Судья Московского городского суда Лашков А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе и дополнениям к ней защитника АО "МНРХУ" по доверенности Муджири Н.О. на постановление судьи Тверского районного суда г. Москвы от 27 августа 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении АО "МНРХУ", УСТАНОВИЛ :
АО "МНРХУ" допустило нарушение требований законодательства об охране отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, включенных в Список всемирного наследия.
дата в отношении АО "МНРХУ" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Тверской районный суд г. Москвы, судьей которого принято постановление, которым Акционерное общество "Межобластное научно-реставрационное художественное управление", ИНН 7706425583, ОГРН 1157746784887, зарегистрированное по адресу: г. Москва, Кадашевская набережная, д. 24, стр. 1, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1.000.000 (одного миллиона) рублей.
Не согласившись с таким судебным актом, защитник АО "МНРХУ" по доверенности Муджири Н.О. в Московский городской суд подал на него жалобу и дополнения к ней, в которых просит постановление суда отменить.
В настоящее судебное заседание защитник АО "МНРХУ" по доверенности Муджири Н.О. явился, доводы жалобы и дополнений к ней поддержал.
Проверив материалы дела, изучив доводы указанной жалобы, заслушав явившегося защитника. оснований для отмены или изменения постановления судьи не нахожу ввиду следующего.
Согласно диспозиции ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ, ответственность правообладателя объекта культурного наследия, предусмотренная данной статьей, наступает в случае нарушения законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, совершенные в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия, либо на территориях указанных объектов или в их зонах охраны, на территориях достопримечательных мест, историко-культурных заповедников (музеев-заповедников) или в их зонах охраны.
В соответствии с п. 6.1.1 приказа Минкультуры России от дата N 121 "Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства культуры Российской Федерации" территориальный орган осуществляет полномочия по государственному контролю и надзору за сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также за состоянием объектов культурного наследия федерального значения.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от дата N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее -Федеральный закон N 73-ФЗ), а также принимаемыми в соответствии с ним в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно ст. 40 Федерального закона N 73-ФЗ под сохранением объекта культурного наследия понимаются - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В соответствии со ст. 33 Федерального закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Статьей 45 Федерального закона N 73-ФЗ установлен порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия.
В соответствии с и. 1 ст. 45 Федерального закона N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Порядок осуществления Минкультуры России федерального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной отдельных объектов культурного наследия, в том числе в форме систематического наблюдения, установлен Административным регламентом осуществления Министерством культуры Российской Федерации федерального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации (далее Административный регламент), утвержденным приказом Минкультуры России от дата N1347.
Согласно адрес регламента предметом федерального государственного надзора являются, в том числе, соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и физическими лицами требований к содержанию и использованию объекта культурного наследия, требований к сохранению объекта культурного наследия, требований к обеспечению доступа к объекту культурного наследия, а также осуществлению мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, предусмотренных проектной документацией на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
Пунктом 115 Административного регламента установлено, что основаниями для проведения мероприятия по систематическому наблюдению являются, в том числе, разрешения на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
В соответствии с адрес регламента основанием для начала указанной административной процедуры является задание.
Результатом проведения мероприятия по систематическому наблюдению в соответствии с п.п.1 адрес регламента является оформление акта осмотра объекта культурного наследия.
Судом установлено и из материалов дела следует, что дата на основании задания Управления от дата N 119 должностными лицами Управления проведено мероприятие по систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия федерального значения "Башня Затрапезная", "Преображенская церковь над северными воротами", дата, "Трапезная (Церковь Сошествия Святого Духа)", "Палаты царицы фио с Амвросиевской церковью", 1580-1590 гг, входящих состав объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль Новодевичьего монастыря" (далее - Ансамбль), расположенного по адресу: адрес, в связи с проведением работ, осуществляющихся в соответствии с выданными Управлением Минкультуры России по ЦФО разрешениями от дата N 80, 83, 84; от датаN 95.
Ансамбль принят на государственную охрану постановлением Совета Министров адрес от дата N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в адрес".
Ансамбль расположен по адресу: адрес (адрес на период постановки на государственную охрану: адрес).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от дата N 759-р Ансамбль отнесен к отдельным объектам культурного наследия федерального значения, полномочия по I государственной охране которых, осуществляются Минкультуры России.
