Московский городской суд в составе:
председательствующего судьи Сибул Ж.А, при секретаре Гриценко В.Г, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве о ликвидации Региональной общественной организации "Спортивный клуб "МИНКАС", УСТАНОВИЛ:
Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о ликвидации Региональной общественной организации "Спортивный клуб "МИНКАС" (ведомственный регистрационный номер общественного объединения 8896, учетный N7712015246).
Требование мотивировано тем, что запись о регистрации общественной организации внесена 10 марта 1998 года в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве за учетным номером N7712015246. В нарушение положений частей 2 и 3 статьи 52 Федерального закона от 19 мая 1995 года N82-ФЗ "Об общественных объединениях" административный ответчик не прошел перерегистрацию, документы, необходимые для перерегистрации, не предоставил. Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Москве направлен запрос в Управление Федерально налоговой службы по Москве о предоставлении сведений в отношении общественных и религиозных организаций, по которым отсутствуют сведения о проведении перерегистрации. Согласно ответу Управления Федеральной налоговой службы по Москве административный ответчик не состоит на учете в налоговом органе.
Кроме того, в нарушение части 1 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года N82-ФЗ "Об общественных объединениях" административный ответчик с 2006 года не предоставляет сведения в уполномоченный орган о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц. В нарушение пункта 3.2 статьи 32 Федерального закона 12 января 1996 года N7-ФЗ "О некоммерческих организациях" административный ответчик с 2010 года не размещает ежегодно в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и не предоставляет средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган. С учетом изложенного административный ответчик без уважительных причин допускает неоднократные и грубые нарушения законодательства Российской Федерации, которые носят систематический характер на протяжении длительного времени и являются существенными, что в силу статей 44 и 52 Федерального закона от 19 мая 1995 года N82-ФЗ "Об общественных объединениях" является основанием для ликвидации общественной организации.
В судебное заседание представитель административного истца Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещено, в административном исковом заявлении административный истец просил рассмотреть дело без участия представителя, поддержал заявленные требования.
Административный ответчик Региональная общественная организация "Спортивный клуб "МИНКАС" и руководящий орган общественной организации надлежаще извещался о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя не предоставил в судебное заседание. Кроме того, на официальном сайте Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве размещена информация об обращении в суд с административным иском о ликвидации общественной организации.
Заинтересованное лицо Управление Федеральной налоговой службы по Москве в письменном отзыве просило рассмотреть дело без участия представителя, указывая об отсутствии сведений о присвоении некоммерческой общественной организации ИНН и ОГРН, а также об отсутствии сведений для внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 262 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.
Обращение в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица относится к полномочиям Управления Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации (пункт 3 Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 года N705; подпункт 74 пункта 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 марта 2014 года N26).
На основании приведенных норм права Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о ликвидации общественной организации.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Обязанность соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, возложена на общественные объединения статьёй 29 (абз. 2 ч. 1) Федерального закона от 19 мая 1995 года N82-ФЗ "Об общественных объединениях".
Часть 1 статьи 30 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, свободу деятельности общественных объединения.
Согласно пункту 3 статьи 2, абзацам 1 и 2 пункта 1, пункту 3 статьи 6 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации могут создаваться, в том числе в форме общественных организаций, которыми признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Данные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы. Особенности правового положения общественных организаций (объединений) определяются иными федеральными законами.
Одним из таких законов является Федеральный закон от 19 мая 1995 года N82-ФЗ "Об общественных объединениях", в соответствии со статьёй 7 которого, общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности, политическая партия.
Согласно абзацу 1 статьи 8 указанного закона общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
Статьёй 26 Федерального закона от 19 мая 1995 года N82-ФЗ "Об общественных объединениях" установлено, что ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьёй 44 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьёй 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года N82-ФЗ "Об общественных объединениях" основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются, в том числе, неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.
Ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации.
