Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего судьи Шишева Б.А, судей Делок М.М. и Муращенко М.Д, при секретаре судебного заседания Блягоз С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации муниципального образования "Город Майкоп" по доверенности Б.Ю.В. на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 29.09.2020, которым постановлено:
"иск Г.К.В. к администрации муниципального образования "Город Майкоп" о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования "Город Майкоп" предоставить Г.К.В. вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 48 кв.м.".
Заслушав доклад председательствующего судьи Шишева Б.А, объяснения представителя истца Г.К.В. по ордеру адвоката Б.А.С, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Г.К.В. обратился в суд с иском к администрации МО "Город Майкоп" о возложении обязанности по предоставлению вне очереди жилого помещения по договору социального найма, мотивировав требования тем, что на основании распоряжения главы администрации МО "Город Майкоп" от 06.07.2020 N-р истец поставлен на учет в администрации МО "Город Майкоп" в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения и включен в общий список, в список малоимущих граждан, в список инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в список граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, имеющих право на дополнительную жилую площадь и право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма с 04.06.2020. При этом истец является инвалидом 3 группы и страдает заболеванием, которое порождает право на внеочередное предоставление жилого помещения и право на дополнительную жилую площадь.
Просил обязать администрацию МО "Город Майкоп" предоставить истцу вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 48 кв.м..
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца Г.К.В. - Б.А.С. поддержал исковые требования, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика администрации МО "Город Майкоп" Б.Ю.В. просила в удовлетворении иска отказать за необоснованностью.
Представитель третьего лица Комитета по управлению имуществом МО "Город Майкоп" возражал против удовлетворения исковых требований, полагая их необоснованными.
Представитель третьего лица Министерство финансов Республики Адыгея, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явилось.
Судом принято указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации муниципального образования "Город Майкоп" по доверенности Б.Ю.В. считает решение суда первой инстанции незаконным, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что предоставление жилого помещения по нормам, предусмотренным частью 2 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, является правом, а не обязанностью публичного органа, предоставляющего жилое помещение, при том, что в бюджет МО "Город Майкоп" средств из федерального бюджета на обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не поступало. Кроме того, с целью предоставления по договорам социального найма указанной категории граждан из федеральной собственности в муниципальную собственность жилые помещения не передавались.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель истец Г.К.В, полагая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Истец Г.К.В, ответчик администрация МО "Город Майкоп", третьи лица Комитет по управлению имуществом МО "Город Майкоп", Министерство финансов Республики Адыгея, будучи извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания в суд апелляционной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили. С учетом положений статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных лиц.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Г.К.В. является инвалидом 3 группы. Согласно справке от 06.07.2011 серии МСЭ - 2011 N инвалидность установлена на срок - бессрочно (л.д. 9).
Из заключения врачебной комиссии ГБУЗ Республики Адыгея "Адыгейский республиканский клинический психоневрологический диспансер" от 22.04.2020 года N усматривается, что заболевание, которым страдает Г.К.В, включено в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.11.2012 Nн, а также перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.11.2012 Nн (л.д. 8).
Распоряжением главы администрации МО "Город Майкоп" от 06.07.2020 N-р, Г.К.В. поставлен на учет в администрации МО "Город Майкоп" в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения и включен в общий список, в список малоимущих граждан, в список инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, а также в список граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, имеющих право на дополнительную жилую площадь и право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма с 04.06.2020.
Указанные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не опровергнуты и сомнения в достоверности не вызывают.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя иск, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что поскольку граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке, у Г.К.В. возникло право на получение во внеочередном порядке жилого помещения не менее 48 кв.м. по договору социального найма.
Выводы суда являются правильными, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и связаны с правильным применением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения. В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В силу пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категорий граждан.
Проанализировав обстоятельства данного дела и представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возложении на администрацию МО "Город Майкоп" обязанности предоставить истцу вне очереди жилое помещение по договору социального найма, поскольку Г.К.В. имеет право на получение жилого помещения по норме предоставления жилья, с учетом права на дополнительную жилую площадь в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153 и статьей 58 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Согласно части 2 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, статье 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет, и. обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей- инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Постановлением Совета народных депутатов МО "Город Майкоп" от 06.05.2005 N норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на одиноко проживающего человека установлена в размере 33 кв.м. общей площади жилого помещения.
При таких обстоятельствах, при разрешении спора, судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, сделаны выводы о необходимости обязать администрацию МО "Город Майкоп" предоставить Г.К.В. вне очереди по договору социального найма жилое помещение общей площадью не менее 48 кв.м..
Доводы апеллянта о том, что в бюджет МО "Город Майкоп" средств из федерального бюджета на обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не поступало и из федеральной собственности в муниципальную собственность жилые помещения не передавались, необоснованны.
На органы местного самоуправления в соответствии с частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации возложена обязанность по предоставлению жилья категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи. Таким образом, реализация прав граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанным в Перечне, на получение вне
очереди жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным пунктом 3 частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, относится к компетенции органов местного самоуправления. При этом, отсутствие в бюджете МО "Город Майкоп" средств на обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и муниципальной собственности на обеспечение истца жилым помещением не может служить препятствием для разрешения спорных вопросов и защиты жилищных прав истца.
Иное толкование приведенных выше положений статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации противоречит прямо установленному данной нормой исключению для лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне, из общего порядка очередности предоставления жилых помещений.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, возможность внеочередного предоставления жилья не зависит от бюджетной обеспеченности муниципального образования.
Другие доводы апелляционной жалобы не содержат в себе правовых оснований для отмены решения суда, по существу сведены к изложению обстоятельств, которые были предметом рассмотрения суда и которым дана надлежащая правовая оценка, с правильностью которых судебная коллегия соглашается.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, не подлежащим отмене либо изменению по доводам апелляционной жалобы.
Предусмотренные статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 29.09.2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика администрации муниципального образования "Город Майкоп" по доверенности Б.Ю.В. - без удовлетворения.
Председательствующий подпись Б.А. Шишев
Судьи подпись М.М. Делок
подпись М.Д. Муращенко
Копия верна:
судья Верховного Суда
Республики Адыгея Б.А. Шишев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.