Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Брандиной Н.В.
судей
Захарова А.В.
Исаевой Ю.А.
при секретаре
Грошенко Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1783/2020 по иску Трусова Евгения Евгеньевича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске об обязании включить периоды в стаж работы, досрочном назначении пенсии, по апелляционным жалобам представителя Трусова Евгения Евгеньевича - Лотник Елены Анатольевны и Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске на решение Первомайского районного суда города Мурманска от 19 августа 2020 г.
Заслушав доклад судьи Захарова А.В, объяснения истца Трусова Е.Е. и его представителя Лотник Е.А, представителя ответчика ГУ - УПФР в г. Мурманске Пискуновой М.С, поддержавших доводы своих апелляционных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Трусов Е.Е. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске (далее - ГУ - УПФР в г. Мурманске, пенсионный орган) об обязании включить периоды в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с тяжелыми условиями труда и назначении пенсии.
В обоснование заявленных требований указал, что 6 сентября 2019 г. он обратился в ГУ - УПФР в г. Мурманска с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях за работу", в связи с занятостью на работах с тяжелыми условиями труда, предусмотренных Списком N 2.
Решением пенсионного органа от 23 октября 2019 г. в досрочном назначении страховой пенсии ему отказано, в виду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ по Списку N 2.
Документально подтверждено: страховой стаж - 31 лет 01 месяц 16 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера - 25 лет 01 месяц 21 день, стаж работы с вредными условиями труда (Список N 2) - 00 лет 00 месяцев 00 дней (при требуемом не менее 12 лет 06 месяцев).
Пенсионным органом не включены в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со Списком N 2 периоды работы в должности слесаря-судоремонтника в ПО "Мурманская судоверфь", в должности слесаря-судоремонтника в ОАО "Мурманский траловый флот", ОАО "Судоремонтный завод МТФ", в должности слесаря-судоремонтника ООО "Баренц Моресервис".
Просил с учетом уточнения исковых требований, в том числе уточненных в судебном заседании обязать ГУ-УПФР в г. Мурманске включить:
- в стаж работы по Списку N 2 (льготный стаж) периоды работы в ПО "Мурманская судоверфь" с 1 октября 1985 г. по 28 июня 1987 г, с 29 июня 1987 г. по 2 августа 1987 г, с 18 августа 1987 г. по 23 сентября 1987 г, с 25 октября 1987 г. по 19 мая 1988 г.;
- в страховой стаж, стаж работы в районах Крайнего Севера и стаж работы по Списку N 2 (льготный стаж) период работы в ПО "Мурманская судоверфь" с 24 сентября 1987 г. по 24 октября 1988 г.;
- в стаж работы по Списку N 2 (льготный стаж) периоды работы в ПО "Мурманская судоверфь" с 10 сентября 1990 г. по 3 февраля 1991 г, с 9 февраля 1991 г. по 13 апреля 1994 г, с 16 мая 1994 г. по 29 мая 1994 г.;
- в стаж работы по Списку N 2 (льготный стаж) периоды работы в ОАО "Мурманский траловый флот", ОАО "Судоремонтный завод МТФ" с 3 июня 1994 г. по 2 мая 1995 г, с 1 июля 1995 г. по 16 июня 1997 г.;
- в стаж работы по Списку N 2 (льготный стаж) периоды работы в ООО "Баренц Моресервис" с 4 января 1999 г. по 5 августа 2004 г, с 7 декабря 2004 г. по 8 мая 2014 г.;
- в стаж работы по Списку N 2 (льготный стаж) период работы в филиале Мурманский АО "СПТБ Звездочка" с 14 мая 2014 г. по 6 сентября 2019 г.;
- обязать ГУ-УПФР в г. Мурманске назначить ему пенсию с момента возникновения права.
Судом постановлено решение, которым исковые требования Трусова Е.Е. к ГУ-УПФР г. Мурманске об обязании включить периоды в стаж работы, досрочном назначении пенсии, удовлетворены частично.
