Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ОАО "***" по доверенности Соловьевой А.В. на постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Тюменской области от 29 октября 2019 года N ***, на решение судьи Симоновского районного суда Москвы от 18 июня 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19. 14 КоАП РФ, в отношении ОАО "***", установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Тюменской области от 29 октября 2019 года N *** ОАО "***" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.14 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с таким постановлением должностного лица административного органа, защитник общества обратился с жалобой на него в Арбитражный суд г.Москвы, определением судьи которого от 12 февраля 2020 года данная жалоба с иными материалами на рассмотрение по подведомственности передана в Симоновский районный суд г.Москвы, решением судьи которого от 18 июня 2020 года приведенное выше постановление оставлено без изменения, жалоба заявителя - без удовлетворения.
В настоящее время в Московский городской суд защитник ОАО "Московский ювелирный завод" обжалует указанные акты должностного лица Управления Роспотребнадзора по Тюменской области и судьи районного суда по доводам поданной жалобы, согласно которым, выводы судьи районного суда не соответствуют фактическим обстоятельствам, представленным доказательствам, сделаны в нарушение сложившейся практики в отношении драгоценных металлов и драгоценных камней; при производстве по настоящему делу неправильно истолкованы нормы материального права, подлежащие применению, а также неправильно применены положения п.64 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 года N55, в силу которых цена за 1 грамм изделия из драгоценных металлов должна быть указана в том случае, если реализуемое изделие не имеет вставок из драгоценных камней, то есть изготовлено полностью из драгоценного металла, тогда как в рассматриваемом случае потребителю был реализован браслет со вставками из бриллиантов.
В судебное заседание Московского городского суда законный представитель ОАО "***", будучи извещенным о месте и времени рассмотрения дела, не явился, обеспечил явку защитника по доверенности Соловьевой А.В, в полном объеме поддержавшей изложенные в поданной жалобе доводы, настаивавшей на их удовлетворении, дополнительно обратившей внимание на то, что цена за 1 грамм изделия отражается на ярлыках ювелирных изделий, не имеющих вставок, о чем разъяснено Уральской Государственной инспекции пробирного надзора, и на что указано в решении Управления Роспотребнадзора по Смоленской области от 01 августа 2017 года, в постановлении Федерального Арбитражного суда Северо-Западного округа от 09 июня 2014 года по делу NА44-5094\2013; общество предоставило потребителю информацию о цене изделия за один грамм в порядке, установленном законом, выполнив тем самым требования Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N2300-1 "О защите прав потребителей".
Исследовав представленные материалы дела, проверив доводы поданной жалобы, выслушав объяснения стороны защиты, оснований для изменения или отмены оспариваемых актов не имеется в связи со следующим.
Административная ответственность по ст.19.14 КоАП РФ предусмотрена за
нарушение установленных правил извлечения, производства, использования, обращения (торговли, перевозки, пересылки, залоговых операций, сделок, совершаемых банками с физическими и юридическими лицами), получения, учета и хранения драгоценных металлов, жемчуга, драгоценных камней или изделий, их содержащих, а равно правил сбора и сдачи в государственный фонд лома и отходов таких металлов, камней или изделий (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к ответственности), что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц организаций, совершающих операции с драгоценными металлами, драгоценными камнями во всех видах или изделиями, их содержащими, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Правовые основы регулирования отношений, возникающих в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения (гражданского оборота) установлены Федеральным законом от 26 марта 1998 года N41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", в соответствии со статьей 1 которого, драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий), драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и других изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления; драгоценные камни - природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде, к драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, не являются драгоценными камнями материалы искусственного происхождения, обладающие характеристиками (свойствами) драгоценных камней.
Статьей 22 того же Федерального закона от 26 марта 1998 года N41-ФЗ установлено, что использование и обращение драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года N55 (в ред.
Постановления Правительства РФ от 04.10.2012 N1007) утверждены Правила продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, в силу пунктов 11 и 15 которого, продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров, информация в обязательном порядке должна содержать наименование товара, место нахождения (адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (продавца), место нахождения (адрес) организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара, для импортного товара - наименование страны происхождения товара, сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, сведения об основных потребительских свойствах товара, сведения об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, правила и условия эффективного и безопасного использования товара, гарантийный срок, если он установлен для конкретного товара, срок службы (срок годности), если он установлен для конкретного товара, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанного срока и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанного срока представляют опасность для жизни, здоровья и
имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению, цену в рублях и условия приобретения товаров, в том числе при предоставлении кредита - размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы, если приобретаемый покупателем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), покупателю должна быть предоставлена информация об этом, об имеющихся в товаре недостатках продавец должен предупредить покупателя не только в устной, но и в письменной форме (на ярлыке товара, товарном чеке или иным способом); информация о товаре, его изготовителе и продавце должна доводиться до сведения покупателя способами, установленными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а если указанными актами они не определены, то способами, принятыми для отдельных видов товаров.
