Судья Московского городского суда Хомякова Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе генерального директора ООО "Мосспецкомплект" Манделькорна Г.А. на постановление и.о. заместителя начальника Управления административного производства Госинспекции по недвижимости N *** от 10 июля 2020 года, решение судьи Кунцевского районного суда г. Москвы от 22 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.11 КоАП г. Москвы, в отношении ООО "МОССПЕЦКОМПЛЕКТ", установил:
10 июля 2020 года и.о. заместителя начальника Управления административного производства Госинспекции по недвижимости вынесено постановление N ***, которым ООО "МОССПЕЦКОМПЛЕКТ" (далее - Общество) привлечено к ответственности по ч. 2 ст. 6.11 КоАП г. Москвы и ему назначено наказание в виде административного штрафа 120 000 рублей.
Не согласившись с таким постановлением должностного лица административного органа, законный представитель ООО "МОССПЕЦКОМПЛЕКТ" Манделькорн Г.А. обратился с жалобой в Кунцевский районный суд г. Москвы, решением судьи которого 22 октября 2020 года постановление о привлечении Общества к ответственности оставлено без изменения, жалоба заявителя - без удовлетворения.
В настоящее время в Московский городской суд законный представитель О бщества - генеральный директор Манделькорн Г.А. обжалует акты должностного лица административного органа и судьи районного суда по доводам поданной жалобы, согласно которым, вина Общества в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.11 КоАП г. Москвы, не доказана, судом не принято во внимание, что ООО "МОССПЕЦКОМПЛЕКТ" неоднократно обращалось в Департамент городского имущества г. Москвы для заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером N *** однако, в предоставлении данной государственной услуги Обществу было отказано; кроме того, в производстве Арбитражного суда г. Москвы находятся иски Департамента городского имущества г.Москвы по спорным объектам недвижимости, что является препятствием для заключения договора аренды земельного участка, а потому, устранить выявленные нарушения Общество не может.
В судебное заседание законный представитель ООО "Мосспецкомплект", будучи извещенным о месте и времени слушания дела, не явился, обеспечил явку защитника по доверенности Рудакова С.С, в полном объеме поддержавшего приведенные выше доводы поданной жалобы, просившего их удовлетворить.
Представитель Госинспекции по недвижимости г. Москвы Ледков С.М, возражал против удовлетворения жалобы, полагая постановление и судебный акт законными и обоснованными, а вину Общества доказанной материалами дела.
Проверив материалы дела, изучив доводы поданной жалобы, выслушав объяснения защитника Рудакова С.С. и представителя административного органа Ледкова С.М, оснований для отмены обжалуемых актов должностного лица административного органа и судьи районного суда не установлено в связи со следующим.
В соответствии ч. 1 ст. 6.11 КоАП г. Москвы, и спользование земельного участка, находящегося в собственности города Москвы, или земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, с нарушением установленных нормативными правовыми актами города Москвы требований к оформлению документов, являющихся основанием для использования таких земельных участков, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.13 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ч. 2 ст. 6.11 КоАП г. Москвы административным правонарушением признается неустранение ранее выявленного административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, в течение 30 дней с момента вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания за данное правонарушение, а равно повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, (в ред. Закона г. Москвы от 29.04.2019 N 15), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу ч. 6 ст. 4 Закона г. Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в г. Москве", основанием для занятия, использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, являются оформленные в установленном Правительством Москвы порядке в соответствии с требованиями федерального законодательства документы, являющиеся основанием для возникновения прав на земельный участок, в том числе договоры купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования и иные договоры и (или) соглашения, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования земельным участком, а также решения Правительства Москвы (уполномоченного им органа), оформленные в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и иными правовыми актами города Москвы.
Исходя из п. 7 ст. 4 вышеназванного Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48, основанием для размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства, на земельных участках, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, являются документы, указанные в части 6 настоящей статьи, а также оформленные в установленном Правительством Москвы порядке договоры на размещение указанных объектов, разрешения уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы.
