Судья Московского городского суда Хомякова Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО "Стандарт" Бетигова Л.Х. на постановление заместителя начальника Управления административного производства Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы (далее - Госинспекции по недвижимости г. Москвы) N *** от 17 сентября 2019 года, решение Бабушкинского районного суда г. Москвы от 22 июня 2020 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 6.7 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", в отношении генерального директора ООО "Стандарт" Бетигова Л.Х., УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника Управления административного производства Госинспекции по недвижимости N *** от 17 сентября 2019 года генеральный директор ООО "Стандарт" Бетигов Л.Х. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 6.7 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" (далее - КоАП г. Москвы) и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Бабушкинского районного суда г. Москвы от 22 июня 2020 года постановление должностного лица Госинспекции по недвижимости от 17 сентября 2019 года и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, оставлены без изменения, жалоба генерального директора Бетигова Л.Х. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в порядке ст. 30.9 КоАП РФ в Московский городской суд, генеральный директор ООО "Стандарт" Бетигов Л.Х. просит об отмене решения судьи и постановление должностного лица, ссылаясь на отсутствие в его действиях состава вмененного правонарушения.
Генеральный директор ООО "Стандарт" Бетигов Л.Х. в судебное заседание не явился, извещен о дате и времени надлежащим образом, направил защитника Сухареву Т.С, которая доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Представитель Госинспекции по недвижимости г. Москвы о дате судебного заседания извещен надлежащим образом, на неоднократные вызовы для участия в рассмотрении жалобы Бетигова Л.Х. не явился, в связи с чем, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного органа.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав объяснение защитника Сухаревой Т.С, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемых актов.
Административная ответственность по ч.1 ст. 6.7 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" наступает за нарушение требований и ограничений по использованию земельного участка, установленных правовыми актами города Москвы, правоустанавливающими документами на землю, сервитутами.
На основании п. 8 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ, одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса; вышеуказанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Во исполнение данного законоположения Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков.
В силу п. 4 ст. 1 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в г.Москве", все земли в г. Москве относятся к категории земель населенных пунктов.
Статьей 42 Земельного кодекса РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, а также соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы вправе использовать земельные участки в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны, на что прямо указывает п. 3 ст. 85 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с п.п. 8, 9 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, под правилами землепользования и застройки понимается документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, нормативно-правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Виды разрешенного использования устанавливаются градостроительными регламентами в пределах границ соответствующей территориальной зоны.
Согласно ч.ч. 1 - 5 ст. 37 ГрК РФ, разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Статьей 11 Земельного кодекса РФ определено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся, в том числе установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
К полномочиям Правительства Москвы в области землепользования в городе Москве в соответствии со ст. 3 Закона о землепользовании относятся, в том числе установление видов разрешенного использования земельных участков до введения в действие правил землепользования и застройки в городе Москве.
Исходя из п. 1 Постановления Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", Департамент городского имущества города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и задания земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы, и на основании п. 4.2.7 принимает решения об установлении вида разрешенного использования земельного участка или об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования до утверждения правил землепользования и застройки города Москвы.
Пунктом 5.1 того же Постановления N 99-ПП от 20.02.2013 установлено, что в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы Департамент принимает (изменяет, отменяет) правовые акты, решения: о внесении изменений в договоры аренды земельных участков (за исключением изменений, связанных со строительством (реконструкцией) объектов капитального строительства), по вопросам изменения их срока действия, а также по вопросам уточнения (изменения) разрешенного использования и по другим вопросам.
В случае фактического изменения вида использования земельного участка в установленных законодательством разрешенных пределах данные сведения подлежат учету путем их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Основополагающим принципом земельного законодательства, установленным п. 7 ст. 1 Земельного кодекса РФ, является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Обязанность осуществления платы за использование земли устанавливается ст. ст. 42, 65 Земельного кодекса РФ.
Таким образом, в силу принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, а также принципа деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, изменение функционального назначения здания, расположенного на земельном участке, влечет изменение вида разрешенного использования земельного участка, в зависимости от которого изменяется процентная ставка по выплате арендных платежей, основанная на оценке кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в соответствии с Методическими указаниями и, как следствие, нарушение правового режима земель в составе земель населенных пунктов.
Согласно ст. 264 ГК РФ, земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником. Владелец земельного участка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться этим участком, если иное не предусмотрено законом.
Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда, по результатам планового (рейдового) обследования, проведенного 03.09.2019 установлено, что земельный участок по адресу: *** площадью 4311 кв.м, предоставлен ООО " Стандарт " по договору аренды от 20.05.2015 N М-02-046938 сроком до 26.03.2064. Договор является действующим.
Согласно п. 1.1 договора аренды от 20.05.2015 N М-02-046938, участок предоставлялся в аренду ООО "Стандарт" для эксплуатации здания общественного назначения с пунктом общественного питания.
В соответствии с п.1.3 Договора аренды от 20.05.2015 года N М-02-046938 установленная в п.п. 1.1 цель предоставления Участка может быть изменена или дополнена на основании распорядительного акта полномочного органа власти г. Москвы.
Согласно п. 5.6 указанного договора аренды, арендатор обязан использовать земельный участок в соответствии с целью и условиями его предоставления и надлежащим образом исполнять все условия договора.
Обследованием, проведенным 03.09.2019 г. установлено также, что часть здания с адресным ориентиром: ул.Чермянская, вл.3, используется под склад. Земельный участок под размещение складов не предоставлялся. Соответствующие изменения в договор аренды в установленном порядке ООО " Стандарт " не внесены.
С 11.04.2019 года обязанности генерального директора ООО "СТАНДАРТ" исполняет Бетигов Лечи Хамисович, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ 03.09.2019.