В соответствии с решением 28 сессии Комиссии всемирного наследия от датаN 28СОМ14В.46 Объект культурного наследия федерального значения "Ансамбль Новодевичьего монастыря", включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Ансамбль состоит из следующих объектов:
- крепостные стены, XVI - XVII вв;
- башни: Никольская, Чеботарная, Сетуньская, Напрудная, Иосафовская, Швальная, Покровская, Предтеченская, Затрапезная, Саввинская, Лопухинская, Царицынская;
- Преображенская церковь над северными воротами, дата;
- Покровская церковь над южными воротами, 1625 - 1677 гг.;
- Смоленский собор, 1524 - 1525 гг, с фресками XVII в.;
- колокольня, 1686 - 1688 гг.;
- трапезная, 1685 - 1687 гг.;
- палаты царицы фио с Амвросиевской церковью, 1580 - 1590 гг.;
- палаты царевны фио дата;
- палаты царицы фио, дата;
- корпус у Щвальной башни, конец XVII в.;
- певческие палаты у Саввинской башни, XVII - XVIII вв.;
- больничные палаты, конец XVII в.;
- казначейские палаты, XVII - XVIII вв.;
- палаты, XVII в, у колокольни и у башен Никольской, Чеботарной, Сетуньской, Напрудной (стрелецкие караульни);
- сторожка, XVII в, у северных ворот;
- служебная постройка у южной стены, XVII - XVIII вв.;
- приют Филатьевский, дата, художник-архитектор Яковлев;
- усыпальница Волконских, дата;
- усыпальница Прохоровых, дата, архитектор фио;
В соответствии с решением 28 сессии Комиссии всемирного наследия от дата N 28СОМ14В.46 Ансамбль включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
По результатам мероприятия по систематическому наблюдению на основании задания от дата N 119 составлен акт от дата N 119.4, из которого следует, что на объекте культурного наследия федерального значения "Башня Затрапезная" (далее - Объект), входящим в состав Ансамбля, проведены работы по устройству ввода сетей. На момент осмотра работы на Объекте не проводились. Также, на момент осмотра, работы по устройству технологического приямка 500 мм. х 500 мм, глубиной 700 мм. для ввода трубы Тр.Ду 50 ПЭЮО-RC типа "МультиПайп II", в левом от входа на 1-ый ярус башни подвале, не проводились.
Вместе с тем, в ходе проведения мероприятия по систематическому наблюдению выявлено, что расположение "гильз" ввода инженерных сетей в левой и правой частях подвала не соответствует проектным решениям, содержащимся в проектной документации, согласованно (письмом Управления письмом от дата N 25/2018, на основании которой Управлением выдано разрешение на проведение работ по сохранению Объекта от дата N 80.
Также установлено, что дата в соответствии с п. 2 ст. 45 Федерального закона N 73-ФЗ АО "МНРХУ" выдано разрешение N 80 на проведение работ по сохранению Объекта (виды ра устройство вводов сетей).
Разрешение выдано на срок до дата.
Также в соответствии с материалами дела установлено, что между наименование организации и АО "МНРХУ" заключен государственный контракт от дата N 0373100115418000287-4 на проведение работ по сохранению Ансамбля.
В соответствии с конструктивными решениями, содержащимися в проектной документации, в левом (от входа в помещение Объекта) подвале предусмотрено проведение работ по высверливанию отверстий в бутовой кладке фундамента 4-х отверстий, длиной 2, 1 м, для ввода труб (193.7x7, L=2500) (Научно-проектная документация. Раздел III. Проект реставрации и приспособления. Стадия: Проект (корректировка. Часть 3. Конструктивные решения. Л.1).
Также в соответствии с конструктивными решениями, содержащимися в проектной документации, в левом подвале подразумевается проведение работ по устройству приямка, с высверливанием в нем одного отверстия в бутовой кладке фундамента длиной 2, 3 м, для ввода трубы (102X4, L=2500) (Научно-проектная документация. Раздел III. Проект реставрации и приспособления. Стадия: Проект (корректировка. Часть 3. Конструктивные решения. Л.1).
Вместе с тем, в соответствии с фотофиксацией к акту осмотра от дата N 119.4 в левом подвале зафиксировано наличие 3-х отверстий, в правом подвале - 3-х (2 - большего диаметра, 1 - меньшего размера), что не соответствует проектным решениям проектной документации, согласованной органом охраны культурного наследия в установленном законе порядке в соответствии с п. 1 ст. 45 Федерального закона N 73-ФЗ.
