Дата вступления в законную силу - 26 ноября 2020 г.
Судья Калужского областного суда Сидоренков И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по доверенности Воропаевой А.В. на постановление судьи Калужского районного суда Калужской области от 30 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.11 КоАП РФ, в отношении федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, У С Т А Н О В И Л:
Постановлением судьи Калужского районного суда Калужской области от 30 сентября 2020 года федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Калужский областной суд, защитник ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ по доверенности Воропаева А.В. просит постановление Калужского районного суда Калужской области от 30 сентября 2020 года отменить как незаконное и необоснованное.
Выслушав защитника ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ по доверенности Воропаеву А.В, поддержавшую жалобу, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Статьей 9.11 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо - и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки.
В силу пункта 5 статьи 20 Федерального закона от 27 июля 2010 года N190-ФЗ "О теплоснабжении" проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.
В соответствии с пунктами 1, 2 и 3 статьи 23.2 указанного Федерального закона под требованиями безопасности в сфере теплоснабжения понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, технических регламентах и принимаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилах технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок.
Правила технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок устанавливают обязательные требования безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения, теплопотребляющих установок и входящих в их состав зданий, помещений, сооружений и оборудования.
Теплоснабжающие организации, теплосетевые организации при осуществлении теплоснабжения и потребители тепловой энергии при потреблении тепловой энергии обязаны соблюдать требования безопасности в сфере теплоснабжения.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24 марта 2003 года N115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок (ПТЭТЭУ).
Согласно пунктов 12-14 Устава ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, утвержденного приказом Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 3 марта 2017 года N607, учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий в сфере жилищно-коммунального хозяйства в интересах Вооруженных Сил РФ, в том числе связанных с производством, передачей и распределением тепловой энергии и теплоносителя.
В соответствии с пунктами 13-15 Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил РФ, утвержденному приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2017 года N860, учреждение и его подразделения осуществляют контроль организации коммунально-эксплуатационного обеспечения материально-технической базы Вооруженных Сил РФ и несут ответственность за правильную эксплуатацию систем теплоснабжения и своевременное проведение мероприятий промышленной безопасности.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения военной прокуратурой Калужского гарнизона с привлечением специалиста Приокского управления Ростехнадзора мониторинга соблюдения ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и законодательства о промышленной безопасности, были выявлены нарушения Федерального закона от 27 июля 2010 года N190-ФЗ "О теплоснабжении", Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (ПТЭТЭУ), утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24 марта 2003 года N115, допущенные ФГБУ "ЦЖКУ" в период времени с 27 мая 2020 года по 28 мая 2020 года при осуществлении деятельности по эксплуатации объекта теплоснабжения - котельной с инв.N16, расположенной по адресу: город Калуга, деревня Андреевское, а именно: в нарушение пункта 5.3.7 ПТЭТЭУ не проведены режимно-наладочные испытания котлов НР-18 (NN1 и 2); в нарушение пункта 3.3.9 ПТЭТЭУ не проведено техническое освидетельствование строительных конструкций здания котельной специализированной организацией в установленные сроки; в нарушение пункта 3.3.14 ПТЭТЭУ не проведено инструментально-визуальное наружное и внутреннее обследование дымовой трубы котельной с привлечением специализированной организации в установленные сроки; в нарушение пункта 13.11 ПТЭТЭУ в котельной отсутствует оборудование ХВО; в нарушение пункта 13.2 ПТЭТЭУ не проведено техническое диагностирование котлов НР-18 NN1 и 2, отработавших расчетный ресурс; в нарушение пункта 2.5.4 ПТЭТЭУ не проведена наладка тепловых сетей котельной; в нарушение пункта 3.3.14 ПТЭТЭУ не проведена инструментальная проверка сопротивления заземляющего контура дымовой трубы котельной; в нарушение пункта 2.3.20 ПТЭТЭУ проверка знаний ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок проведена своей комиссией, а не в комиссии органов государственного энергетического надзора.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым судом первой инстанции дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Доказательства по делу об административном правонарушении получены в соответствии с требованиями КоАП РФ, каких-либо нарушений при их получении допущено не было, в связи с чем отсутствуют основания для признания данных доказательств недопустимыми.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно и объективно установлены все обстоятельства совершения административного правонарушения. Так, в соответствии с требованиями статьи 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, юридическое лицо, нарушившее требования законодательства при осуществлении деятельности по эксплуатации объекта теплоснабжения, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
С учетом установленных обстоятельств, действия ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ были правильно квалифицированы судьей по статье 9.11 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным кодексом или законами субъектов об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты меры по их соблюдению.
Вопреки доводам жалобы, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о том, что ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ не были приняты своевременные, необходимые и достаточные меры (в том числе, связанные с получением необходимого финансирования), направленные на соблюдение учреждением указанных выше Правил при эксплуатации объекта теплоснабжения.
Довод жалобы защитника о том, что территориальные органы Ростехнадзора не наделены соответствующими полномочиями для проведения проверок в отношении ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ правильно отвергнуты судьей районного суда как необоснованные.
Так, в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 17 января 1992 N2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе привлекать специалистов для выяснения возникших вопросов.
Согласно материалам дела, в ходе проведения мониторинга соблюдения ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и законодательства о промышленной безопасности военной прокуратурой Калужского гарнизона был привлечен специалист Приокского управления Ростехнадзора Рыжичкин С.А, которым была подготовлена справка на предмет подготовки и эксплуатации объектов теплоснабжения в ОЗП 2020-2021 годах с указанием выявленных нарушений.
По результатам обследования объекта теплоснабжения - котельной инв.N18 в деревне Андреевское города Калуги, с учетом выявленных нарушений военной прокуратурой Калужского гарнизона 28 августа 2020 года было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ.
Довод жалобы о малозначительности совершенного административного правонарушения является необоснованным.
Так, в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно разъяснениями, содержащимися в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Судья районного суда рассмотрел вопрос о малозначительности совершенного ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ административного правонарушения и обоснованно не признал данное правонарушение малозначительным.
Суд второй инстанции, исходя из положений статьи 2.9 КоАП РФ и конкретных обстоятельств дела, учитывая что правонарушение связано с нарушением правил технической эксплуатации объекта теплоснабжения, не находит оснований для признания административного правонарушения, совершенного ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, малозначительным.
Постановление о привлечении ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ к административной ответственности по статье 9.11 КоАП РФ вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ в соответствии с требованиями статьи 4.1 КоАП РФ с учетом фактических обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения и его имущественного и финансового положения.
При рассмотрении дела нарушений КоАП РФ, влекущих отмену вынесенного постановления, допущено не было, дело было рассмотрено всесторонне, полно и объективно, выводы судьи надлежащим образом мотивированы в постановлении и основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.2 - 30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление судьи Калужского районного суда Калужской области от 30 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.11 КоАП РФ, в отношении федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации оставить без изменения, жалобу защитника ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ по доверенности Воропаевой А.В. - без удовлетворения.
Судья И.А. СИДОРЕНКОВ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.