Судья Калужского областного суда Плаксина И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "ТиЭйч Рус Хвастовичи" Егоровой С.И. на решение судьи Людиновского районного суда Калужской области от 02 октября 2020 года в отношении общества с ограниченной ответственностью "ТиЭйч Рус Хвастовичи" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.32 КоАП РФ, УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника отдела государственного контроля управления использования, воспроизводства лесов, ведения государственного лесного реестра и инвестиций министерства природных ресурсов и экологии Калужской области, заместителя старшего государственного лесного инспектора в лесничествах Агеевой М.П. от 03 июля 2020 года общество с ограниченной ответственностью "ТиЭйч Рус Хвастовичи", признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.32 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 500 000 рублей.
Не согласившись с названным постановлением о назначении административного наказания, генеральный директор "ТиЭйч Рус Хвастовичи" Бочаров П.В. обратился с жалобой в районный суд.
Решением судьи Людиновского районного суда Калужской области от 02 октября 2020 года постановление заместителя начальника отдела государственного контроля управления использования, воспроизводства лесов, ведения государственного лесного реестра и инвестиций министерства природных ресурсов и экологии Калужской области, заместителя старшего государственного лесного инспектора в лесничествах Агеевой М.П. от 03 июля 2020 года оставлено без изменения, жалоба Бочаров П.В. без удовлетворения.
В жалобе, адресованной в Калужский областной суд, защитник ООО "ТиЭйч Рус Хвастовичи" по доверенности Егорова С.И. просит постановление о назначении административного наказания от 03 июля 2020 года и решение судьи районного суда от 02 октября 2020 года отменить как незаконные и необоснованные.
В письменных возражениях должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, просит оставить жалобу защитника юридического лица без удовлетворения.
Юридическое лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о дате, месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом; законный представитель ООО "ТиЭйч Рус Калужский" в судебное заседание 20 октября 2020 года не явился, ходатайств об отложении не поступило.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417, устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
В соответствии с требованиями пункта 9(1) названных Правил пожарной безопасности в лесах в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0, 5 метра или иным противопожарным барьером.
Частью 4 статьи 8.32 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Как видно из представленных материалов дела об административном правонарушении, 26 марта 2020 года в 17 часов 00 минут в ходе проведения мероприятия по контролю (патрулирования) в лесах сотрудниками Государственного казенного учреждения Калужской области "Еленское лесничество" был обнаружен низовой лесной пожар в квартале 92 выделе 20, Хвастовичского участкового лесничества Государственного казенного учреждения КО "Еленское лесничество". При осмотре пожара установлено, что пожар возник путем перехода с территории земельного участка с кадастровым номером 40:23:080600:64, прилегающего к землям лесного фонда, вследствие необеспечения его очистки от сухой травянистой растительности, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса и неосуществления необходимых мероприятий по отделению леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0, 5 метра или иным противопожарным барьером. Площадь лесного пожара составила 0, 25 га. В результате пожара причинен вред (ущерб) на общую сумму 5733, 16 рублей.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 06 апреля 2020 года земельный участок с кадастровым номером N принадлежит на праве аренды ООО "ТиЭйч Рус Хвастовичи", что также подтверждается договором аренды земельных участков, от 20 сентября 2017 года N 2, заключенному между Администрацией сельского поселения "Село Красное" и ООО "ТиЭйч Рус Калужский", согласно которому ООО "ТиЭйч Рус Калужский" переданы в аренду для сельскохозяйственного производства 27 земельных участка из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельный участок с кадастровым номером N, договором уступки прав и обязанностей по договору N2 от 20 сентября 2017 года аренды земельных участков N от 23 июля 2018 года, заключенному между ООО "ТиЭйч Рус Калужский" и ООО "ТиЭйч Рус Хвастовичи".
Данные обстоятельства, послужили основанием для составления в отношении ООО "ТиЭйч Рус Хвастовичи" должностным лицом протокола об административном правонарушении от 18 июня 2020 года и вынесения 03 июля 2020 года в отношении общества постановления о назначении административного наказания по части 4 статьи 8.32 КоАП РФ.
Вывод о том, что допущенное ООО "ТиЭйч Рус Хвастовичи" бездействие образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.32 КоАП РФ, является правильным.
