Судебная коллегия по административным делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Тогубицкого В.А, судей Гришина С.В. и Коробенко Э.В, при секретаре судебного заседания Сидоровой В.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 15 июля 2020 г, которым отказано в удовлетворении требований вдовы старшего мичмана Ищенко А.А. - Ищенко Елены Александровны о признании незаконным решения 1 отдела (г. Севастополь) Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отдел управления жилищного обеспечения) о снятии истца и членов ее семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Гришина С.В, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
решением 1 отдела управления жилищного обеспечения от 16 мая 2019 г. N 27/сев Ищенко Е.А. и члены ее семьи сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (далее - жилищный учет), на том основании, что отсутствует волеизъявление ее супруга о признании членов семьи нуждающимися в жилье.
Ищенко Е.А. обратилась в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным указанное решение и обязать начальника отдела управления жилищного обеспечения повторно рассмотреть вопрос о постановке ее с другими членами семьи на жилищный учет.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствием выводов, изложенных в решении суда, фактическим обстоятельствам дела отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы Ищенко Е.А. излагает обстоятельства дела и указывает, что она, ее дочери и внуки приобрели право состоять на жилищном учете в качестве членов семьи военнослужащего - Ищенко А.А. до его смерти. Истец полагает, что они имеют право на обеспечение жильем, поскольку ее супруг был признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, гарнизонный военный суд исходил из того, что на жилищном учете Ищенко А.А. состоял один, то есть без учета пяти членов своей семьи, которые проживают в квартире общей площадью жилого помещения 61, 5 кв.м. Поскольку на каждого члена семьи приходилось более учетной нормы, установленной в "адрес", то оснований для принятия истца на учет нуждающихся в жилых помещениях не имелось.
Кроме того, то обстоятельство, что квартира, в которой проживает истец, признана аварийной, по мнению суда, не является основанием для признания ее нуждающейся в жилом помещении, поскольку такое решение принято после снятия истца с жилищного учета.
Однако эти выводы не соответствуют обстоятельствам дела.
Согласно абзацу первому п. 3.1 ст. 24 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с указанным федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18 и 19 статьи 15 и статьей 15.1 названного федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
Содержание приведенной нормы Закона, которая является специальной и регулирует вопросы социальной защиты членов семей военнослужащих, потерявших кормильца, указывает на то, что члены семьи гражданина, проходившего военную службу по контракту и погибшего (умершего) в период прохождения военной службы при общей продолжительности военной службы 20 лет и более обладают самостоятельным правом на обеспечение жилыми помещениями при условии нахождения на жилищном учете или при наличии оснований для принятия на такой учет в соответствии с названным Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего, то есть вне зависимости от того, были они поставлены на учет нуждающихся в жилых помещениях или нет.
По данному делу юридически значимым является выяснение вопроса о том, имели ли вдова и другие члены семьи военнослужащего основания быть признанными нуждающимися в жилом помещении до его смерти.
Согласно ст. 51 ЖК РФ условиями признания гражданина нуждающимся в жилом помещении являются, в том числе обеспечение его общей площадью жилого помещения менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе, а также проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Из материалов дела видно, что старший мичман Ищенко А.А, имеющий общую продолжительность военной службы более 20 лет, подлежал увольнению по возрасту после предоставления жилого помещения.
Его супруга Ищенко Е.А. с 1962 года проживала в предоставленном ее отцу жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес" общей площадью 61, 5 кв.м.
В последующем в указанную квартиру были вселены и проживали ИщенкоА.А, их дочери В.А, ДД.ММ.ГГГГ г.р, и Е.А, ДД.ММ.ГГГГ г.р, а также внуки Д.А, ДД.ММ.ГГГГ г.р, и А.А, ДД.ММ.ГГГГ г.р, которые на основании вступившего в силу решения Ленинского районного суда г. Севастополя от 27 июня 2017 г. признаны членами семьи Ищенко А.А.
Решением жилищной комиссии войсковой части N от 6 ноября 2009 г. N18 Ищенко А.А. был признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения в избранном месте жительства г. Белгороде с составом семьи один человек, поскольку его супруга и дети на тот момент являлись гражданами Украины. В 2014 году указанные лица признаны гражданами Российской Федерации.
24 апреля 2015 г. Ищенко А.А. скончался. Как следует из приказа командира войсковой части N от 25 апреля 2015 г. N 156 смерть наступила в период прохождения военной службы и связана с исполнением служебных обязанностей военнослужащего.
Решениями начальника отдела управления жилищного обеспечения от 12августа 2016 г. N 439/сев и от 15 ноября 2017 г. N166/сев Ищенко Е.А, ее дочери и внуки приняты на жилищный учет в избранном месте жительства, которым по заявлению истца от 25 мая 2016 г. является "адрес".
Оспариваемым решением жилищного органа от 16 мая 2019 г. N 27/сев Ищенко Е.А. и члены ее семьи сняты с жилищного учета на том основании, что Ищенко А.А. состоял на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений один.
Согласно приказу Департамента городского хозяйства г.Севастополя от 25февраля 2020 г. N78-ОД многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу.
Из сообщения директора Департамента капитального строительства г.Севастополя от 7 июля 2020 г. N 3951/01-05-01.1-33/02/20 следует, что договор о передаче жилого помещения, в котором живет истец, в собственность граждан в порядке приватизации не заключался.
Таким образом, из материалов дела видно, что жилищным органом не было установлено, имели ли члены семьи Ищенко А.А. на момент его смерти правовые основания для признании их нуждающимися в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Поэтому снятие истца и членов ее семьи с жилищного учета на том основании, что Ищенко А.А. не подал заявление о признании их нуждающимися в жилом помещении, является незаконным.
Ошибочно признав обоснованным обжалуемое решение жилищного органа, гарнизонный военный суд дал оценку нуждаемости истца в жилом помещении применительно к учетной норме жилья, установленной в г. Санкт-Петербурге. Вместе с тем по данным обстоятельствам решение жилищным органом не принималось, поэтому в соответствии с п. 61 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27сентября 2016 г. N 36 суд был не вправе признать обоснованным оспариваемое решение со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, изменяя, таким образом, основания принятого решения.
К тому же проживание Ищенко Е.А. в жилом помещении на основании договора социального найма, само по себе, не исключает возможности обеспечения ее жильем в ином населенном пункте при наличии реальной возможности сдать это жилое помещение.
Данное обстоятельство, равно как признание указанного жилого помещения аварийным и подлежащим сносу, в дальнейшем может являться основанием для оценки жилищным органом обоснованности нахождения истца на жилищном учете.
Следовательно, решение суда первой инстанции в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении суда, фактическим обстоятельствам дела, подлежит отмене с принятием по делу нового решения о возложении на начальника отдела управления жилищного обеспечения обязанности отменить решение о снятии Ищенко Е.А. и членов ее семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях.
На основании изложенного, руководствуясь ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 15 июля 2020 г. по административному исковому заявлению Ищенко Елены Александровны отменить.
Принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление Ищенко Елены Александровны удовлетворить.
Признать незаконными решение 1 отдела (г.Севастополь) Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 16 мая 2019 г. N 27/сев о снятии Ищенко Е.А. и членов ее семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма и обязать начальника 1 отдела (г.Севастополь) Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации отменить данное решение, о чем в течение месяца со дня вступления решения в законную силу сообщить в Севастопольский гарнизонный военный суд и административному истцу.
Кассационная жалоба (представление) могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11 декабря 2020 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.