На ГУ-УПФР г. Мурманске возложена обязанность включить Трусову Е.Е. в специальный стаж работы по Списку N 2 периоды работы слесарем - судоремонтником в ПО "Мурманская судоверфь": с 1 октября 1985 г. по 28 июня 1987 г, с 29 июня 1987 г. по 2 августа 1987 г, с 18 августа 1987 г. по 28 августа 1987 г, с 13 сентября 1987 г. по 23 сентября 1987 г, с 25 октября 1987 г. по 19 мая 1987 г, с 10 сентября 1990 г. по 3 февраля 1991 г, с 9 февраля 1991 г. по 31 декабря 1991 г.; в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера период работы в ПО "Мурманская судоверфь" с 14 сентября 1987 г. по 23 октября 1987 г, в удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца Лотник Е.А, просит решение в части отказа в удовлетворении исковых требований о включении иных периодов работы истца в специальный стаж работы по Списку N 2 отменить, и принять новое решение.
Приводит доводы о неполном и формальном исследовании судом доказательств по делу, не соответствии выводов суда, обстоятельствам дела, неправильном применении норм материального и процессуального права.
Указывает, что профессии истца отнесены к разделу работ с вредными условиями труда. Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, поименованы пунктом 3 "Котельные, судокорпусные, судоремонтные и судоремонтные работы" подпункта "а" "Рабочие" раздела ХIV "Металлообработка" слесари всех наименований и такелажники судовые, занятые на ремонте оборудования внутри отсеков судов (2150300а-18451).
Полагает, суд оценивая все доводы и доказательства, должен был установить, что истец был занят на ремонте оборудования именно внутри отсеков судов.
Считает, что включение периодов в специальный стаж работы только до 1 января 1992 г. не соответствует закону, в том числе правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г.
Отмечает, что как указано в решении суда, включая истцу в специальный стаж периоды работы по должности слесаря-судоремонтника до 1 января 1992 г, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований о включении указанных периодов в специальный стаж в льготном исчислении, соглашаясь с позицией пенсионного органа о необходимости подтверждения указанного права сведениями о заключении срочных трудовых договоров, тогда как истцом требования о включении в стаж работы в льготном исчислении не заявлялись.
В апелляционной жалобе начальник ГУ - УПФР в г. Мурманске Колгаева С.В. просит решение суда в части удовлетворенных требований о включении Трусову Е.Е. в специальный стаж работы по Списку N 2 периодов работы слесарем-судоремонтником ПО "Мурманская судоверфь" отменить, и принять новое решение об отказе в удовлетворении указанных требований.
Указывает, что Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 не предусмотрена профессия слесарь-судоремонтник. Данная профессия была включена в Список N 2 от 1 января 1992 г.
Отмечает, что суд установилтождественность профессии слесаря-судоремонтника (профессия истца по трудовой книжке) с профессией судокорпусник-ремонтник (Список N 2 от 1956 года). Тогда как, Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (выпуск N 23, раздел "Судостроение и судоремонт"), утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 24 апреля 1985 г. N 109/10-7, содержит профессии и слесарь-судоремонтник и судокорпусник-ремонтник. Характеристики работ данных двух профессий отличаются друг от друга, тождественность между ними не допустима.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представители третьих лиц ООО "Баренц Моресервис", филиала "Мурманский" АО "СПТБ Звездочка", извещенные о времени и месте судебного заседания, их неявка не является препятствием к разбирательству дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", в редакции Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 статьи 33 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
В силу статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4).
Подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение" установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в соответствии с пунктом 4 которых в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Во исполнение пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 издан Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н "Об утверждении Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости".
В соответствии с указанным Порядком подтверждению подлежат периоды работ с вредными условиями труда, работы с тяжелыми условиями труда.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утвержден перечень документов, в том числе необходимых для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях".
