Судебная коллегия по гражданским делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего Алиэскерова М.А, судей Быковской Е.В. и Ивашуровой С.В, при секретаре Билибиной А.М, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Ивашуровой С.В. дело по апелляционной жалобе Исаевой Ольги Михайловны, действующей в своих интересах и в интересах ФИО19, на решение Боровского районного суда Калужской области от 2 июля 2020 года по иску Исаевой Ольги Михайловны, действующей в своих интересах и в интересах ФИО20, к Шишлякову Петру Михайловичу, администрации городского поселения "Город Ермолино" и Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях о признании права собственности в порядке наследования по закону, признании недействительным соглашения о перераспределении земельного участка, исключении из Единого государственного реестра недвижимости записи о регистрации права собственности, УСТАНОВИЛА:
10 декабря 2019 года Исаева О.М, действуя в своих интересах и в интересах недееспособной ФИО2, обратилась в суд с иском к Шишлякову П.М, администрации ГП "Город Ермолино" и МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях, впоследствии уточнив требования, просила признать недействительным соглашение от 4 апреля 2019 года N 8 о перераспределении земель и (или) земельных участков, заключенное между администрацией ГП "Город Ермолино" и Шишляковым П.М.; исключить из ЕГРН запись от 18 апреля 2019 года о регистрации права собственности Шишлякова П.М. на образованный в результате перераспределения земельный участок площадью 582 кв.м с кадастровым номером "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: "адрес", и восстановить сведения о праве собственности Шишлякова П.М. на земельный участок площадью 400 кв.м с кадастровым номером "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: "адрес"; исключить из ЕГРН запись от 27 мая 2019 года о регистрации права собственности Шишлякова П.М. на нежилое здание: гараж площадью 50, 6 кв.м с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: "адрес"; признать в порядке наследования по закону после смерти ФИО7 право собственности на указанный гараж за ФИО2 - доля в праве 4/6 и за Исаевой О.М. - доля в праве 1/6.
В обоснование требований указано, что ФИО2 и Исаева О.М. приходятся умершему ФИО7 женой и дочерью, соответственно. Истицы и Шишляков П.М. (соответственно сын и брат истиц) являются наследниками первой очереди. В установленном законом порядке наследники приняли наследство. Однако спорный гараж площадью 50, 6 кв.м не был включен в наследственную массу, поскольку при жизни наследодатель ФИО7 права на него не зарегистрировал. О том, что ответчик Шишляков П.М. зарегистрировал право собственности на спорный гараж, а также в порядке перераспределения оформил в собственность земельный участок, на котором расположен спорный гараж, истицы узнали только в ходе настоящего судебного разбирательства. Указанные действия ответчика нарушают права истиц, поскольку препятствуют им в реализации своих прав в отношении наследственного имущества.
В судебном заседании истица Исаева О.М. и ее представитель адвокат Артемов А.В. исковые требования поддержали.
Ответчик Шишляков П.М. исковые требования не признал.
Представители ответчиков администрации ГП "Город Ермолино" и МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях, а также привлеченный судом к участию в деле в качестве третьего лица кадастровый инженер Щеглов Д.Г, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Решением Боровского районного суда Калужской области от 2 июля 2020 года в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Исаева О.М. ставит вопрос об отмене решения суда, как не основанного на законе, принятии нового решения об удовлетворении иска.
В возражениях на апелляционную жалобу Шишляков П.М. просил решение суда оставить без изменения.
Выслушав объяснения истицы Исаевой О.М. и ее представителя адвоката Артемова А.В, поддержавших доводы жалобы, ответчика Шишлякова П.М, возражавшего против отмены решения суда, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела видно, что 23 ноября 2018 года Шишляков П.М. на основании договора купли-продажи N 28, заключенного с администрацией ГП "Город Ермолино", приобрел в собственность земельный участок площадью 400 кв.м, кадастровый номер "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: "адрес".
Соглашением о перераспределении земель и (или) земельных участков от 4 апреля 2019 года N 8, заключенным между администрацией ГП "Город Ермолино" и Шишляковым П.М, стороны достигли соглашения о перераспределении земельного участка из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: "адрес", с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 400 кв.м, находящегося в частной собственности Шишлякова П.М, и части земель, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных по адресу: "адрес", площадью 182 кв.м, в результате которого образовался земельный участок из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: "адрес", площадью 582 кв.м с кадастровым номером "данные изъяты".