Из материалов дела следует, что общественная организация Спортклуб "МИНКАС" была создана решением учредительной конференции членов Спортклуба "МИНКАС" 25 января 1994 года, что подтверждается копией протокола собрания членов общественной организации Спортклуба "МИНКАС" N 1 от 25 января 1994 года, утвержден устав общественной организации, состоялись выборы Президента, вице-Президента, членов Совета, председателя ревизионной комиссии, членов ревизионной комиссии. Заявление о регистрации устава общественной организации Спортклуба "МИНКАС" на имя начальника Управления юстиции г. Москвы подано 25 января 1994 года, что подтверждается копией материалов регистрационного дела общественной организации Спортклуб "МИНКАС".
Региональная общественная организация "Спортивный клуб "МИНКАС" была зарегистрирована 10 марта 1998 года, запись за номером 8896 внесена в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций Главного управления Министерства юстиции РФ по Москве за учетным номером N7712075246.
Положения частей 2 и 3 статьи 52 Федерального закона от 19 мая 1995 года N82-ФЗ "Об общественных объединениях" предусматривают, что уставы общественных объединений, созданных до вступления в силу настоящего Федерального закона, должны быть приведены в соответствие с указанным Федеральным законом со дня его вступления в силу на ближайшем съезде (конференции) или общем собрании. Уставы общественных объединений до их приведения в соответствие с настоящим Федеральным законом действуют лишь в той части, которая не противоречит указанному закону.
Государственная перерегистрация общественных объединений, созданных до вступления в силу настоящего Федерального закона, должна быть проведена не позднее 1 июля 1999 года с освобождением от регистрационного сбора. К указанным общественным объединениям не применяется положение части шестой статьи 21 настоящего Федерального закона о представлении учредительных документов на государственную регистрацию до истечения трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания. По истечении указанного срока перерегистрации общественные объединения, не прошедшие ее, подлежат ликвидации в судебном порядке по требованию органа, регистрирующего общественные объединения.
В нарушение приведенных положений частей 2 и 3 статьи 52 Федерального закона от 19 мая 1995 года N82-ФЗ "Об общественных объединениях" административный ответчик не прошел перерегистрацию, документы, необходимые для перерегистрации, не предоставил. Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Москве направлен 27 мая 2020 года запрос в Управление Федерально налоговой службы по Москве о предоставлении сведений в отношении общественных и религиозных организаций, по которым отсутствуют сведения о проведении перерегистрации. Согласно ответу Управления Федеральной налоговой службы по Москве от 14 июля 2020 года административный ответчик не состоит на учете в налоговом органе.
Согласно статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года N82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественное объединение обязано, в том числе: ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.
В силу пункта 3.2 статьи 32 Федерального закона 12 января 1996 года N7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.
В нарушение требований статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года N82-ФЗ "Об общественных объединениях" административный ответчик с 2006 года не предоставляет сведения в уполномоченный органа о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц.
В нарушение пункта 3.2 статьи 32 Федерального закона 12 января 1996 года N7-ФЗ "О некоммерческих организациях" административный ответчик с 2010 года не размещает ежегодно в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и не предоставляет средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.
При таких обстоятельствах судом установлено неоднократное и грубое нарушение общественной организацией положений статьи 29, частей 2 и 3 статьи 52 Федерального закона от 19 мая 1995 года N82-ФЗ "Об общественных объединениях", пункта 3.2 статьи 32 Федерального закона 12 января 1996 года N7-ФЗ "О некоммерческих организациях". Допущенные нарушения носят систематический характер на протяжении длительного времени и являются существенными.
С учетом изложенного суд на основании статей 44 и 52 Федерального закона от 19 мая 1995 года N82-ФЗ "Об общественных объединениях" считает законными и подлежащими удовлетворению требования о ликвидации общественной организации. Необходимо отметить, что общественная организация не зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц, внесена лишь запись в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве, которая подлежит исключению ввиду ликвидации общественной организации.
Руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить административное исковое заявление Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве о ликвидации Региональной общественной организации "Спортивный клуб "МИНКАС".
Ликвидировать Региональную общественную организацию "Спортивный клуб "МИНКАС" (ведомственный регистрационный номер общественного объединения 8896 учетный N7712015246), исключив запись за номером 8896 из ведомственного реестра зарегистрированных некоммерческих организаций Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве за учетным номером 7712015246.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда Ж.А.Сибул
Решение в окончательной форме изготовлено 18 декабря 2020 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.