пункт 25 Правил).
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено установление санитарно-защитных зон без учета требований СанПиН, в том числе касающихся порядка их утверждения, соответственно отображению в документе территориального планирования и градостроительного зонирования подлежат отображению зоны с особыми условиями использования территории, которые установлены в соответствии с требованиями, в том числе законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Предоставленный в качестве доказательства надлежащего установления санитарно-защитной зоны станции Бекасово-Сортировочное Московской железной дороги проект предельно допустимых выбросов ПДВ, разработанный для локомотивного депо Бекасово-Сортировочное и не содержащий иных расчетов по всем показателям, оказывающим вредное воздействие на окружающую среду, судом в качестве надлежащего доказательства установления ориентировочной санитарно-защитной зоны не принимается.
Кроме того, согласно предоставленным ОАО "РЖД" Московская железная дорога доказательствам Эксплуатационное локомотивное депо Бекасово-Сортировочное не оказывает негативного воздействия на окружающую среду и не числится в Федеральном государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Напротив, на производственных площадях депо в рамках договора на сервисное обслуживание локомотивов от 30 апреля 2014 года N284, заключенного между ОАО "РЖД" и ООО "СТМ-Сервис" осуществляет свою деятельность Сервисное локомотивное депо Бекасово-структурное подразделение ООО "СТМ-Сервис", данное депо состоит в Федеральном государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду с присвоением ему III категории и относится к промышленному объекту 4 класса опасности. Между тем, санаторно-защитная зона для данного депо на картах градостроительного зонирования и застройки, являющихся приложением к правилам землепользования и застройки города Москвы не отражена.
Установление разделом VII СанПиН ориентировочных размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств, не исключает необходимость установления размера санитарно-защитных зон в соответствии с разделом IV СанПиН, а также требованиями Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон.
Данный вывод согласуется с положениями пункта 2.2 СанПиН о том, что ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено, что ориентировочные размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены документом градостроительного зонирования без учета требований СанПиН, в том числе касающихся порядка их утверждения.
Как разъяснено в п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" указанные в мотивировочной части вступившего в законную силу решения суда обстоятельства, свидетельствующие о законности или незаконности оспоренного акта (например, дата, с которой оспоренный акт вступил в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, отсутствие у органа государственной власти компетенции по принятию оспоренного акта), имеют преюдициальное значение для неопределенного круга лиц при рассмотрении других дел, в том числе касающихся периода, предшествующего дню признания оспоренного акта недействующим (часть 2 статьи 64 КАС РФ, части 2, 3 статьи 69 АПК РФ).
В силу ч. 2 ст. 215 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Поскольку по своему функциональному назначению санитарно-защитная зона (в том числе и ориентировочная) является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации в штатном режиме объекта, являющегося источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, произведенное в отсутствие правовых оснований отображение в документах территориального планирования и градостроительного зонирования зон с особыми условиями территории подлежит признанию не действующим в целом в отношении такого источника воздействия.
Поскольку ориентировочная санитарно-защитная зона установлена вокруг Эксплуатационного депо Бекасово-Сортировочное, расположенного по адресу: г.Москва, п. Киевское, ст. Бекасово-Сортировочное, то признанию недействующей подлежит вся зона отображенная картах градостроительного зонирования, являющихся приложением к правилам землепользования и застройки города Москвы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 111, 175 - 180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Машенской Т.Н. удовлетворить.
Признать недействующими с 16 июня 2020 года Распоряжение Москомархитектуры N853 от 16.06.2020 "О картах градостроительного зонирования, являющихся приложением к правилам землепользования и застройки города Москвы, на которых отображаются границы зон с особыми условиями использования территории, границы территорий объектов культурного наследия" в части отображения ориентировочной санитарно-защитной зоны Эксплуатационного депо Бекасово-Сортировочное, расположенного по адресу: *.
Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http :// www. mos. ru.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского городского суда Лебедева И.Е.
Решение в окончательной форме изготовлено 29 декабря 2020 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.