18 апреля 2019 года Шишляков П.М. зарегистрировал право собственности на указанный земельный участок, запись регистрации N.
Согласно выписке из ЕГРН от 29 января 2020 года Шишляков П.М. зарегистрировал право собственности на нежилое здание - гараж площадью 50, 6 кв.м с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: "адрес", запись регистрации N от 27 мая 2019 года.
При этом для государственной регистрации права собственности им был предоставлен технический план, подготовленный кадастровым инженером Устиновым С.В. 26 апреля 2019 года, из которого следует, что гараж с подвалом возведен в 2019 году, и выписка из ЕГРН от 27 апреля 2019 года о праве собственности на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты".
Также из материалов дела следует, что ФИО2, Исаева О.М. и Шишляков П.М. являются наследниками первой очереди к имуществу ФИО7, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно материалам наследственного дела N 112/2015 нотариусом выданы указанным наследникам свидетельства о праве на наследство по закону на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: "адрес", в равных долях по 1/3 доле в праве.
Также ФИО2 было заявлено о выделе доли в нажитом во время брака с ФИО7 имуществе.
Обращаясь в суд с настоящим иском, дочь умершего Исаева О.М, действуя также в интересах пережившей супруги ФИО2, ссылалась на то, что указанный гараж с подвалом был возведен ФИО7, однако право собственности им оформлено не было, с момента постройки гаража вся семья им пользовалась, пока в 2017 году Шишляков П.М. не повесил свой замок.
При рассмотрении дела суд исходил из того, что указанный гараж площадью 50, 6 кв.м, а также земельный участок, на котором расположен гараж, никогда в собственности у наследодателя ФИО7 не находился и не принадлежал последнему на ином праве.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд, установив, что наследодатель ФИО7 каких-либо действий, направленных на регистрацию права собственности на спорный гараж при жизни не совершал, руководствуясь положениями статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что гараж в состав наследства после смерти ФИО7 не вошел.
С такими выводами суда первой инстанции согласиться нельзя, поскольку они не соответствуют обстоятельствам дела и нормам права, подлежащим применению к спорным правоотношениям.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации п.Ермолино Боровского района Калужской области от 19 октября 1992 года N 115 по результатам рассмотрения заявления ФИО7, проживающего по адресу: "адрес", с просьбой построить подземный погреб-хранилище перед оврагом у дома в связи с тем, что на своем земельном участке круглый год находится вода в погребе, был отведен земельный участок размером 9, 0 кв.м для строительства подземного погреба перед домом "адрес" и разрешено строительство подземного бетонного погреба размером 3, 0 х 3, 0 м.
Постановлением администрации п.Ермолино Боровского района Калужской области от 20 марта 1996 года N 46 ФИО7 разрешено строительство надземной постройки над подземным погребом размером 4, 0 х 6, 0 м при домовладении по адресу: "адрес", принадлежащем ФИО7
Из имеющегося в деле договора электроснабжения с бытовым абонентом от 6 августа 2003 года N 3938 и письма Обнинского отделения ПАО "КСК" следует, что абоненту ФИО7 в 2002 году был открыт лицевой счет и производится подача электроэнергии по адресу: "адрес" (гараж-погреб).
Допрошенные судом первой инстанции свидетели Лысиков В.Т, Катонин В.В, Исаев Г.Н. подтвердили, что наследодатель возвел гараж в 1996 году, пользовался им до дня смерти, в строительстве ему помогал сын - Шишляков П.М.
При этом из показаний допрошенных по ходатайству ответчика свидетелей Перунова М.И, Терехова В.Д. и Пупышева А.В. также не следует, что гараж был возведен после смерти ФИО7 в 2019 году.
В суде апелляционной инстанции ответчик Шишляков П.М. пояснил, что спорный гараж был построен в 1998 году.
Таким образом, приведенные доказательства свидетельствуют о том, что ФИО7 после получения в 1996 году разрешения на возведение надземной постройки над подземным погребом осуществил строительство спорного гаража, пользовался им до дня смерти, осуществлял оплату электроэнергии.
При этом представленные Шишляковым П.М. чеки и квитанции на приобретение строительных материалов данный вывод судебной коллегии не опровергают, поскольку также установлено, что он помогал отцу в возведении спорного гаража.
В соответствии с пунктом 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 1 января 1995 года, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Согласно пункту 2 данной статьи в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
На основании пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре.
