Судебная коллегия по административным делам Южного окружного военного суда в составе
председательствующего Тогубицкого В.А, судей: Гришина С.В. и Коробенко Э.В, при секретаре судебного заседания Сидоровой В.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 14 сентября 2020 г, которым отказано в удовлетворении требований старшины 1 статьи Колонтаевского Евгения Ивановича об оспаривании решения начальника 1 отдела (г. Севастополь) Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отдел управления жилищного обеспечения), связанного с отказом во включении истца в список нуждающихся в предоставлении служебного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Коробенко Э.В, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Колонтаевский Е.И. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение начальника отдела управления жилищного обеспечения от 13 марта 2020 г. N ЮРУЖО-07/07/20-2020 об отказе во включении его в список нуждающихся в предоставлении служебного жилого помещения по месту прохождения военной службы в Севастопольском гарнизоне, обязав названное должностное лицо отменить это решение и принять новое о включении его в указанный список.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование автор жалобы приводит положения действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения, и указывает, что выводы суда противоречат установленным по делу обстоятельствам. Так, согласно решению Нахимовского районного суда г..Севастополя от 22 января 2019г. он признан утратившим право пользования жилым помещением по адресу: "адрес" собственником которого является его бабушка - Рыжкова С.С. Этим же решением установлено, что по вышеуказанному адресу он был только зарегистрирован, а фактически проживал в домовладении по месту жительства матери - В.В. по адресу: "адрес". Регистрация в "адрес" была необходима для реализации прав, льгот и социальных гарантий, предусмотренных действующим законодательством. Суд не принял во внимание, что даже с учетом признания его членом семьи собственника указанного выше жилья, его супруга Колонтаевская Е.О, с которой он с 2018 года состоит в браке, в это жилое помещение никогда не вселялась и не проживала в нем, соглашение на ее проживание с собственником не заключалось. Снятие его с регистрационного учета по вышеуказанным адресам и фактический выезд из принадлежащих его родственникам жилых помещений обусловлен исключительно вступлением в брак и созданием своей семьи, что, вопреки выводу суда, не может считаться ухудшением жилищных условий с намерением приобретения права состоять на учете нуждающихся в служебном жилье, в связи с чем его действия под положения ст. 53 ЖК РФ не подпадают. Также истец считает, что судом неправильно истолкованы положения действующего законодательства, поскольку реализация его жилищных прав, связанных с включением в список нуждающихся в предоставлении служебного жилого помещения по месту прохождения военной службы зависит от его волеизъявления.
То обстоятельство, что он не является военнослужащим, прибывшим к новому месту службы, не является основанием для отказа в обеспечении его служебным жильем по месту службы.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно абз. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Аналогичные нормы содержатся в п. 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280.
Гарантированное ст. 15 названного Закона право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение служебными жилыми помещениями подлежит реализации при отсутствии к этому препятствий, установленных иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 92 и ч. 2 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения, к которым относятся служебные жилые помещения, предоставляются по установленным этим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Применение этих положений осуществляется в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Следовательно, военнослужащий и члены его семьи вправе претендовать на служебное жилое помещение только в случае отсутствия у них в собственности, пользовании и владении других жилых помещений в соответствующем или близлежащем населенном пункте.
Согласно чч. 1 и 2 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" указано, что для признания супруга, а также детей и родителей собственника жилого помещения, вселенных им в это жилье, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении, и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки, а также выяснения волеизъявления собственника на их вселение.
Таким образом, по смыслу приведенных норм, военнослужащий, являющийся членом семьи собственника жилого помещения, находящегося по месту его службы или в близлежащем населенном пункте, не подлежит обеспечению служебным жильем.
Судом первой инстанции установлено, что Колонтаевский Е.И. с июля 2012года непрерывно проходит службу в воинских частях Севастопольского гарнизона.
19 мая 2018 г. истец вступил в брак с Колонтаевской (Вараввой) Е.О.
В период с 23 октября 2009 г. и до вступления в законную силу решения Нахимовского районного суда г. Севастополя от 22января 2019г, которым он признан утратившим право пользования жилым помещением по адресу: г "адрес", собственником которого является его бабушка - С.С, он имел регистрацию по данному адресу. При этом в установленном порядке вышеприведенное судебное решение им обжаловано не было.