К таким документам подпунктом "а" пункта 12 названного перечня отнесены документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Подтверждением занятости работника на работах, дающих право на пенсионные льготы, могут служить любые первичные учетные документы предприятия, которыми он может подтвердить право конкретного работника на льготное пенсионное обеспечение, именно: штатное расписание, штатная расстановка, должностная/рабочая инструкция, журнал учета личного состава отдела, цеха, бригады и других структурных подразделений, наряды на выполнение соответствующих работ, лицевые счета, табели учета рабочего времени, расчетно-платежные ведомости на заработную плату, карты аттестации рабочих мест по условиям труда (специальной оценки условий труда), журналы заданий и прочие документы.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 6 сентября 2019 г. Трусов Е.Е, _ _ г.р, зарегистрированный в системе государственного пенсионного страхования _ _ г, обратилась в ГУ - УПФР в г. Мурманске с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" за работу по Списку N 2.
Решением пенсионного органа N * от 23 октября 2019 г. Трусову Е.Е. отказано в установлении пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ - Список N 2.
Из решения следует, что по представленным документам страховой стаж Трусова Е.Е. с учетом льготного исчисления периодов работы в районах Крайнего Севера на 1 января 2002 г. составил - 37 лет 01 месяц 16 дней (при требуемом не менее 25 лет), стаж работы в районах Крайнего Севера - 25 лет 01 месяц 21 день (при требуемом не менее 15 лет), стаж работы с тяжелыми условиями труда (Список N 2) - 00 лет 00 месяцев 00 дней (при требуемом не менее - 12 лет 06 месяцев).
При подсчете стажа работы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по стрости в соответствии со Списком N 2, пенсионным органом не были приняты к зачету периоды работы Трусова Е.Е. в ПО "Мурманская судоверфь" с 1 октября 1985 г. по 18 июня 1987 г, с 29 июня 1987 г. по 2 августа 1987 г, с 18 августа 1987 г. по 23 сентября 1987 г, с 25 октября 1987 г. по 19 мая 1988 г, с 25 октября 1987 г. по 19 мая 1988 г, с 10 сентября 1990 г. по 3 февраля 1991 г, с 9 февраля 1991 г. по 13 апреля 1994 г, с 16 мая 1994 г. по 29 мая 1994 г.;
в страховой стаж и стаж работы по Списку N 2 (льготный стаж) не включен период работы в ПО "Мурманская судоверфь" с 24 сентября 1987 г. по 23 октября 1987 г.;
в стаж работы по Списку N 2 (льготный стаж) не включены периоды работы в ОАО "Мурманский траловый флот", ОАО "Судоремонтный завод МТФ" с 3 июня 1994 г. по 2 мая 1995 г, с 1 июня 1995 г. по 16 июня 1997 г.;
в стаж работы по списку N 2 (льготный стаж) не включены периоды работы в ООО "Баренц Морсервис" с 4 января 1999 г. по 5 августа 2004 г, с 7 декабря 2004 г. по 8 мая 2014;
в стаж работы по Списку N 2 (льготный стаж) не включены периоды работы в филиале Мурманский АО "СПТБ Звездочка" с 14 мая 2014 г. по 6 сентября 2019 г.
Разрешая сор и давая правовую оценку доводам сторон, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для включения в специальный стаж работы по Списку N 2 периодов работы истца слесарем-судоремонтником в ПАО "Мурманская судоверфь" с 1 октября 1985 г. по 28 июня 1987 г, с 29 июня 1987 г. по 2 августа 1987 г, с 18 августа 1987 г. по 28 августа 1987 г, с 13 сентября 1987 г. по 23 сентября 1987 г, с 25 октября 1987 г. по 19 мая 1987 г, с 10 сентября 1990 г. по 3 февраля 1991 г, с 9 февраля 1991 г. по 31 декабря 1991 г.; в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера период работы в ПО "Мурманская судоверфь" с 14 сентября 1987 г. по 23 октября 1987 г, не усмотрев оснований для включения в специальный стаж работы истца по Списку N 2 иных периодов работы в ПО "Мурманская судоверфь", в ОАО "Мурманский траловый флот", АОАО "Судоремонтный завод МТФ", в ООО "Баренц Моресервис", в филиале Мурманский АО "СПТБ Звездочка", и назначения пенсии с момента возникновения права.
