Судебная коллегия по административным делам Южного окружного военного суда в составе
председательствующего Потапченко И.Н, судей Патланя В.А, Тогубицкого В.А, при секретаре судебного заседания Каминской М.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца - Петровой Т.А. на решение Знаменского гарнизонного военного суда от 27 августа 2020 г, которым отказано в удовлетворении требований майора Голубева Андрея Николаевича о признании незаконным решения отделения (территориальное, г. Ахтубинск, Астраханская область) Федерального государственного казённого учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанного с отказом в принятии истца и члена его семьи на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Патланя В.А, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Федерального государственного казённого учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации - Соколова Я.О, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
решением отделения (территориальное, г. Ахтубинск, Астраханская область) Федерального государственного казённого учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 25 июня 2020 г. N АХТ-12/7отк Голубеву А.Н. и его сыну Голубеву Владиславу отказано в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, поскольку на истца, его супругу и двух их детей м и а 21 декабря 2017 г. предоставлена жилищная субсидия, а право члена семьи на обеспечение жильём производно от права самого военнослужащего.
Голубев А.Н. обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным данное решение жилищного органа и обязать административного ответчика принять истца и его сына - Голубева В.А. на жилищный учёт, внести их в соответствующую базу данных и обеспечить жилищной субсидией.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование автор жалобы излагает обстоятельства дела и, анализируя нормы законодательства, регулирующие спорные правоотношения, указывает, что младший сын Голубева А.Н. родился после обеспечения истца и других членов его семьи жилищной субсидией. Поскольку ребёнок самостоятельного права на получения жилья не имеет, то он должен быть обеспечен таковым в составе семьи Голубева А.Н. По мнению представителя истца, государство частично выполнило свои обязательства по обеспечению Голубева А.Н. и членов его семьи жильём. При этом у истца и членов его семьи не имеется какого-либо жилья в собственности.
Рассмотрев материалы дела и обсудив приведённые в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Гарантированное статьёй 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счёт средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утверждённого приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 510, жилищная субсидия предоставляется военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях в Министерстве обороны Российской Федерации.
Следовательно, к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильём наряду с самим военнослужащим, относятся совместно проживающие с ним члены его семьи. Члены семьи военнослужащего защищены этой гарантией при условии их совместного проживания поскольку не обладают самостоятельным правом на обеспечение жилым помещением за счёт федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. То есть их право на обеспечение жильём производно от права на его получение самим военнослужащим. Кроме того, реализация права на обеспечение жилищной субсидией находится в зависимости от соответствия требованиям статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации не только военнослужащего, но и членов его семьи.
В силу требований пункта 10 Порядка уполномоченный орган в течение трёх рабочих дней после получения уведомления финансового органа о перечислении жилищной субсидии на банковский счет военнослужащего, принимает решение о снятии последнего с учёта признанных нуждающимися в жилых помещениях.
Из вышеизложенного следует, что взятые государством обязательства по обеспечению военнослужащих и членов их семей, нуждающихся в жилых помещениях, жильём и жилищной субсидией, считаются выполненными после их предоставления, влекущего снятие военнослужащих с жилищного учёта.
По делу установдено, что Голубев А.Н. проходит военную службу по контракту с января 1996 года и имеет состав семьи 5 человек - он, супруга и трое детей (м, а и в).
В декабре 2018 года истец на состав семьи 4 человека - он, супруга, сыновья м и а обеспечен жилищной субсидией.
В связи с этим решением жилищного органа от 9 января 2018 г. N 649 Голубев А.Н. и члены его семьи сняты с учёта в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
1 июня 2020 г. Голубев А.Н. обратился в жилищный орган с заявлением о принятии его и члена его семьи на жилищный учёт, Однако оспариваемым решением жилищного органа от 25 июня 2020 г. N АХТ-12/7отк истцу в этом было отказано, ввиду того, что ранее ему была предоставлена жилищная субсидия.
Таким образом, государство выполнило свои обязательства по обеспечению истца и членов его семьи жильём.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, гарнизонный военный суд пришёл к обоснованному выводу о том, что истец и члены его семьи, обеспеченные жилищной субсидией, права на повторное принятие на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении от военного ведомства не имеют, так как отсутствуют предусмотренные статьёй 51 Жилищного кодекса Российской Федерации основания признания в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
В целом, доводы автора жалобы направлены на переоценку доказательств и несогласие с выводами суда первой инстанции, что, в силу статьи 309 КАС Российской Федерации, не может служить основанием для отмены принятого судебного постановления.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Знаменского гарнизонного военного суда от 27 августа 2020 г. по административному исковому заявлению Голубева Андрея Николаевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного истца - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд.
Председательствующий И.Н. Потапченко
Судьи В.А. Патлань
В.А. Тогубицкий
Мотивированное апелляционное определение составлено 4 декабря 2020 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.