Таким образом, Бетигов Л.Х, являясь генеральным директором ООО "Стандарт", допустил нарушение, выразившееся в нарушении требований и ограничений по использованию земельного участка, установленных правовыми актами города Москвы, правоустанавливающими документами на землю, сервитутами.
Указанные действия генерального директора ООО " Стандарт " Бетигова Л.Х. квалифицированы по ч.1 ст.6.7 КоАП г. Москвы
Факт совершения генеральным директором ООО " Стандарт " Бетиговым Л.Х. административного правонарушения и его вина подтверждаются совокупностью представленных в дело доказательств, а именно: поручением на проведение планового рейдового обследования от 02.09.2019; протоколом об административном правонарушении от 05.09.2019; рапортом о результатах планового рейдового обследования от 03.09.2019; актом обмера площади земельного участка от 03.09.2019; схематическим чертежом; фотоматериалом; данными государственного кадастра недвижимости; договором о предоставлении участка в пользование на условиях аренды от 20.05.2015 N М-02-046938 с дополнительным соглашением; выпиской из ЕГРЮЛ; сведениями о выборе организацией вида разрешенного использования земельного участка.
Допустимость и достоверность принятых должностным лицом и судьей районного суда во внимание доказательств сомнений не вызывают, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо административного органа и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.6.7 КоАП г. Москвы и доказанности вины генерального директора ООО "Стандарт" Бетигова Л.Х в его совершении.
Вопреки доводам жалобы, совокупность исследованных доказательств позволяет установить обстоятельства правонарушения и вину генерального директора ООО "Стандарт" Бетигова Л.Х. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.7 КоАП г. Москвы.
Доводы жалобы о том, что в действиях генерального директора ООО "Стандарт" Бетигова Л.Х. отсутствует состав вмененного административного правонарушения и не доказаны обстоятельства совершения административного правонарушения опровергаются собранными по делу доказательствами и не могут служить основаниями для отмены постановления должностного лица и решения суда.
Из содержания представленной в материалы дела фототаблицы (том 1 л.д. 129-132) усматривается, что ООО " Стандарт " использует земельный участок под размещение склада, при том, что согласно п.1.1 договора аренды 20.05.2015 N М-02-046938, земельный участок предоставляется для эксплуатации здания общественного назначения с пунктом общественного питания.
Следует учесть, что административная ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.7 КоАП Москвы наступает в том числе и за нарушение требований и ограничений по использованию земельного участка, установленных правоустанавливающими документами на землю, т.е. в данном случае установленных договором аренды.
Утверждение заявителя о том, что генеральный директор ООО " Стандарт " Бетигов Л.Х. не нарушал требований земельного законодательства РФ, поскольку Общество использовало принадлежащее ему здание под размещение склада в соответствии с условиями договора аренды от 20.05.2015, не могут быть приняты во внимание, поскольку они основаны на ином толковании закона.
Как следует из текста договора аренды, участок был передан в аренду для эксплуатации здания общественного назначения с пунктом общественного питания. На момент выявления правонарушения в Россреестре учтено разрешенное использование земельного участка - промышленно-производственная деятельность. Размещение объектов капитального строительства в целях добычи недр, их переработки, изготовления вещей промышленным способом. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 6.2.0-6.8.0, 6.11.0 (6.0.0).
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, на основании постановления Правительства Москвы от 19 мая 2015 г. N 286-ПП "О подготовке проекта правил землепользования и застройки в городе Москве" Правительством Москвы принято Постановление от 28.03.2017 N 120-ПП
"Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы".
Пунктами 2.2.1.1. и 2.2.1.2. Постановления от 28.03.2017 N 120-ПП определено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно и изменяются без дополнительных разрешений и согласований.
Вместе с тем использование земельного участка, предоставленного для эксплуатации здания общественного назначения с пунктом общественного питания и для размещения объектов промышленно-производственной деятельности, капитального строительства в целях добычи недр, их переработки, изготовления вещей промышленным способом под размещение складов, не предусмотрено договором аренды земельного участка и является нарушением требований части 5 статьи 4, части 2 статьи 8, пункта 1 статьи 28 Закона о землепользовании в городе Москве, так как в данном случае был изменен установленный договором аренды вид разрешенного использования земельного участка без внесения соответствующих изменений в указанный договор аренды.
По существу доводы жалобы повторяют доводы, являвшиеся предметом проверки в суде первой инстанции, отклоненные по убедительны мотивам, приведенным в обжалуемом судебном акте, с которыми нет никаких оснований не согласиться.
Несогласие с оценкой доказательств и заявленных доводов не может служить поводом к отмене состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения судьи районного суда.
Административное наказание назначено генеральному директору ООО " Стандарт " Бетигову Л.Х. в пределах ч. 1 ст. 6.7 КоАП г. Москвы с соблюдением общих правил назначения наказания, установленных ст.ст. 4.1-4.3 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, является справедливым и соразмерным совершенному правонарушению.
Порядок привлечения Бетигова Л.Х. к административной ответственности не нарушен. Срок давности привлечения к ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
Каких-либо нарушений требований КоАП РФ, влекущих отмену или изменение решения судьи и постановления должностного лица не усматривается, они являются законными и обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 -30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление заместителя начальника Управления административного производства Госинспекции по недвижимости N *** от 17.09.2019 и решение судьи Бабушкинского районного суда г. Москвы от 28.05.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.6.7 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", в отношении генерального директора ООО "Стандарт" Бетигова Л.Х. - оставить без изменения, а жалобу Бетигова Л.Х. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Т.Г. Хомякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.