Установленные по настоящему делу фактические обстоятельства, подтверждаются совокупностью доказательств, которым дана надлежащая оценка на предмет их допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, в частности: актом патрулирования территории лесного фонда Государственного казенного учреждения Калужской области "Еленское лесничество" от 26 марта 2020 года, договором аренды земельных участков от 20 сентября 2017 года N 2, заключенному между Администрацией сельского поселения "Село Красное" и ООО "ТиЭйч Рус Калужский", договором уступки прав и обязанностей по договору N2 от 20 сентября 2017 года аренды земельных участков N от 23 июля 2018 года, схематическим чертежом пройденной огнем площади, расчетом ущерба, причиненного лесному фонду, выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, протоколом об административном правонарушении от 18 июня 2020 года N 23, постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от 20 апреля 2020 года, показаниями свидетелей участкового лесничего Кулабухова О.В, Фомкина С.А, Храмченкова В.И. данными в суде первой инстанции, и др.
Доказательства получены в соответствии с требованиями КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, с участием защитника общества и отвечает требованиям статьи 28.2 КоАП РФ; в нем отражены сведения, необходимые для разрешения дела, событие административного правонарушения должным образом описано.
Вопреки доводам жалобы, юридически значимые обстоятельства при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении установлены, верно. Совокупность имеющихся в деле доказательств является достаточной для рассмотрения дела об административном правонарушении по существу и принятия по нему процессуального решения. Каких-либо существенных либо неустранимых противоречий, влияющих на правильность выводов о доказанности вины ООО "ТиЭйч Рус Хвастовичи" в совершении административного правонарушения и квалификацию действий юридического лица, в материалах дела не содержится.
Утверждения стороны защиты о недоказанности того факта, что пожар на землях лесного фонда возник путем его перехода с территории земельного участка с кадастровым номером 40:23:080600:64, являлись предметом проверки суда первой инстанции и обоснованно были признаны несостоятельными, так как опровергаются исследованными в суде первой инстанции материалами дела.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судья обоснованно пришел к выводу, что необходимые меры по соблюдению правил пожарной безопасности ООО "ТиЭйч Рус Хвастовичи" предприняты не были, не была обеспечена очистка территории земельного участка с кадастровым номером 40:23:080600:64 от сухой травянистой растительности, мусора и других горючих материалов, не осуществлены необходимые мероприятия по отделению леса противопожарной минерализованной полосой не менее 0, 5 метра, или иным противопожарным барьером, что повлекло в результате возникновение лесного пожара. В связи с этим выводы о виновности общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.32 КоАП РФ, являются правильными, они соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и подтверждаются имеющимися в деле доказательствами.
Согласно ст. 1.2 КоАП РФ, задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Оснований для признания наказания чрезмерно суровым, не имеется, с учетом характера административного правонарушения в области пожарной безопасности, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность.
В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с пп. 3.2 - 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса.
Каких-либо исключительных обстоятельств, влияющих на назначенное административное наказание в виде административного штрафа, по делу не установлено, фактических и законных оснований для назначения административного штрафа ниже низшего предела, с учетом санкции статьи и установленных по делу конкретных обстоятельств, не имеется. Оснований для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ судья районного суда правомерно не усмотрел.
Таким образом, вопреки доводам жалобы, административное наказание назначено ООО "ТиЭйч Рус Хвастовичи" минимальное в пределах санкции ч.4 ст. 8.32 КоАП РФ, и в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.
В случае невозможности уплаты административного штрафа общество, с учетом материального положения, не лишено возможности обратиться к должностному лицу, вынесшему постановление, с заявлением в порядке ст. 31.5 КоАП РФ, предусматривающей порядок предоставления отсрочки и рассрочки уплаты административного штрафа.
Других доводов, которые могли послужить основанием к отмене решения судьи, в жалобе не содержится.
При рассмотрении дела нарушений КоАП РФ, влекущих отмену принятого решения, судьей допущено не было, дело рассмотрено всесторонне, полно и объективно, выводы судьи надлежащим образом мотивированы в решении.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2 - 30.9 КоАП РФ, судья, РЕШИЛ:
решение судьи Людиновского районного суда Калужской области от 02 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.32 КоАП РФ, в отношении ООО "ТиЭйч Рус Хвастовичи", оставить без изменения, а жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "ТиЭйч Рус Хвастовичи" Егоровой С.И. - без удовлетворения.
Судья И.Н. Плаксина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.