Проверяя решение суда в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Трусова Е.Е. о включении в специальный стаж работы по Списку N 2 периодов работы в ОАО "Мурманский траловый флот", ОАО "Судоремонтный завод МТФ" с 3 июня 1994 г. по 2 мая 1995 г, с 1 июня 1995 г. по 16 июня 1997 г.; в ООО "Баренц Морсервис" с 4 января 1999 г. по 5 августа 2004 г, с 7 декабря 2004 г. по 8 мая 2014; в филиале Мурманский АО "СПТБ Звездочка" с 14 мая 2014 г. по 6 сентября 2019 г, суд принял во внимание, что в спорные периоды работа истца оценивается по Списку N 2 от 1991 года, согласно которому возможность включения в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в должности слесаря-ремонтника обусловлена выполнением работ внутри отсеков судов. При этом истцом не представлены допустимые доказательства подтверждающие его работу в спорные периоды в особых условиях - внутри отсеков судов на условиях полного рабочего дня.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, поскольку они основаны на материалах дела, исследованных доказательствах, их надлежащей оценке и сделаны в соответствии с нормами права, подлежащими применению.
Исходя из анализа действующего пенсионного законодательства, установление для лиц, осуществлявших трудовую деятельность на указанных работах, льготных условий приобретения права на пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности.
Так, согласно подразделу 3 "Котельные, судокорпусные, судостроительные и судоремонтные работы, раздела ХIV "Металлообраработка", Списка N 2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, право на льготное пенсионное обеспечение имеют слесари всех наименований и такелажники судовые, занятые на ремонте оборудования внутри отсеков судов и цистерн (код позиции 2150300а-18451).
В соответствии с пунктом 5 Разъяснения Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда на пенсию за выслугу лет", утвержденным Постановлением Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Это правило (необходимость постоянной занятости в течение полного - не менее 80 % рабочего времени) - применимо к периодам работы после 1 января 1992 года.
Из копии трудовой книжки Трусова Е.Е. следует, что истец в спорные периоды работал в ОАО "Мурманский траловый флот", ОАО "Судоремонтный завод МТФ", в ООО "Баренц Морсервис", в филиале Мурманский АО "СПТБ Звездочка" в должности слесаря-судоремонтника.
Из справки ПАО "Мурманский траловый флот" от 30 августа 2019 г. N * следует, что Трусов Е.Е. работал полный рабочий день в районах Крайнего Севера в АООТ "Мурманский траловый флот", ОАО "Мурманский траловый флот" в должности слесаря-судоремонтника 3 разряда, работа в указанных районах дает право на досрочное пенсионное обеспечение по пункту 6 части 1 статьи 32 Закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно справке ПАО "Мурманский траловый флот" от 14 июля 2020 г. N *, подтвердить льготный стаж работы Трусова Е.Е. слесаря-судоремонтника БТО, слесаря-судоремонтника ОАО "Судоремонтный завод МТФ" не представляется возможным. Сведений подтверждающих фактическую занятость слесаря-судоремонтника Трусова Е.Е. на ремонте оборудования внутри отсеков судов и цистерн в течение полного рабочего времени во вредных условиях нет.
В соответствии со справкой ООО "Баренц Морсервис" от 22 августа 2019 г. N * о характере работ, Трусов Е.Е. действительно работал в Обществе постоянно, на условиях полного рабочего дня. Работа была связана с ремонтом судов, выполнял слесарные работы по ремонту судовых энергетических установок. Для работы использовался слесарный инструмент. Система нарядов на предприятии не использовалась. Заработная плата рассчитывалась исходя из сметной трудоемкости, умноженной на стоимость сметного часа. Специального питания слесари-судоремонтники не получали.
