Судья Московского городского суда Скащенко Ю.М., с участием защитника ООО "БИЛЛА" Давитидзе Д.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО "БИЛЛА" Давитидзе Д.Л. на постановление судьи Измайловского районного суда города Москвы от 12 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "БИЛЛА", УСТАНОВИЛ :
21 октября 2020 года консультантом сектора по вопросам торговли и услуг управы района Северное Измайлово города Москвы в отношении общества с ограниченной ответственностью "БИЛЛА" (далее - ООО "БИЛЛА", Общество) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ. Дело передано на рассмотрение в Измайловский районный суд города Москвы.
Постановлением судьи Измайловского районного суда города Москвы от 12 ноября 2020 года ООО "БИЛЛА" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ООО "БИЛЛА" Давитидзе Д.Л. просит об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу, ссылается на то, что Обществом приняты достаточные меры, направленные на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции в период режима повышенной готовности в городе Москве, в том числе меры для обеспечения использования сотрудниками магазина ""***"", расположенного по адресу: "***", всеми необходимыми средствами индивидуальной защиты; протокол осмотра является недопустимым доказательством, так как составлен в отсутствие представителя юридического лица, понятые не привлекались; назначенное ООО "БИЛЛА" административное наказание является чрезмерно суровым.
Защитник АО "БИЛЛА" Давитидзе Д.Л. в судебном заседании поддержала жалобу в полном объёме по изложенным в ней доводам.
Изучив доводы жалобы, выслушав защитника АО "БИЛЛА" Давитидзе Д.Л, исследовав материалы дела, прихожу к следующему
Административная ответственность по ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ наступает за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
На основании п. 2 Указа Президента РФ от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID -19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
Законом г. Москвы от 28.06.1995 "Устав города Москвы" (далее - Устав города Москвы) установлены полномочия Мэра Москвы.
В соответствии с ч. 3 ст. 41 Устава города Москвы в случаях, угрожающих безопасности и здоровью жителей города Москвы, нормальному функционированию систем жизнеобеспечения города Москвы, поддержанию правопорядка, Мэр Москвы вправе принимать необходимые меры по предупреждению экстремальных обстоятельств или ликвидации их последствий с последующим незамедлительным уведомлением тех органов государственной власти, в компетенцию которых входит решение данных вопросов.
Указом Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (далее - указ Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ) в связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на территории города Москвы введён режим повышенной готовности (п. 1 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ).
Органы власти, организации и индивидуальные предприниматели, а также иные лица, деятельность которых связана с совместным пребыванием граждан, должны обеспечить соблюдение гражданами (в том числе работниками) социального дистанцирования, в том числе путем нанесения специальной разметки и установления специального режима допуска и нахождения в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), на соответствующей территории (включая прилегающую территорию) (п. 12.2 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ).
С 12 мая 2020 года предусмотрена обязанность граждан использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки) при нахождении в транспорте общего пользования, легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу, при посещении объектов торговли, в отношении которых не принято решение о приостановлении посещения их гражданами, а также в случаях, предусмотренных в приложении 6 к настоящему указу (п. 9.4 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ).
На основании п. 5 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ утверждены Требования к организации деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, при осуществлении которой не принято (отменено) решение о приостановлении посещения гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), где осуществляется деятельность таких организаций и индивидуальных предпринимателей, подлежащие применению с 12 мая 2020 г, согласно приложению 6 к настоящему указу (далее - Требования).
В соответствии с п. 2.2 Требований с 12 мая 2020 года работодатели обязаны о беспечить использование средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) на рабочих местах и (или) территории работодателя, за исключением случаев нахождения работника в обособленном помещении без присутствия иных лиц (п. 2.2.1 Приложения 6), а также использование средств индивидуальной защиты рук (перчатки) на рабочих местах и (или) территории работодателя в случаях посещения мест общего пользования, в том числе лифтов, санитарных узлов, мест приема пищи, а также физического контакта с предметами, используемыми неограниченным кругом лиц, в том числе дверными ручками, поручнями, иными подобными предметами (п. 2.2.2 Приложения 6).
Согласно материалам дела, 16 сентября 2020 года в 13 часов 53 минуты по адресу: "***" ООО "БИЛЛА" в нарушение п. 5 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ, п. 2.2 Требований не обеспечило в помещениях магазина "БИЛЛА", в котором осуществляется торговая деятельность, то есть деятельность, связанная с совместным пребыванием граждан, соблюдение работниками указанного объекта режима использования средств индивидуальной защиты: работник магазина находился в помещении без средств индивидуальной защиты органов дыхания - маски (респиратора) и рук - перчаток.
Действия ООО "БИЛЛА" квалифицированы по ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ.
Факт совершения Обществом административного правонарушения подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 21 октября 2020 года; протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений от 16 сентября 2020 года; видеозаписью (л.д. 31).
