Судебная коллегия по административным делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А, судей Санникова А.Б, Цыбульника В.Е, при секретаре судебного заседания Гребневой В.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 18 сентября 2020 г, которым отказано в удовлетворении заявленных требований проходившего военную службу по контракту младшего сержанта запаса Бестаева Владимира Владимировича о признании незаконными действий начальника Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу" (далее - управление финансового обеспечения), связанных с порядком подсчета выслуги лет истца для назначения пенсии.
Заслушав доклад судьи Цыбульника В.Е, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя управления финансового обеспечения - Лейко И.И, возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
Бестаев В.В. обратился к начальнику управления финансового обеспечения с заявлением, в котором просил произвести повторный подсчет выслуги лет на пенсию и зачесть период фактического выполнения им задач в условиях вооруженного конфликта на территории Республики Северная Осети-Алания с 1 января 2000 г. по 5 января 2002 г. в льготном исчислении из расчета один месяц военной службы за три месяца.
22 мая 2020 г. начальник управления финансового обеспечения отказал Бестаеву В.В. в удовлетворении данного заявления.
Бестаев В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать указанные действия начальника управления финансового обеспечения незаконными и обязать названное должностное лицо зачесть период его военной службы с 1 февраля 2000 г. по 5 января 2002 г. в льготном исчислении из расчета один месяц военной службы за три месяца.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Бестаев В.В. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование указывается, что суд необоснованно отказал в удовлетворении его ходатайства о приобщении к материалам дела ответа судьи Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. N Г-1942(г) на обращение командующего 58 армией и ответа председателя Северо-Кавказского окружного военного суда от 20 ноября 2002 г. N 586нг на жалобу командира войсковой части N, поскольку обстоятельства, изложенные в этих документах, свидетельствуют о правомерности его требований.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца.
Однако Закон вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих не регламентирует, а устанавливает лишь общие условия единой системы их правовой и социальной защиты, которые конкретизированы в иных нормативных правовых актах.
В соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации" порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии военнослужащим определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" определен данный порядок.
В силу пункта 3 вышеуказанного постановления время прохождения военной службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении.
Порядок установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах определен постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций", в соответствии с пунктом 2 которого военнослужащим и сотрудникам дополнительные гарантии и компенсации предоставляются только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации).
При этом периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Следовательно, из содержания вышеуказанных норм следует, что период военной службы исчисляется в льготном порядке только на основании приказов командиров воинских частей о выполнении в этот период задач в особых условиях, отнесении в установленном порядке соответствующих местностей, в которых военнослужащие проходили службу, к территориям, где введено чрезвычайное положение или к зонам вооруженных конфликтов решениями Правительства Российской Федерации, а также включение воинской части в перечень воинских частей, соединений и подразделений, привлекаемых для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.
Судом первой инстанции установлено, что Бестаев В.В. в период с 7 февраля 2000 г. по январь 2006 г. проходил военную службу по контракту в войсковой части N.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 2 ноября 1992 г. N 1327 в связи с возникновением в октябре 1992 г. осетино-ингушского конфликта на территории Северо-Осетинской ССР и Республики Ингушетия с 2ноября 1992 г. был введен режим чрезвычайного положения, который Указом Президента Российской Федерации от 27 марта 1993 г. N 407 с 31 марта 1993 г. был отменен, и в последующем распространен только на отдельные территории Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания и Назрановского района Республики Ингушетия.
Данный режим продлевался на основании соответствующих указов Президента Российской Федерации, а с 31 января 1995 г. режим чрезвычайного положения на территории Республики Северная Осетия-Алания и Ингушской Республики, в соответствии со статьей 12 Закона "О чрезвычайном положении" прекратил действовать, поскольку Указ Президента Российской Федерации от 31 января 1995 г. N 87 не был утвержден Советом Федерации. В связи с этим с 1 февраля 1995 г. чрезвычайное положение на территориях данных регионов Российской Федерации не объявлялось.
Следовательно, чрезвычайное положение на территории Республики Северная Осетия и Республики Ингушетия действовало с 1 октября 1992 г. по 15 февраля 1995 г.
Более того, 15 февраля 1995 г. после прекращения чрезвычайного положения Президент Российской Федерации издал Указ N 139 "О мерах по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября - ноября 1992 года".
На основании данного Указа был образован Временный Государственный комитет (на базе Временной администрации), определены задачи министерствам, в том числе Министерству обороны, а также распространено действие постановления правительства Российской Федерации N 280 на личный состав воинских частей, выполняющих поставленные Президентом задачи. Согласно этому Указу Правительство Российской Федерации в пункте 8 своего постановления от 15 апреля 1995 г. N 343 отнесло выполнение задач, предусмотренных Указом, к выполнению задач при вооруженных конфликтах.
При этом председателю Временного Государственного комитета было предоставлено право определять Перечни воинских частей, соединений и подразделений, привлекаемых к выполнению указанных задач.
Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 1996 г.
N 1474 Временный государственный комитет прекратил свое действие и его функции переданы полномочному представителю Президента Российской Федерации в Республике Северная Осетия-Алания и Республике Ингушетия.
5 февраля 1997 г. полномочный представитель Президента Российской Федерации издал Перечень воинских соединений, частей и подразделений, привлекаемых для выполнения задач по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября - ноября 1992 года.
Несмотря на то, что согласно архивной справке филиала Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации от 15 октября 2017 г. N 17/2/8848 в приказе командира войсковой части N значатся сведения о выполнении Бестаевым В.В. в отдельные дни задач в условиях чрезвычайного положения и вооруженного конфликта на территории Республики Северная Осетия-Алания и Республики Ингушетия в период с февраля 2000 г. по январь 2002 г, указанная воинская часть в данный перечень включена не была.
Таким образом, поскольку в оспариваемый период истец проходил военную службу в воинской части, которая не привлекалась к выполнению задач по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта, вывод суда об отсутствии у него права на льготное исчисление выслуги лет на пенсию за указанный период является правильным.
Что же касается ссылки в жалобе на ответы судьи Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. N Г-1942(г) и председателя Северо-Кавказского окружного военного суда от 20 ноября 2002 г. N 586нг, то она является несостоятельной, поскольку вопрос о непосредственном участии Бестаева В.В. в ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта и о периодах такого участия в названных документах не отражен.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 18 сентября 2020 г. по административному исковому заявлению Бестаева Владимира Владимировича оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.