Согласно ч. 1.1 ст. 8 Закона г. Москвы от 19 декабря 2007 года N 48, основанием для занятия и использования земельного участка на праве аренды, безвозмездного пользования являются оформленные в установленном Правительством Москвы порядке в соответствии с требованиями федерального законодательства договор аренды, договор безвозмездного пользования, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования земельным участком. Условия использования земельного участка устанавливаются в указанных договорах.
Из приведенных положений следует, что использование земельного участка, находящегося в собственности г. Москвы или государственная собственность на который не разграничена, без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.11 КоАП г. Москвы.
По смыслу п. 10 ст. 16.3 КоАП г. Москвы, дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе ст. 6.7 настоящего Кодекса, рассматривает уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы по контролю за использованием нежилого фонда и земель.
В силу положений п. 1.7.4. Постановления Правительства Москвы от 19 мая 2015 года N 282-ПП "Об утверждении Административного регламента исполнения Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы государственных функций по осуществлению контроля за использованием земель и находящихся в собственности города Москвы объектов нежилого фонда", таким органом является Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (Госинспекция по недвижимости г. Москвы), на которую возлагается обязанность по составлению протоколов, рассмотрении дел об административных правонарушениях, вынесении определений, постановлений по делам об административных правонарушениях, представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения, в соответствии с компетенцией, определенной Законом города Москвы от 21.11.2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании п. 1.13 указанного Постановления Правительства г. Москвы, в случае выявления нарушений осуществляется выдача предписаний (требований) об устранении выявленных нарушений; привлечение к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные главой 6 и статьями 9.4, 9.6 - 9.8, 9.10 Закона города Москвы от 21.11.2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", при наличии фактов, указывающих на наличие состава административного правонарушения в области использования объектов нежилого фонда и земель.
Как усматривается из материалов рассматриваемого дела и установлено судьей районного суда, в ходе проведения главными инспекторами Управления контроля за объектами недвижимости по ЗАО Госинспекции по недвижимости г. Москвы Лахарьковым Д.Н, Ахмаметовым А.Р. 17 июня 2020 года проведено плановое (рейдовое) обследование земельного участка по адресу: г Москва, ул. Ивана Франко, вл. 41.
По сведениям Информационной системы по формированию и ведению реестра объектов недвижимости города Москвы (ИС РЕОН) земельный участок (кадастровый номер ***) площадью 14468 кв. м земельно-правовыми отношениями не обременен. Ранее указанный участок предоставлялся ООО "МОССПЕЦКОМПЛЕКТ" договором аренды от 26 июня 2003 г. N М-07-506287 сроком действия до 15 сентября 2008 г. для эксплуатации центральной материальной базы ООО "МОССПЕЦКОМПЛЕКТ". По данным ИС РЕОН договор имеет статус недействующего.
Ранее проведенным плановым (рейдовым) обследованием (рапорт от 17.02.2020 N 9075204), установлено, что на участке размещен и эксплуатируется ООО "МОССПЕЦКОМПЛЕКТ" комплекс складской базы, а именно:
- одноэтажное нежилое здание (ОКС ***) площадью 366, 8 кв. м с адресным ориентиром: ул. Ивана Франко, д.41, принадлежащее ООО "МОССПЕЦКОМПЛЕКТ"; -одноэтажное нежилое здание (ОКС ***) площадью 569, 5 кв. м с адресным ориентиром: ул. Ивана Франко, д.41, стр. 4, принадлежащее ООО "МОССПЕЦКОМПЛЕКТ"
- одноэтажное нежилое здание (ОКС***) площадью 65, 3 кв. м с адресным ориентиром: ул. Ивана Франко, д.41, стр. 15;
- одноэтажное нежилое здание (ОКС ***) площадью 334, 6 кв. м с адресным ориентиром: ул. Ивана Франко, д.41, стр. 6;
- одноэтажное нежилое здание (ОКС ***) площадью 573 кв. м с адресным ориентиром: ул. Ивана Франко, д.41, стр. 5, - одноэтажное нежилое здание (ОКС ***) площадью 70.9 кв. м с адресным ориентиром: ул. Ивана Франко, д.41, стр. 1, одноэтажное нежилое здание (ОКС 77:07:0005011:2036) площадью 229, 1 кв. м с адресным ориентиром: ул. Ивана Франко, д.41, стр. 2;
- одноэтажное нежилое здание (ОКС***) площадью 259, 6 Кв. м с адресным ориентиром: ул. Ивана Франко, д.41, стр. 3, - одноэтажное нежилое здание (ОКС***) площадью 218, 6 кв. м с адресным ориентиром: ул. Ивана Франко, д.41, стр. 14, подкрановый путь козлового крана (ОКС***) протяженностью 155 с адресным ориентиром: ул. Ивана Франко, д.41, coop. 1, принадлежащие ООО "МОССПЕЦКОМПЛЕКТ" на праве частной собственности.