По сообщению ООО "Баренц Морсервис" от 14 августа 2020 г. N * специальная оценка условий труда была проведена в 2015 году, на период работы Трусова Е.Е. должность слесаря-судоремонтника не предполагалась для досрочного назначения пенсии. Документы на Трусова Е.Е, подтверждающие назначение льготной пенсии предприятие представить не может.
В связи с этим не могут быть приняты во внимание как имеющие определяющее доказательственное значение доводы стороны истца, обусловленные ссылкой на схему судна.
Из дополнительного соглашения к трудовому договору от 14 мая 2014 г. N * от 24 апреля 2017 г. заключенному между филиалом "Мурманский АО "СПТБ Звездочка" и Трусовым Е.Е. следует, что условия труда на рабочем месте слесаря-судоремонтника 5 разряда относятся к допустимым (класс 2), выполняемая работником по настоящему договору работа не относится к тяжелым, с вредными и (или) опасными условиями труда.
Из карт специальной оценки условий труда N * от 8 сентября 2014 г. ЗАО "СПТБ Звездочка" и N * от 20 сентября 2019 г. филиала Мурманский АО "СПТБ Звездочка" следует, что класс (подкласс) условий труда слесаря-судоремонтника 4 разряда - второй, право на досрочное назначение страховой пенсии нет.
Таким образом, при изложенных обстоятельствах, учитывая, что работа Трусова Е.Е. в спорные периоды в ОАО "Мурманский траловый флот", ОАО "Судоремонтный завод МТФ", в ООО "Баренц Моресервис", в филиале Мурманский АО "СПТБ Звездочка" в должности слесаря-судоремонтника внутри отсеков судов в течение 80% рабочего времени не нашла своего подтверждения, то суд первой инстанции обоснованно не включил указанные периоды в специальный стаж работы по Списку N 2.
Апелляционная жалоба стороны истца не содержит сведений о наличии предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда в указанной части.
В то же время, судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы УПФР в г. Мурманске относительно несогласия с включением в специальный стаж истца работы по Списку N 2 периодов его работы слесарем - судоремонтником в ПО "Мурманская судоверфь": с 1 октября 1985 г. по 28 июня 1987 г, с 29 июня 1987 г. по 2 августа 1987 г, с 18 августа 1987 г. по 28 августа 1987 г, с 13 сентября 1987 г. по 23 сентября 1987 г, с 25 октября 1987 г. по 19 мая 1987 г, с 10 сентября 1990 г. по 3 февраля 1991 г, с 9 февраля 1991 г. по 31 декабря 1991 г.
Для указанных периодов, имевших место до 1 января 1992 г, применим Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах".
В разделе XV Списка "Металлообработка" подраздел 3. "Котельные и судокорпусные работы" поименованы котельщики, котельщики-сборщики, сборщики корпусов судов и котельщики-монтажники; клепальщики; нагревальщики заклепок; обрубщики и их подручные; рубщики и их подручные; сварщики термитной сварки и их подручные; чеканщики.
Данный перечень должностей является исчерпывающим, должность слесаря-судоремонтника (занимаемая истцом) в нем не поименована.
В Постановлении Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 02.04.1976 N 81/8 (ред. от 27.12.1983) "Об утверждении разъяснения "О порядке применения утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах" разъяснено, что по Списку N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, пенсии следует назначать (по разделу XV. МЕТАЛЛООБРАБОТКА п.3 "Котельные и судокорпусные работы" подп. "а" "Рабочие"):
Судокорпусникам-ремонтникам
- как котельщикам, котельщикам-сборщикам, сборщикам корпусов судов и котельщикам-монтажникам.