При разрешении данного дела об административном правонарушении судья районного суда правильно установилвсе фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дал надлежащую юридическую оценку действиям ООО "БИЛЛА" и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришёл к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что Обществом принято достаточное количество мер по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции в период режима повышенной готовности, введённого в городе Москве, в том числе путём обеспечения работников Общества всеми необходимыми средствами индивидуальной защиты, является несостоятельным.
Пунктом 5 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ утверждены Требования к организации деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, при осуществлении которой не принято (отменено) решение о приостановлении посещения гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), где осуществляется деятельность таких организаций и индивидуальных предпринимателей, подлежащие применению с 12 мая 2020 года.
Согласно п. 2.2 Приложения 6 к указу Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ с 12 мая 2020 г. работодатели обязаны обеспечить использование средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) на рабочих местах и (или) территории работодателя, за исключением случаев нахождения работника в обособленном помещении без присутствия иных лиц (п. 2.2.1 Приложения 6), а также использование средств индивидуальной защиты рук (перчатки) на рабочих местах и (или) территории работодателя в случаях посещения мест общего пользования, в том числе лифтов, санитарных узлов, мест приема пищи, а также физического контакта с предметами, используемыми неограниченным кругом лиц, в том числе дверными ручками, поручнями, иными подобными предметами (п. 2.2.2 Приложения 6).
Обеспечение соблюдения гражданами (в том числе работниками) специального режима допуска и нахождения в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них) пунктом 12.2 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ возложена на организации и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с совместным пребыванием граждан.
Согласно протоколу осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений и находящихся там вещей и документов от 16 сентября 2020 года и видеозаписи, при осмотре помещения торгового объекта - магазина ""***"", расположенного по адресу: "***" установлено, что при осуществлении торговой деятельности работниками магазина не соблюдается режим использования средств индивидуальной защиты (у сотрудника магазина "БИЛЛА" отсутствуют маска (респиратор) и перчатки), что свидетельствует о нарушении Обществом п. 2.2 Требований.
На основании ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Нахождение работников магазина без средств индивидуальной защиты в момент осмотра свидетельствует о том, что Обществом не принимаются достаточные и необходимые меры, направленные на обеспечение соблюдения требований Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N12-УМ, в том числе путём проведения с работниками разъяснительных бесед, осуществления надлежащего контроля за ношением ими средств индивидуальной защиты, реагирование в случае нарушения установленных правил.
В данном случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у ООО "БИЛЛА" имелась возможность для соблюдения указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N12-УМ, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем его действия правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
На основании ч. 6 ст. 27.8 КоАП РФ протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо в случаях, не терпящих отлагательств, иным представителем юридического лица или представителем индивидуального предпринимателя, а также понятыми в случае их участия.
Осмотр принадлежащего ООО "БИЛЛА" помещения магазина "БИЛЛА" по адресу: "***" проведён в соответствии с требованиями ст. 27.8 КоАП РФ в присутствии представителя юридического лица - заместителя управляющего "***" А.В, находящейся в момент осмотра на рабочем месте, с применением видеозаписи, о чём составлен протокол осмотра, содержащий все необходимые данные, в том числе данных о присутствии заместителя управляющего "***" А.В, которая отказалась от подписи в протоколе, что зафиксировано должностным лицом, составившим протокол.
Вопреки доводу жалобы, каких-либо сомнений в том, что факт нарушения указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N12-УМ выявлен в магазине, принадлежащем ООО "БИЛЛА", не имеется, заместитель управляющего "***" А.В, которой был предъявлен для ознакомления протокол осмотра от 16 сентября 2020 года, каких-либо замечаний по поводу неверного указания в нём наименования юридического лица не высказала. При составлении протокола об административном правонарушении защитник ООО "БИЛЛА" Калачикова Е.Б. не ссылалась на то, что в ходе производства по делу субъект административного правонарушения установлен неверно.
Равным образом доводы жалобы о наличии оснований для изменения назначенного ООО "БИЛЛА" наказания с административного штрафа на предупреждение являются несостоятельными.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
Согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Законодатель, установив названные положения в КоАП РФ, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также её соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ, влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трёхсот тысяч рублей.
Вопреки утверждению заявителя, материалы дела свидетельствуют о том, что административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ, назначено ООО "БИЛЛА", в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ. По своему виду и размеру указанное наказание соответствует обстоятельствам и тяжести содеянного, данным о юридическом лице. В данном случае непринятие Обществом надлежащих и достаточных мер для обеспечения использования работниками средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и перчаток в торговом зале при раскладывании товара - продуктов питания, создало опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Назначение более мягкого вида наказания в виде предупреждения в данном случае не будет отвечать целям и задачам законодательства об административных правонарушениях.
Постановление судьи в части назначения ООО "БИЛЛА" наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей основано на данных, подтверждающих необходимость применения к нему такой меры ответственности, а также её соразмерность предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления судьи районного суда.
Порядок и срок давности привлечения ООО "БИЛЛА" к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Измайловского районного суда города Москвы от 12 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "БИЛЛА" оставить без изменения, жалобу защитника ООО "БИЛЛА" Давитидзе Д.Л. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Ю.М. Скащенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.