Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника АО "Альфа-Банк" по доверенности Киселевой М.В. на постановление судьи Дорогомиловского районного суда города Москвы от 21 июля 2020 года, которым АО "Альфа-Банк" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, и подвергнуто административном наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей, установил:
03 июня 2020 года начальником отдела подготовки материалов по делам об административных правонарушениях Управления административной практики МАДИ в отношении АО "Альфа-Банк" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
Данный протокол с иными материалами на рассмотрение передан Мещанский районный суд определением судьи которого от 23 июня 2020 года указанные материалы по подведомственности переданы в Дорогомиловский районный суд города Москвы, судьей которого от 21 июля 2020 года вынесено приведённое выше постановление.
В настоящее время в Московский городской суд указанное постановление судьи районного суда обжалует защитник общества по доверенности Киселева М.В. по доводам поданной жалобы, ссылаясь на в том числе на то, что должностным лицом административного органа существенно нарушена процедура привлечения заявителя к административной ответственности, о месте и времени составления протокола об административном правонарушения в установленном порядке общество извещено не было.
В судебное заседание Московского городского суда законный представитель АО "Альфа-Банк", будучи извещенным о месте и времени слушания дела, не явился, доказательств уважительности причин своей неявки не представил, с ходатайством об отложении слушания дела не обращался, явку защитника не обеспечил, в связи с чем, с учетом положений ст.25.4 КоАП РФ, препятствий к рассмотрению жалобы в его отсутствие не имеется.
Исследовав материалы дела, изучив доводы поданной жалобы, имеются основания для отмены постановления судьи районного суда от 21 июля 2020 года.
Часть 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на граждан возложена обязанность соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
На основании подпункта "а.2" пункта "а" статьи 10 того же Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ (в редакции от 01 апреля 2020 года) Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Такие Правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 417, в соответствии с подпунктом "б" пункта 3, подпунктов "в", "г" пункта 4 которых, при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Согласно подпункта "б" части 6 статьи 4.1, подпунктов "а", "у", "ф" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ (в редакции от 01 апреля 2020 года) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 названного Федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Пунктом 2 Указа Президента РФ от 02 апреля 2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" указано на то, что высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, необходимо обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе, Указ Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (в редакции Указа Мэра Москвы от 10 апреля 2020 года N 42-УМ) в связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), и на основании пункта 1 которого, на территории города Москвы введён режим повышенной готовности.
Из анализа приведенных норм в их системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Данная правовая позиция изложена в ответе на вопрос N 17 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2020 года.
Также Указом Мэра Москвы от 11 апреля 2020 года N 43-УМ утвержден Порядок оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по территории адрес в период действия режима повышенной готовности в городе Москве, пунктами 13.5 и 13.6 которого определено, что ведение реестра транспортных средств, допущенных к передвижению по территории города Москвы, осуществляется Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы в порядке, им установленном; передвижение по территории города Москвы с использованием физическими лицами, юридическими лицами транспортных средств, не включенных в реестр, указанный в пункте 13.5 настоящего Порядка, не допускается. К административной ответственности за нарушение требований настоящего пункта привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств. Фиксация административных правонарушений осуществляется должностными лицами, уполномоченными на составление протоколов об административных правонарушениях, или работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.
Таким образом, к административной ответственности за нарушение требований пункта 13.6 Порядка оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по территории города Москвы в период действия режима повышенной готовности в городе Москве, утвержденного Указом Мэра Москвы от 11 апреля 2020 года N 43-УМ, предусматривающего включение транспортных средств в реестр, названный в пункте 13.5 того же Указа, привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
Признавая АО "Альфа-Банк" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, и подвергая административному наказанию, судья районного суда исходил из того, что в 18.10 час. 22 апреля 2020 года по адресу: город Москва, ***, транспортное средство "Пежо", государственный регистрационный знак ***, собственником которого является АО "Альфа-Банк", в нарушение требований пунктов 13.5, 13.6 Порядка оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по территории города Москвы в период действия режима повышенной готовности в городе Москве, утвержденного Указом Мэра Москвы от 11 апреля 2020 года N 43-УМ, использовался без включения в реестр транспортных средств, допущенных к передвижению в городе Москве в период действия режима повышенной готовности на территории, н а которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Данные обстоятельства судья сочла установленными на основании представленных в дело доказательств, в том числе, на основании протокола об административном правонарушении от 03 июня 2020 года в отношении АО "Альфа-Банк" по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, с такими выводами судьи согласиться нельзя, поскольку они сделаны в нарушение требований процессуальных норм КоАП РФ, без исследования и установления всех обстоятельств рассматриваемого дела.
