Судебная коллегия по административным делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А, судей Санникова А.Б, Цыбульника В.Е, при секретаре судебного заседания Сидоровой В.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - Гусяковой Ю.Н. на решение Знаменского гарнизонного военного суда от 1 сентября 2020 года, которым удовлетворены заявленные требования подполковника запаса Минько Романа Николаевича об оспаривании действий заместителя начальника Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - управление жилищного обеспечения), связанных с отказом во внесении изменений в Единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Санникова А.Б, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя начальника управления жилищного обеспечения - Соколова Я.О. в обоснование доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
решением заместителя начальника управления жилищного обеспечения, оформленным сообщением от 8 мая 2020 года N 184/2/8757, во внесении изменений в Единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, в связи с изменением способа обеспечения жилым помещением с государственного жилищного сертификата (далее - ГЖС) на жилищную субсидию Минько Р.Н. и членам его семьи (супруга и два сына), отказано на том основании, что они на дату принятия решения о признании нуждающимися в получении ГЖС являлись собственниками жилого помещения по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, микрорайон 1, д.1, кв. 27, общей площадью 63, 2 кв. м, а поэтому не имели права на получение жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия).
Минько Р.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным вышеуказанное решение и обязать заместителя начальника управления жилищного обеспечения его отменить, повторно рассмотреть вопрос об изменении формы обеспечения его жилым помещением по избранному после увольнения с военной службы месту жительства в "адрес" с предоставления ГЖС на жилищную субсидию.
Решением гарнизонного военного суда заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Автор жалобы указывает, что решением заместителя начальника управления жилищного обеспечения от 27 марта 2020 года N 3 Минько Р.Н. с семьей признан нуждающимся в получении жилого помещения путем выдачи ГЖС в избранном месте жительства в "адрес". При этом в собственности истца находилось жилое помещение по адресу: "адрес" общей площадью 63, 2 кв. м. 9 апреля 2020 года эта квартира передана в муниципальную собственность, а 13 мая 2020 года между Минько Р.Н. и администрацией муниципального образования заключен договор социального найма. Поскольку на момент обращения Минько Р.Н. в управление жилищного обеспечения с заявлением о принятии на жилищный учет в собственности истца и членов его семьи находилось вышеуказанное жилое помещение, то права на получение жилищной субсидии у него не было. Поэтому не имеется оснований для внесения изменений в Единый реестр учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства.
Согласно пункту 14 статьи 15 названного Федерального закона обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
В пункте 1 статьи 23 этого же Закона установлено, что военнослужащим - гражданам, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащим увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, в последний год военной службы Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) по желанию военнослужащего - гражданина выдается ГЖС для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Следовательно, за такой категорией военнослужащих, к которой относится истец, законодательно закреплено право на выбор порядка обеспечения их жилым помещением.
Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения установлен приказом Министра обороны РФ от 21 июля 2014 года N 510 "Об утверждении Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы".
В пункте 1 указанного Порядка определено, что субсидия для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, указанным в абзацах 3 и 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", гражданам, уволенным с военной службы и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляется при условии, если они признаны нуждающимися в жилых помещениях в Министерстве обороны Российской Федерации.
По делу установлено, что на основании ордера от 21 ноября 1988 года N 536 Минько Р.Н. на состав семьи из двух человек (он и супруга ФИО17 за счет Министерства обороны СССР был обеспечен жилым помещением по адресу: "адрес" жилой площадью 18 кв. м.
В дальнейшем истец расторг брак и 25 декабря 1999 года зарегистрировал брак с ФИО16
1 февраля 2000 года ФИО18 на состав семьи из двух человек (она и ее сын) была обеспечена от Министерства обороны Российской Федерации квартирой по адресу: "адрес" общей площадью 36, 5 кв. м.
24 июля 2000 года у Минько Р.Н. и ФИО19 родился сын.
На основании решения жилищной комиссии войсковой части N от 11 декабря 2001 года (протокол N 16) был произведен обмен вышеуказанных двух однокомнатных квартир на трехкомнатную квартиру по адресу: "адрес", общей площадью 63, 2 кв. м. После обмена в указанной квартире проживали Минько Р.Н. и члены его семьи (супруга ФИО20 сын ФИО21. и сын супруги ФИО22.). С мая 2010 года данная квартира была передана истцу и членам его семьи в общую долевую собственность (по 1/4 доли).
Решением заместителя начальника управления жилищного обеспечения от 27 марта 2020 года N 3 Минько Р.Н. составом семьи из четырех человек принят на учет нуждающихся в получении жилого помещения по избранному месту жительства в "адрес" путем получения и реализации ГЖС, с датой принятия на указанный учет 22 января 2020 года. При принятии на жилищный учет истец представил обязательство о безвозмездном отчуждении жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
Приказом Главнокомандующего Воздушно-космическими силами от 12 марта 2020 года N 57 Минько Р.Н. был уволен с военной службы по возрасту, а приказом командира войсковой части N от 9 апреля 2020 года N 206с исключен из списков личного состава воинской части с 10 апреля 2020 года. Общая продолжительность его военной службы составила более 37 лет.
9 апреля 2020 года постановлением администрации муниципального образования "Город Ахтубинск" N 449 вышеуказанное жилое помещение передано в собственность администрации муниципального образования "Город Ахтубинск", с истцом и членами его семьи заключен договор передачи N 1-д. В этот же день истец обратился с заявлением к начальнику управления жилищного обеспечения об изменении порядка обеспечения его жилым помещением на предоставление ему жилищной субсидии.
Решением заместителя начальника управления жилищного обеспечения (сообщение от 8 мая 2020 года N 184/2/8757) Минько Р.Н. отказано во внесении изменений в Единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, по вышеуказанным основаниям.
13 мая 2020 года с Минько Р.Н. был заключен договор N 108 социального найма жилого помещения на указанную квартиру.
Гарнизонный военный суд правильно исходил из того, что истец, будучи признанным в установленном порядке до увольнения с военной службы нуждающимся в получении жилого помещения по избранному месту жительства в г. Москве путем получения и реализации ГЖС, правомерно обратился в апреле 2020 года к начальнику управления жилищного обеспечения с заявлением об изменении порядка обеспечения его жилым помещением на предоставление жилищной субсидии.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции обоснованно признал несостоятельной ссылку заместителя начальника управления жилищного обеспечения на то, что Минько Р.Н. и члены его семьи на дату принятия решения о признании истца нуждающимся в получении ГЖС являлись собственниками жилого помещения и не имели права на получение субсидии для приобретения или строительства жилого помещения. При этом суд правильно исходил из того, что в дальнейшем истец фактически передал безвозмездно жилое помещение в муниципальную собственность, ГЖС не реализовал, а поэтому он имеет право на выбор порядка обеспечения его жилым помещением.
Поэтому гарнизонный военный суд правомерно возложил обязанность на заместителя начальника управления жилищного обеспечения повторно рассмотреть вопрос об изменении формы обеспечения Минько Р.Н. и членов его семьи жилым помещением.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Знаменского гарнизонного военного суда от 1 сентября 2020 года по административному исковому заявлению Минько Романа Николаевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.