Судья Московского городского суда Буренина О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ГУП "ОЦ МДК" Редько А.А., поданную на постановление судьи Замоскворецкого районного суда города Москвы от 16 ноября 2020 года, которым Государственное унитарное предприятие города Москвы "Объединенный центр "Московский дом книги" (далее - ГУП "ОЦ МДК") признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ** рублей, УСТАНОВИЛ:
*** года заведующим сектором по вопросам торговли и услуг управы района Якиманка г. Москвы в отношении ГУП "ОЦ МДК" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Замоскворецкий районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд, защитник Редько А.А. просит об отмене постановления судьи и прекращении производства по делу, считая его незаконным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права; ненадлежащее извещение о дате составления протокола об административном правонарушении; допущенные нарушения при проведении осмотра помещений ГУП "ОЦ МДК".
Законный представитель ГУП "ОЦ МДК" в судебное заседание не явился, извещался о месте и времени рассмотрения жалобы по делу, о причинах своей неявки суд в известность не поставил, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили. При таких обстоятельствах, с учетом положений ст. 25.1 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствии законного представителя.
Защитник ГУП "ОЦ МДК" Редько А.А. в судебном заседании доводы жалобы поддержал, настаивал на ее удовлетворении.
Изучив доводы жалобы, выслушав защитника ГУП "ОЦ МДК" Редько А.А, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ наступает за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
Согласно подпункту "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции Федерального закона от 1 апреля 2020 года N 98-ФЗ) Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. Такие правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417.
Исходя из положений пунктов "а", "м", "у", "ф" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 названного Федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10, подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера принят Указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (в редакции Указа Мэра Москвы от 22.06.2020 N 74-УМ), пунктом 5 которого утверждены Требования к организации деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, при осуществлении которой не принято (отменено) решение о приостановлении посещения гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), где осуществляется деятельность таких организаций и индивидуальных предпринимателей, подлежащие применению с 12 мая 2020 г, согласно приложению 6 к настоящему указу.
Согласно данным Требованиям с 12 мая 2020 г. работодатели обязаны обеспечить соблюдение следующего режима использования средств индивидуальной защиты: использование средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) на рабочих местах и (или) территории работодателя, за исключением случаев нахождения работника в обособленном помещении без присутствия иных лиц; использование средств индивидуальной защиты рук (перчатки) на рабочих местах и (или) территории работодателя в случаях посещения мест общего пользования, в том числе лифтов, санитарных узлов, мест приема пищи, а также физического контакта с предметами, используемыми неограниченным кругом лиц, в том числе дверными ручками, поручнями, иными подобными предметами (пп. 2.2.1, 2.2.2 Требований).
В ходе рассмотрения дела судьёй районного суда установлено, что *** года в 13 часов 30 минут по адресу: *** ГУП "ОЦ МДК" в нарушение п. 2.2.1 Требований не обеспечило в здании, в котором осуществляется деятельность, связанная с совместным пребыванием граждан, а именно в магазине "**" использование работниками организации средств индивидуальной защиты рук (перчатки): работник находился на рабочем месте без перчаток.
Действия ГУП "ОЦ МДК" квалифицированы по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
В обоснование вывода о совершении ГУП "ОЦ МДК" административного правонарушения положены следующие доказательства: протокол об административном правонарушении от ** года, протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 25 августа 2020 года; фотоматериал.
Вместе с тем судья районного суда не учёл следующее.
На основании ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ).
В соответствии с ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведённой в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Одной из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренной главой 27 КоАП РФ, направленной на пресечение административного правонарушения, является осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов.
Порядок применения указанной обеспечительной меры определён в ст. 27.8 КоАП РФ.
На основании ч. 2 ст. 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя, а также в присутствии понятых либо с применением видеозаписи.
Из материалов дела следует, что 25 августа 2020 года осмотр помещений магазина "Дом детской книги" по адресу: г. Москва, Калужская пл, д. 1, корп. 1, принадлежащего ГУП "ОЦ МДК", производился без участия понятых и применения видеозаписи, а также представителя проверяемого юридического лица. Данное обстоятельство подтверждается протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений от 25 августа 2020 года, составленному по результатам применения названной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
В протоколе указано на применение при осмотре фотосъёмки, которая используется для фиксации вещественных доказательств.
Приведённое выше нарушение влечёт признание протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений и находящихся там вещей и документов от 25 августа 2020 года в качестве недопустимого доказательства, в котором зафиксированы обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения по настоящему делу.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление судьи Замоскворецкого районного суда города Москвы от 16 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении ГУП "ОЦ МДК" нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежит отмене, а производство по делу, - прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.7 КоАП РФ, РЕШИЛ:
жалобу защитника ГУП "ОЦ МДК" Редько А.А. удовлетворить.
Постановление судьи Замоскворецкого районного суда города Москвы от 16 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении Государственного унитарного предприятие города Москвы "Объединенный центр "Московский дом книги" отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которого было вынесено постановление.
Судья Московского городского суда О.Н. Буренина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.