Так, исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Статьей 24.1 КоАП РФ определены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ, о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса.
По смыслу статьи 28.2 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу, на что прямо указано в части 4 статьи 28.2 КоАП РФ.
Согласно части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ, в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В силу части 1 и части 3 статьи 25.15 КоАП РФ, л ица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату; место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя.
Исходя из положений пункта 3 статьи 54 ГК РФ, в едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
Из системного анализа приведенных норм следует, что о месте и времени составления протокола об административном правонарушении юридическое лицо должно извещаться по адресу местонахождения, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие законного представителя или защитника юридического лица только в случае, если имеются данные об их надлежащем извещении о месте и времени составления протокола.
На момент составления протокола об административном правонарушении должностное лицо административного органа должен располагать сведениями о том, что лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, известно о времени и месте совершения того или иного действия, то есть должен располагать доказательствами заблаговременного вручения извещения или возврата почтовой корреспонденции.
При этом, осведомленность лица, привлекаемого к ответственности, о ведущемся в отношении его административном производстве, сама по себе не подтверждает его осведомленности о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Иное толкование вышеприведенных норм КоАП РФ означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
Также следует отметить, что КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, в связи с чем оно, в зависимости от конкретных обстоятельств дела, может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.
В данном случае из содержания протокола об административном правонарушении от 03 июня 2020 года в отношении АО "Альфа-Банк" по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ усматривается, что протокол составлен в отсутствие законного представителя привлекаемого к административной ответственности указанного общества, который на составление в 09.00 час. 03 июня 2020 года протокола извещался путем направления извещения по средствам почтовой связи, что подтверждается документально, а именно отчетом об отслеживании отправления с почтовым индентификатором *** из которого следует, что адресат получил извещение в 17.51 час. 03 июня 2020 года, что подтверждает ненадлежащие уведомление АО "Альфа-Банк" и невозможность участия его представителя в указанное в извещении время для выяснения обстоятельств по делу, дачи объяснений, составления протокола об административном правонарушении, при этом, доказательств того, что АО "Альфа-Банк" о месте и времени составления протокола об административном правонарушении было извещено иным способом, знало о назначении даты и времени составления в отношении общества протокола об административном правонарушении, материалы дела не содержат
Учитывая установленные обстоятельства, тот факт, что указанное извещение общество получило значительно позже после составления протокола об административном правонарушении, чем законный представитель был лишен возможности направить представителя для участия в составлении протокола, но и подготовить аргументированные возражения, представить соответствующие доказательства, такое извещение нельзя признать надлежащим и заблаговременным, и что является существенным нарушением права на защиту.
В порядке части 3 статьи 26.2 КоАП РФ, не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Данные положения законодательства получили развитие в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", по смыслу которого при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
С учетом положений приведенных норм, правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, а также доводов защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, отсутствия объективных данных, подтверждающих заблаговременное извещение законного представителя о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, что лишило возможности воспользоваться предоставленными ему законом правами, не позволяют сделать вывод о соблюдении должностным лицом при составлении в отношении указанного общества протокола об административном правонарушении требований части 4.1 статьи 28.2, части 3 статьи 25.15 КоАП РФ, нарушение к оторых влечет признание данного протокола недопустимым доказательством, подлежащим исключению из их числа, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
Судьей Дорогомиловского районного суда города Москвы не был проверен факт создания необходимых условий для реализации права, привлекаемого к административной ответственности лица на защиту, и не выявлен факт существенного нарушения должностным лицом административного органа требований КоАП РФ при составлении 03 июня 2019 года протокола об административном правонарушении, являющегося основополагающим процессуальным документом по делу об административном правонарушении, в связи с чем оспариваемые постановление должностного лица и решение судьи районного суда нельзя признать законными и обоснованными, они подлежат отмене.
В соответствии с пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление по настоящему делу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6- 30. 9 КоАП РФ, судья
решил:
жалобу защитника по доверенности Киселевой М.В. удовлетворить.
Постановление судьи Дорогомиловского районного суда города Москвы от 21 июля 2020 года, которым АО "Альфа-Банк" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, и подвергнуто административном наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, за недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено решение судьи районного суда.
Судья Московского городского суда
Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.