Согласно пункту 19 вышеназванных Правил продажи отдельных видов товаров, продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.
Пунктом 64 тех же Правил определено, что изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, выставленные для продажи, должны быть сгруппированы по их назначению и иметь опломбированные ярлыки с указанием наименования изделия и его изготовителя, вида драгоценного металла, артикула, пробы, массы, вида и характеристики вставок из драгоценных камней, цены изделия (цены за 1 грамм изделия без вставок из драгоценных камней и при необходимости - из серебра).
Аналогичные требования к объему необходимой и достоверной информации о реализуемых товарах и об их изготовителях, обеспечивающей возможность их правильного выбора, содержатся в ч.1, ч.3 ст.10 Закон РФ от 07 февраля 1992 года N2300-1 "О защите прав потребителей", по смыслу которых, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации; информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.
Как усматривается из материалов настоящего дела и установлено судьей районного суда, в ходе проверки обращения потребителя о нарушении ее прав при приобретении ювелирного изделия из драгоценного металла должностными лицами Управления Роспотребнадзора по Тюменской области в 16.00 час. 06 сентября 2019 года выявлено, что 26 июля 2019 года в фирменном магазине ОАО "***" по адресу: г.Тюмень, ***, дом ***, потребителем приобретено ювелирное изделие в виде браслета, стоимостью, с учетом 50% скидки, 115 635 рублей, с опломбированным предприятием-изготовителем ярлыком, на котором содержится следующая информация: масса 7, 39 гр, длина 175, артикул ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, цена 231 270, 00 рублей, ОАО "***", ***, г.Москва, ул. ***, дом ***, тел.***, ***, сертифицировано ***, золото 585*, ОСТ ***, ОТК ***, и на котором, в нарушение требований п.64 Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года N55 (в ред. Постановления Правительства РФ от 04.10.2012 N1007), отсутствовала информация о цене за 1 грамм изделия без вставок, чем совершено административное правонарушение, предусмотренное ст. 19.14 КоАП РФ.
Факт совершения ОАО "Московский ювелирный завод" указанного административного правонарушения и его вина подтверждаются исследованными судьей суда первой инстанции доказательствами, в том числе, обращением в Управление Роспотребнадзора по Тюменской области потребителя Москвиной Ю.М, заявлением последней на имя генерального директора ОАО "Московский ювелирный завод" о возврате денежных средств за приобретенный в фирменном магазине по указанному выше адресу браслет; копиями кассовых чеков, нарядов-заказов, претензии потребителя, ответов на претензию; копией опломбированного предприятием-изготовителем ярлыка, содержащим следующую информацию: масса 7, 39 гр, длина 175, артикул ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, цена 231 270, 00 рублей, ОАО "***" ***, г.Москва, ул. ***, дом ***, тел.***, ***, сертифицировано ***, золото 585*, ***, ОТК ***; свидетельствами о государственной регистрации юридического лица и о постановке на налоговый учет, выпиской из ЕГРЮЛ в отношении юридического лица ОАО "***"; письменными объяснениями защитника общества по доверенности Прохоренко И.А. по обстоятельствам допущенных нарушений; протоколом об административном правонарушении от 08 октября 2019 года N325 в отношении ОАО "***", в котором подробно изложено событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.14 КоАП РФ, указаны нормы правовых актов, нарушение которых вменяется обществу, при этом, права привлекаемого к административной ответственности лица соблюдены, протокол составлен в присутствии защитника указанного юридического лица по доверенности Прохоренко И.А, которой разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст.51 Конституции РФ, ст.ст.25.1, 25.4 КоАП РФ, с протоколом она ознакомлена, копию его для сведения получила на руки, что подтверждено документально и не отрицается стороной защиты, протокол содержит подпись должностного лица, его составившего, соответствует требованиям ст.28.2 КоАП РФ.
Данные доказательства оформлены должностными лицами Управления Роспотребнадзора по Тюменской области, в рамках выполнения ими своих должностных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст.26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
На основании части 1 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N184-ФЗ "О техническом регулировании", со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь, до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей таким целям, как защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.
Поскольку до настоящего времени законодатель не принял Технический регламент на изделия ювелирные из драгоценных металлов, применению подлежит п.64 Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года N55, на основании которых в совокупности с пунктами 11 и 15 тех же Правил, со статьей 10 Закон РФ от 07 февраля 1992 года N2300-1 "О защите прав потребителей", до потребителя должна быть доведена полная и достоверная информация о цене ювелирного изделия в чистом виде, без каких-либо вставок, при этом, наличие информации на опломбированном ярлыке о цене за 1 грамм изделия в чистом виде, без учета цены за 1 грамм вставок, в том числе из драгоценных камней, является не альтернативным, а обязательным по отношению ко всем ювелирным изделиям из драгоценных металлов.