На въезде размещен информационный щит. Также информация размещена в "Интернет". Участок огорожен, охраняется, свободный доступ ограничен. Оформленные в установленном порядке документы, являющиеся основанием использования земельного участка площадью 14468 кв. м под размещение и эксплуатации складской базы не представлены.
Таким образом, установлено, что ООО "МОССПЕЦКОМПЛЕКТ" использует земельный участок площадью 14468 кв.м по адресу: г. *** с нарушением установленным нормативными правовыми актами города Москвы требований к оформлению документов являющихся основанием для использования таких земельных участков, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.13 настоящего Кодекса, тем самым нарушены: п.6, п.7 ст.4, п.1.1 ст. 8 Закона города Москвы от 19.12.2007 N48 "О землепользовании в городе Москве", постановления Правительства Москвы 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы.
При этом постановлением Госинспекции по недвижимости от по делу от 09 апреля 2020 года N *** вступившим в законную силу 13 мая 2020 г, ООО "МОССПЕЦКОМПЛЕКТ" привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.11 КоАП города Москвы, Действия ООО "МОССПЕЦКОМПЛЕКТ" квалифицированы по ч. 2 ст. 6.11 КоАП г. Москвы.
Факт совершения ООО "МОССПЕЦКОМПЛЕКТ" указанного административного правонарушения и его виновность подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении, составленным в отношении ООО "МОССПЕЦКОМПЛЕКТ" от 29 июня 2020 года, постановлением от 09 апреля 2020 года; выпиской ЕГРЮЛ; поручением на проведение планового рейдового обследования от 17 июня 2020 года; рапортом о результатах планового (рейдового) обследования от 17 июня 2020 года; актом обмера площади земельного участка от 17 июня 2020 года; схематическим чертежом земельного участка; фототаблицей; данными Государственного кадастра недвижимости; иными материалами.
Данные доказательства оформлены должностными лицами Управления административного производства Госинспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения в ходе обследования земельного участка, что нашло свое подтверждение в судебном заседании, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Статьей 8.3 Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предусмотрено, что к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относятся плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
В данном случае обследование земельного участка по адресу: г. Москва, ул. *** (кадастровый номер ***), осуществлялось на основании поручения руководителя административного органа, являлось плановым (рейдовым), по результатам которого были составлены соответствующие документы, содержащие в себе информацию о выявленных нарушениях земельного законодательства, что послужило основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении Общества, и что соответствует положениям ст. 28.1 КоАП РФ.
Учитывая, что ООО "МОССПЕЦКОМПЛЕКТ" фактически занимает и использует под размещение комплекса строений ранее предоставленный земельный участок на основании договора аренды, срок действия которого прекращен, без оформления в установленном порядке земельно-правовых отношений, являющихся основаниям для использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, а также то, что выявленные ранее нарушения Обществом не устранены, действия ООО "МОССПЕЦКОМПЛЕКТ" образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.11 КоАП г. Москвы.
Данные выводы должностного лица и судьи районного суда, вопреки мнению заявителя, не опровергает факт подачи Обществом в Департамент городского имущества г. Москвы запроса от 27 ноября 2019 года по вопросу получения государственной услуги "Предоставление земельного участка в аренду правообладателем зданий, сооружений, расположенных на земельном участке".