Истец не занимал должность судокорпусника-ремонтника, которая, как установиласудебная коллегия при исследовании наблюдательного дела ПО "Мурманская судоверфь", и не оспаривалось истцом, предусматривалась (так же как и должность слесаря-судоремонтника) штатными расписаниями в спорный период.
"Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих. Выпуск 23. Раздел: "Судостроение и ремонт", утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 24 апреля 1985 г. N 109/10-17 отдельно предусмотрены должности как слесаря-судоремонтника (со 115-го параграфа), так и судокорпусника-ремонтника (со 126-го параграфа).
Кроме того, из характеристики работ слесаря-судоремонтника, следует, что работа слесаря осуществляется не только внутри отсеков судов, поскольку предусматривается выполнение палубных работ в числе прочих.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Таким образом, в судебном порядке может быть решен вопрос о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям и профессиям, которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости, для решения вопроса о зачете этих периодов в специальный стаж только при неправильном наименовании работодателем должности истца, которая не содержится в нормативно-правовых актах.
Поскольку в случае с истцом не имеет места неправильное наименование работодателем должности истца в спорный период его трудовой деятельности (его должность слесаря-судоремонтника поименована в нормативно-правовых актах), установление тождественности этой должности применительно к должности судокорпусника-ремонтника (так же содержащейся в нормативно-правовых актах) не допускается.
Судебная коллегия также установилапри исследовании пенсионных дел иных работников ПО "Мурманская судоверфь", что в течение 80-90-х годов предприятие признавало за слесарями-судоремонтниками право на льготное пенсионное обеспечение по Списку N 2, выдавая соответствующую уточняющую справку, вместе с тем, таким правом пользовались не любые слесари-судоремонтники, а те, которые были заняты обслуживанием оборудования внутри отсеков судов, при этом их работа оплачивалась по повышенной тарифной ставке и работникам предоставлялся дополнительный отпуск.
Вместе с тем, в отношении Трусова Е.Е. таких данных архивным учреждением не предоставлено, при этом в ПО "Мурманская судоверфь" существовало несколько цехов, в каждом из которых имелись определенные участки, и сделать однозначный вывод о том, что работа Трусова Е.Е. слесарем-судоремонтником была связана исключительно с работой внутри отсеков судов, не представляется возможным.
При таком положении решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований Трусова Е.Е. о включении в специальный стаж работы по Списку N 2 периодов его работы слесарем - судоремонтником в ПО "Мурманская судоверфь": с 1 октября 1985 г. по 28 июня 1987 г, с 29 июня 1987 г. по 2 августа 1987 г, с 18 августа 1987 г. по 28 августа 1987 г, с 13 сентября 1987 г. по 23 сентября 1987 г, с 25 октября 1987 г. по 19 мая 1987 г, с 10 сентября 1990 г. по 3 февраля 1991 г, с 9 февраля 1991 г. по 31 декабря 1991 г. подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований.
Решение суда в части обязания включить Трусову Е.Е. в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера периода работы в ПО "Мурманская судоверфь" с 14.09.1987 по 23.10.1987 никем не обжаловано.
Таким образом, в этой части, а также в остальной (обжалуемой истцом) части решение суда подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 328, 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Первомайского районного суда города Мурманска от 19 августа 2020 г. отменить в части удовлетворения исковых требований Трусова Евгения Евгеньевича об обязании ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Мурманске включить в специальный стаж работы по Списку N 2 периоды работы слесарем-судоремонтником ПО "Мурманская судоверфь":
с 01.10.1985 по 28.06.1987
с 29.06.1987 по 02.08.1987
с 18.08.1987 по 28.08.1987
с 13.09.1987 по 23.09.1987
с 25.10.1987 по 19.05.1987
с 10.09.1990 по 03.02.1991
с 09.02.1991 по 31.12.1991, в этой части принять новое решение об отказе в удовлетворении требований.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.