Согласно статье 4 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", введенного в действие с 29 января 1998 года и действующего до 1 января 2020 года, государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 6 данного Федерального закона права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
В соответствии со статьей 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
То обстоятельство, что при жизни наследодатель ФИО7 не зарегистрировал в установленном законом порядке право собственности на спорный гараж, не свидетельствует об отсутствии правовых оснований у его наследников для обращения в суд с настоящим иском.
Так, в соответствии с пунктом 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (статья 218 Гражданского кодекса Российской Федерации). В силу пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Право собственности на недвижимое имущество в случае принятия наследства возникает со дня открытия наследства (пункт 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Наследник вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, после принятия наследства. В этом случае, если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество.
В силу приведенных положений закона и разъяснений по их применению требования Исаевой О.М. и ФИО2 о признании права собственности на гараж в порядке наследования по закону после смерти ФИО7 подлежали удовлетворению.
Таким образом, на основании положений статей 1142, 1152, 1153, 1150 и 256 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 38 и 39 Семейного кодекса Российской Федерации за ФИО2 подлежит признанию право на 4/6 доли в праве собственности, за Исаевой О.М. - право на 1/6 долю в праве собственности на нежилое здание: гараж площадью 50, 6 кв.м с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: "адрес".
В связи с признанием за истицами права долевой собственности на спорное имущество из Единого государственного реестра недвижимости подлежит исключению запись от 27 мая 2019 года о регистрации права собственности Шишлякова П.М. на указанное имущество.
Вместе с тем, поскольку Шишляков П.М. также является наследником к имуществу ФИО7, принявшим наследство в установленном порядке, за ним подлежит сохранению право на 1/6 долю в праве собственности на данное имущество с указанием на то, что настоящее решение является основанием для регистрации данного права за Шишляковым П.М.
Поскольку перераспределение земельных участков было проведено без учета находящегося на земельном участке площадью 182 кв.м нежилого здания - гаража, возведенного ФИО7, требования о признании недействительным соглашения от 4 апреля 2019 года N 8 о перераспределении земель и (или) земельных участков, заключенного между администрацией ГП "Город Ермолино" и Шишляковым П.М, также подлежали удовлетворению в силу положений статей 168, 209 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации из Единого государственного реестра недвижимости подлежит исключению запись от 18 апреля 2019 года о регистрации права собственности Шишлякова П.М. на земельный участок площадью 582 кв.м с кадастровым номером "данные изъяты" с восстановлением сведений о праве собственности ответчика на земельный участок площадью 400 кв.м с кадастровым номером "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: "адрес".
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Согласно положениям части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с Шишлякова П.М. в пользу Исаевой О.М. подлежат взысканию понесенные ею расходы по уплате государственной пошлины в размере 2646 руб.
На основании части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с Шишлякова П.М. подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина, от уплаты которой была освобождена истица ФИО2, являясь инвалидом I группы, в размере 6462 руб.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 (пункты 3 и 4 части 1) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Боровского районного суда Калужской области от 2 июля 2020 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать за ФИО2 право на 4/6 доли в праве собственности на нежилое здание: гараж площадью 50, 6 кв.м с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: "адрес".
Признать за Исаевой Ольгой Михайловной право на 1/6 долю в праве собственности на нежилое здание: гараж площадью 50, 6 кв.м с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: "адрес".
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости запись от 27 мая 2019 года о регистрации права собственности Шишлякова Петра Михайловича на нежилое здание: гараж площадью 50, 6 кв.м с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: "адрес", сохранив за Шишляковым Петром Михайловичем право на 1/6 долю в праве собственности на данное имущество.
Настоящее решение является основанием для регистрации за Шишляковым Петром Михайловичем права на 1/6 долю в праве собственности на указанное имущество.
Признать недействительным соглашение от 4 апреля 2019 года N 8 о перераспределении земель и (или) земельных участков, заключенное между администрацией городского поселения "Город Ермолино" и Шишляковым Петром Михайловичем.
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости запись от 18 апреля 2019 года о регистрации права собственности Шишлякова Петра Михайловича на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 582 кв.м с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: "адрес".
Восстановить в Едином государственном реестре недвижимости сведения о праве собственности Шишлякова Петра Михайловича на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 400 кв.м, с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: "адрес".
Взыскать с Шишлякова Петра Михайловича в пользу Исаевой Ольги Михайловны расходы по уплате государственной пошлины в размере 2646 рублей, а также государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 6462 рубля.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.