Судебная коллегия по административным делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А, судей Санникова А.Б, Цыбульника В.Е, при секретаре судебного заседания Гребневой В.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Знаменского гарнизонного военного суда от 2 сентября 2020 года, которым отказано в удовлетворении заявленных требований подполковника Трапезникова Павла Рудольфовича об оспаривании действий начальника отделения (территориальное, г. Ахтубинск, Астраханская область) Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отделение управления жилищного обеспечения), связанных с отказом в принятии истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Санникова А.Б, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя управления жилищного обеспечения - Соколова Я.О, возражавшего относительно доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
решением начальника отделения управления жилищного обеспечения от 25 июня 2020года N АХТ-12/6 Трапезникову П.Р. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в избранном месте жительства - г. Омске на основании пункта 2 части 1 статьей 54 ЖК РФ, поскольку ранее он был обеспечен за счет государства жилым помещением по договору социального найма выше учетной нормы, возможность сдачи которого им утрачена.
Трапезников П.Р. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным вышеуказанное решение и обязать начальника отделения управления жилищного обеспечения его отменить, повторно рассмотреть вопрос о признании его нуждающимся в обеспечении жилым помещением (форма обеспечения - жилищная субсидия) с уменьшением норматива на величину общей площади ранее предоставленного жилого помещения и внесений изменений в единый реестр учета военнослужащих.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование автор жалобы указывает, что судом не дана оценка тому, что решением Ахтубинского районного суда Астраханской области от 4 февраля 2019 года он был признан утратившим право пользования ранее предоставленным ему военным ведомством жилым помещением по адресу: "адрес" Поэтому истец полагает, что он вправе поставить вопрос об обеспечении жилым помещением по установленным нормам.
При этом со ссылкой на часть 8 статьи 57 ЖК РФ Трапезников П.Р. утверждает, что в дальнейшем при предоставлении жилого помещения отделение управления жилищного обеспечения вправе зачесть ранее предоставленную ему площадь жилого помещения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 ЖК РФ.
Исходя из содержания части 1 статьи 51 ЖК РФ, одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.
В части 2 статьи 51 ЖК РФ закреплено, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии с пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", гарантированное статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 42 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Астраханской области, утвержденных Решением областного исполнительного комитета от 23 ноября 1984 года N 679, и статье 30 Закона Астраханской области от 17 февраля 2000 года N 5/2000-ОЗ "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Астраханской области" (действовавших в 1999 и 2001 годах), учетная норма площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Астраханской области составляет 8 кв. м (до 9 марта 2000 года) и 9 кв. м (с 9 марта 2000 года) общей площади на одного члена семьи.
По делу установлено, что Трапезников П.Р. имеет общую продолжительность военной службы более 20 лет, проходит военную службу по контракту в войсковой части N.
В марте 1999 года по месту прохождения военной службы от Министерства обороны Российской Федерации Трапезникову П.Р. на состав семьи из трех человек (он, супруга и дочь) предоставлена служебная квартира N 39 в доме N 54-а по "адрес", общей площадью 44, 6 кв. м.
На основании Постановления Главы администрации ЗАТО г. Знаменска Астраханской области от 26 июля 2001 года N 772 в июле 2001 года истец произвел обмен указанного жилого помещения на квартиру своей матери по адресу: "адрес" общей площадью 61 кв. м, которая была ей предоставлена от Министерства обороны СССР. При этом на данную квартиру в сентябре 2001 года на Трапезникова П.Р. и членов его семьи оформлен ордер N 83.
В 2006 году мать истца приватизировала квартиру по адресу: "адрес", а затем на основании договора дарения от 2 июля 2009 года подарила ее Трапезникову П.Р, который в октябре 2014 года подарил ее своей супруге Р.А.
В мае 2009 года квартира по адресу: "адрес" была приватизирована в равных долях и стала принадлежать на праве общей долевой собственности истцу и его дочери А.П. В октябре 2014 года истец подарил принадлежащую ему долю вышеуказанного жилого помещения дочери. При этом в настоящее время истец продолжает проживать в данной квартире, что подтверждается актом проверки жилищных условий от 22 июня 2020 года.
В декабре 2010 года брак между супругами Трапезниковыми был расторгнут, в феврале 2013 года зарегистрирован вновь, а в мае 2018 года снова расторгнут.
Согласно вступившему в законную силу 12 марта 2019 года решению Ахтубинского районного суда Астраханской области от 4 февраля 2019 года Трапезников П.Р. по иску своей дочери А.П. признан утратившим право пользования жилым помещением по адресу: "адрес"
28 марта 2020 г. истец снялся с регистрационного учета по указанному адресу и зарегистрировался по месту пребывания по адресу: "адрес"
Решением начальника отделения управления жилищного обеспечения от 26 июня 2020 года N АХТ-12/6 Трапезникову П.Р. отказано в принятии на жилищный учет на том основании, что ранее он был обеспечен за счет государства жилым помещением по договору социального найма выше учетной нормы, возможность сдачи которого им утрачена.
В соответствии со статьями 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" реализация права на жилье военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется путем предоставления за счет федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, жилья для постоянного проживания в период военной службы (после первых пяти лет службы) с передачей им этого жилья при увольнении в запас в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
В силу пункта 5 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" выполнение данного условия направлено на обеспечение сданным жилым помещением другого военнослужащего, что призвано обеспечить потребности военнослужащих в жилье за счет освобождающихся жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Следовательно, необходимым условием предоставления военнослужащему и членам его семьи жилого помещения по избранному месту жительства является сдача занимаемого жилого помещения.
В случае, когда военнослужащий или член его семьи распорядился полученным ранее от государства жилым помещением и не может в установленном порядке сдать его или приходящуюся на него часть жилья, он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма или в собственность либо в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений в порядке, определенном статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", даже по истечении срока, предусмотренного статьей 53 ЖК РФ.
Приведенное толкование материального закона основано на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлено на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим (и членам их семей) жилищных гарантий, установленных Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Как следует из материалов дела, Трапезников П.Р. был обеспечен в 1999 и 2001 годах жилым помещением сверх предусмотренной законом учетной нормы площади жилого помещения на одного человека (44, 6/3 = 14, 86 кв. м и 61/3 = 20, 33 кв. м).
При таких обстоятельствах поскольку истец, распорядившись ранее полученным от государства по установленным нормам жильем, сдать его не имеет возможности и поставил вопрос о предоставлении ему жилого помещения в порядке, установленном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", что может привести к сверхнормативному обеспечению его жильем, то суд первой инстанции обоснованно отказал в признании незаконным оспариваемого решения начальника отделения жилищного обеспечения.
При этом утверждение Трапезникова П.Р. о том, что при предоставлении жилого помещения возможно зачесть ранее предоставленную ему площадь жилого помещения, является ошибочным, основанным на неправильном толковании норм действующего законодательства.
Ссылка в жалобе на вступившее в законную силу решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 4 февраля 2019 года является необоснованной, поскольку признание судом Трапезниковым П.Р. утратившим право пользования жильем явилось следствием добровольной утраты им права пользования жилой площадью в квартире по адресу: "адрес" Это не свидетельствует о необходимости повторного обеспечения истца жилым помещением.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Знаменского гарнизонного военного суда от 2 сентября 2020 года по административному исковому заявлению Трапезникова Павла Рудольфовича оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.