Из показаний истца, данных в суде первой инстанции, следует, что в названное жилое помещение он никогда не вселялся, с рождения проживая со своей матерью В.В. по адресу: "адрес"
После вступления вышеприведенного судебного решения в законную силу он добровольно снялся с регистрационного учета и совместно с супругой с 12марта 2019 г. зарегистрировался по адресу воинской части: "адрес" фактически проживая с матерью по вышеуказанному адресу, а с 15декабря 2019 г. проживая на возмездной основе по договору найма в жилом помещении по адресу: "адрес"
Согласно сообщению ГУП "Управление государственной регистрации
права и кадастра Севастополя (Севреестр)" от 10 сентября 2020 г. N 4193/01-24-01-04/02/20, 1/4 доли жилого помещения, площадью 90, 5 кв.м, находящегося по адресу: "адрес", также принадлежит С.С
Решением начальника управления жилищного обеспечения от 13 марта 2020г. N ЮРУЖО-07/07/20-2020 Колонтаевскому Е.И. отказано во включении в список на предоставление служебных жилых помещений по месту прохождения военной службы в Севастопольском гарнизоне на том основании, что он обеспечен жилым помещением по месту прохождения военной службы, поскольку является членом семьи собственника жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес".
Оценив изложенные обстоятельства в совокупности с вышеприведенными положениями законодательства, суд пришел к верному выводу о том, что с точки зрения жилищных правоотношений истец являлся членом семьи собственника жилого помещения, поскольку вселившись в жилое помещение, принадлежащее его бабушке, вместе со своей матерью, приобрел право пользования этим жильем в качестве члена семьи собственника, в связи с чем у него отсутствуют основания для признания нуждающимся в получении служебного жилья по месту прохождения военной службы.
Выезд Колонтаевского Е.И. из упомянутых жилых помещений по причинам, связанными с его волеизъявлением, добровольное снятие с регистрационного учета, как и фактическое согласие с решением Нахимовского районного суда г.Севастополя от 22 января 2019 г, свидетельствует о намеренных действиях по ухудшению им жилищных условий с целью обеспечения служебным жильем от военного ведомства.
При этом ухудшение Колонтаевским Е.И. своих жилищных условий, в результате чего для решения его жилищного вопроса требовалось участие Министерства обороны Российской Федерации, не влечет обязанности предоставить ему служебное жилье.
При таких обстоятельствах гарнизонный военный суд обоснованно пришел к выводу о законности обжалуемого решения начальника управления жилищного обеспечения, которым истцу отказано в принятии на учет нуждающихся в служебных жилых помещениях.
Вместе с тем, ссылка суда на ст. 53 ЖК РФ, устанавливающую препятствие к признанию нуждающимся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня ухудшения жилищных условий, не может быть признана верной, поскольку данная норма применяется к правоотношениям, связанным с наличием жилых помещений в собственности и ухудшением жилищных условий в результате обмена, мены, купли-продажи, дарения этого жилья, при принятии решения о постановке на учет нуждающихся в получении жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Однако приведенная судом ссылка не может являться основанием для отмены решения по одним лишь формальным основаниям, поскольку по данному делу она правового значения не имела и на правильность принятого судом решения не повлияла.
Вопреки мнению автора жалобы, изменение истцом места регистрации, в данном случае, не является определяющим для данного дела, поскольку согласно разъяснениям, содержащимся в п. 11 вышеприведенного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N14, наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является одним из доказательств, подлежащим оценке судом наряду с другими доказательствами.
Ссылка Колонтаевского Е.И. в жалобе на невселение и непроживание его супруги в вышеуказанных жилых помещениях беспредметна, так как право супруги истца при решении вопроса о признании нуждающимся в служебном жилом помещении является производным от указанного права истца и в данном случае какого-либо юридического значения не имеет.
Остальные, изложенные в жалобе доводы, не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, сводятся к субъективному толкованию правовых норм и не могут служить основанием к отмене законного и обоснованного решения суда
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 14 сентября 2020г. по административному исковому заявлению Колонтаевского Евгения Ивановича оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.