С учетом изложенного, а также того обстоятельства, что ОСТ 117-3-002-95 "Изделия ювелирные из драгоценных металлов. Общие технические условия" регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации не прошел, информация о проведении в отношении данного ОСТ проверок после 2003 года, периодичность которых составляет 5 лет, отсутствует, в связи с чем нормы данного отраслевого стандарта на момент выявления правонарушения являлись устаревшими, не проверенными, указание стороны защиты на применение в рамках рассматриваемого дела названного отраслевого стандарта подлежат отклонению как несостоятельные.
Ссылки в жалобе на позицию Уральской Государственной инспекции пробирного надзора относительно наличия информации о цене за 1 грамм изделия из драгоценного метала без вставок, на решение Управления Роспотребнадзора по Смоленской области от 01 августа 2017 года, на постановление Федерального Арбитражного суда Северо-Западного округа от 09 июня 2014 года по делу NА44-5094\2013, не могут повлечь отмену оспариваемых актов, так как КоАП РФ не предусмотрена норма, указывающая на преюдициальное значение судебных актов по вопросам об обстоятельствах, установленных этими актами в рамках иных дел и в отношении других лиц, при рассмотрении дел об административном правонарушении судья не связан выводами других судов о правовой квалификации рассматриваемых отношений и толковании правовых норм.
Установив, что ОАО "***" реализовало потребителю ювелирное изделие из драгоценного металла со вставками из драгоценных камней, на опломбированном предприятием-изготовителем ярлыке которого на момент проведения проверки отсутствовала информация о цене за 1 грамм изделия без вставок, что является нарушением п.64 Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года N55, действия общества образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст.19.14 КоАП РФ, действовавшей на момент выявления правонарушения - 25 сентября 2019 года.
В порядке ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем, материалы настоящего дела не содержат каких-либо доказательств, подтверждающих, что ОАО "***" приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований п.64 Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года N55, тогда как возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у общества имелась, что указывает на его вину.
Постановление от 29 октября 2019 года N 1342, которым ОАО "***" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.14 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию, вынесено уполномоченным на то должностным лицом - заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Тюменской области, в присутствии защитника общества по доверенности Прохоренко И.А, с соблюдением установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности по данной категории дела, в нем подробно изложено событие административного правонарушения и обстоятельства его совершения, копия которого для сведения вручена стороне защиты, что подтверждено документально.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно.
В ходе рассмотрения настоящего дела исследованы все имеющиеся по делу доказательства, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, они обоснованно приняты и положены в основу выводов по делу, что нашло свое отражение в судебном решении, которое мотивировано, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность выводов судьи районного суда о наличии события административного правонарушения и доказанности вины общества в его совершении, не установлено данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи при рассмотрении дела.
Доводы жалобы не нашли своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства, основаны на субъективном толковании закона, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются как стремление избежать административной ответственности за совершенное правонарушение, санкция которого предусматривает административный штраф в значительном размере.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства, подлежащих применению по данной категории дела, не свидетельствует о наличии существенных нарушений материальных и процессуальных норм КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание обществу назначено в пределах санкции ст. 19.14 КоАП г. Москвы, в соответствии с требованиями ст.ст.3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера совершённого правонарушения в отношении порядка выполнения функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями, является минимальным.
Наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, для назначения наказания в виде административного штрафа в размере, менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией указанной нормы, в данном случае не установлено.
Доказательств невозможности исполнения назначенного обществу наказания законным представителем не представлено, равно как не представлено и доказательств того, что наложенный на общество административный штраф является чрезмерным и может повлечь избыточное ограничение его прав.
При этом, законный представитель общества не лишен возможности обратиться с письменным заявлением о предоставлении ему отсрочки или рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания в порядке, предусмотренном ст. 31.5 КоАП РФ.
Бремя доказывания по делу распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ, принцип презумпции невиновности не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений, которые должны бы трактоваться в пользу привлекаемого к административной ответственности лица, материалы дела не содержат.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменения обжалуемых актов должностного лица и судьи районного суда, в том числе, по доводам жалобы, по настоящему делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Тюменской области от 29 октября 2019 года N 1342, решение судьи Симоновского районного суда Москвы от 18 июня 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19. 14 КоАП РФ, в отношении ОАО "***" оставить без изменения, жалобу защитника по доверенности Соловьевой А.В. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Л.Н. Су
мина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.