Таким образом, АО "МНРХУ" своими действиями, выраженными в проведении работ по устройству вводов сетей, не соответствующих проектным решениям, указанным в проектной документации, согласованной письмом Управления от дата N 25/2018, на основании которой выдано разрешение на проведение работ по сохранению Объекта от дата N 80, нарушило требования, установленные ст. 45 Федерального закона от дата N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", то есть совершило правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Данные обстоятельства и вина АО "МНРХУ" в совершении вмененного ему административного правонарушения объективно подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении N 44 АД 2020 от дата (т. 1 л.д. 1-17); заданием N 119 от дата на проведение мероприятия по систематическому наблюдению в отношении объекта культурного наследия федерального значения (т. 1 л.д. 138-140); актом осмотра объекта культурного наследия от дата N 119.4 (т. 1л.д. 141-148); выпиской из ЕГРЮЛ в отношении АО "МНРХУ" (т. 1 л.д. 149-159); письменным объяснением фио (т. 1 л.д. 205-210, т. 2 л. адрес); письменным объяснением фио (т. 1 л.д. 215-228, т. 2 л.д. 5-7); письменным объяснением фио (т. 1 л.д. 239-253); исполнительными схемами и фотоматериалом по объектам культурного наследия и иными письменными материалами дела.
Довод об отсутствии в действиях АО "МНРХУ" состава административного правонарушения опровергается материалами дела и обстоятельствами дела, установленными в судебном заседании, в связи с чем не может служить основанием для отмены постановления судьи.
В силу ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что АО "МНРХУ" приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства в области охраны объектов культурного наследия.
С учетом изложенного, судья пришел к правомерному выводу о наличии в действиях АО "МНРХУ" состава вмененного административного правонарушения.
При рассмотрении настоящего дела судьей районного суда исследованы все имеющиеся по делу доказательства, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, в связи с чем, они обосновано приняты и положены в основу оспариваемого акта, что нашло своё отражение в тексте решения суда, которое подробно мотивировано, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, и оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.
Не согласиться с оценкой указанных доказательств оснований не имеется.
Доводы общества о нарушении при проведении проверки положений Федерального закона от дата N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" несостоятельны.
Порядок проведения плановых и внеплановых проверок применительно к защите прав юридических лиц и предпринимателей регулируется нормами указанного Закона. Положениями статей 9 и 10 данного Закона предусмотрена необходимость направления в адрес проверяемого лица распоряжения (приказа) о проведении плановой или внеплановой проверки.
Вместе с тем, такая обязанность административного органа не распространяется на случаи проведения контрольных мероприятий, при которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
В рассматриваемом случае имело место проведение мероприятий по наблюдению за объектами культурного наследия федерального значения, при котором не требовалось взаимодействия с проверяемым юридическим лицом.
Довод заявителя о малозначительности совершенного правонарушения является несостоятельным.
В соответствии с ч.1 ст.3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ (ч.1 ст.4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Оснований для признания правонарушения малозначительным также не имеется, так как в соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от дата N 5, при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (ст.ст.4.1-.4.5 КоАП РФ). Поэтому судья не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное ст.3.2 КоАП РФ.
Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст.2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу чч.2 и 3 ст.4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Оснований для признания правонарушения, вмененного АО "МНРХУ", малозначительным или назначенного административного наказания чрезмерно суровым, не имеется, учитывая характер правонарушения и конкретные обстоятельства дела, а также вид и размер назначенного административного наказания, которое является минимальным из предусмотренных санкцией статьи.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма в данном случае назначено в пределах санкции ч.2 ст. 7.13 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.12, 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств совершенного административного правонарушения, вида деятельности юридического лица, характера совершенного правонарушения, что соответствует задачам, установленным ст. 1.2 КоАП РФ, в связи с чем, назначенное наказание является справедливым и соразмерным содеянному.
Постановление о привлечении заявителя к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение оспариваемого постановления судьи районного суда, не имеется, данный акт является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Тверского районного суда г. Москвы от 27 августа 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении АО "МНРХУ" оставить без изменения, жалобу и дополнения к ней - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда
А.Н. Лашков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.