Объективной стороной вменённого ООО "МОССПЕЦКОМПЛЕКТ" правонарушения по ч. 2 ст. 6.11 КоАП г. Москвы является неустранение ранее выявленного административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, в течение 30 дней с момента вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания за данное правонарушение.
Постановление о привлечении ООО "МОССПЕЦКОМПЛЕКТ" по ч. 1 ст. 6.11 КоАП г. Москвы N *** от 09 апреля 2020 года вступило в законную силу 13 мая 2020 года, следовательно нарушения земельного законодательства подлежали устранению в срок до 14 июня 2020 года.
Вместе с тем, стороной заявителя не представлено доказательств, подтверждающих факт обращения в указанный период в Департамент городского имущества г. Москвы с соответствующим заявлением о предоставлении земельного участка в пользование.
Ответ Первого заместителя руководителя Департамента городского имущества г. Москвы Пуртова К.С. (л.д. 167-171), на который ссылается заявитель, датирован 18 декабря 2019 года и получен Обществом до описываемых событий и выявленных нарушений, которые подлежали устранению в период с 14 мая 2020 года по 14 июня 2020 года.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Между тем, в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, подтверждающие, что ООО "МОССПЕЦКОМПЛЕКТ" приняты все зависящие от него меры по устранению выявленных ранее нарушений, что свидетельствует о наличии в его действиях вины.
ООО "МОССПЕЦКОМПЛЕКТ", являясь юридическим лицом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и г. Москвы, предвидеть последствия совершения или не совершения юридически значимых действий, чего в данном случае им сделано не было.
Постановление и.о. заместителя начальника Управления административного производства Госинспекции по недвижимости N *** от 10 июля 2020 года, которым ООО "МОССПЕЦКОМПЛЕКТ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.11 КоАП г. Москвы, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа, вынесено уполномоченным на то должностным лицом, в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел срока давности привлечения, в нем подробно приведено событие административного правонарушения, изложены обстоятельства совершения вмененного правонарушения, указаны нормы Закона, которые нарушены юридическим лицом.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный КоАП РФ должностным лицом соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно.
Судьей районного суда исследованы все имеющиеся по делу доказательства, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, в связи с чем они обосновано приняты и положены в основу оспариваемых актов, что нашло своё отражение в тексте решения суда, которое подробно мотивировано, отвечает требованиям ст. 29.10, ст. 30.7 КоАП РФ, и оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о наличии события административного правонарушения и доказанности вины Общества в его совершении.
Приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях юридического лица объективной стороны состава вмененного ему административного правонарушения, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановления должностного лица административного органа и судьи районного суда, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершение административного правонарушения, санкция которого предусматривает назначение наказания в виде административного штрафа в значительном размере.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с обжалуемыми актами, не является основанием к отмене постановления должностного лица и решения судьи, вынесенных с соблюдением требований КоАП РФ.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено Обществу в пределах санкции ч. 2 ст. 6. 11 КоАП г. Москвы, с соблюдением требований ст. ст. 3.1, 3.12, 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств совершенного административного правонарушения, характера правонарушения, материального положения привлекаемого к административной ответственности лица, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями.
Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, для назначения наказания в виде административного штрафа в размере, менее минимального размера предусмотренного санкцией указанной нормы административного штрафа, в данном случае не установлено.
Доказательств невозможности исполнения назначенного Обществу наказания не представлено, равно как не представлено и доказательств того, что наложенный на юридическое лицо административный штраф является чрезмерным и может повлечь избыточное ограничение его прав.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учетом требований ст.1.5 КоАП РФ, принцип презумпции невиновности соблюден.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение оспариваемых актов должностного лица административного органа и судьи районного суда, не установлено, в том числе по доводам поданной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление и.о. заместителя начальника Управления административного производства Госинспекции по недвижимости N *** от 10 июля 2020 года, решение судьи Кунцевского районного суда г. Москвы от 22 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.11 КоАП г. Москвы, в отношении ООО "МОССПЕЦКОМПЛЕКТ" оставить без изменения, а жалобу генерального директора Общества Манделькорна Г.А. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда
Т.Г. Хомякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.