Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Балабанова Н.Н, судей:
Дзадзиева Д.А, Ярмонова Р.В, при помощнике судьи Давлетовой Т.М, с участием представителя административного истца Проходцева О.В. и представителя Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий России (далее - МЧС России) Анай-оола В.В. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-65/2020, 2а-311/2020 по апелляционным жалобам административного истца и представителя МЧС России Анай-оола В.В. на решение Московского гарнизонного военного суда от 7 июля 2020 года, которым удовлетворено частично административное исковое заявление бывшего военнослужащего МЧС России подполковника запаса Антонова Александра Игоревича об оспаривании действий МЧС России, связанных с невыплатой денежной компенсации за наем жилья.
Заслушав доклад судьи Ярмонова Р.В, объяснения представителя административного истца и представителя МЧС России в обоснование апелляционных жалоб, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Антонов решением жилищной комиссии МЧС, оформленным протоколом от 4 июля 2008 года N 2, был принят на учет нуждающихся в служебных жилых помещениях.
1 января 2016 года административный истец заключил договор коммерческого найма жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", а 11 января 2016 года обратился в жилищную комиссию центрального аппарата МЧС России по вопросу выплаты денежной компенсации за найм жилья с 1 января 2016 года.
В последующем, 4 февраля 2016 года Антонов заключил договор коммерческого найма жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", о чем сообщил рапортом от 27 февраля 2016 года, а 4 января и 4 декабря 2017 года данный договор им был перезаключен.
Приказом МЧС России от 18 февраля 2016 года N 78 административному истцу установлена выплата денежной компенсации за найм жилья за период с 1 января по 31 марта 2016 года, которая получена им 19 апреля 2016 года.
При этом решением единой жилищной комиссии Главного управления МЧС России по г. Москве, оформленным протоколом от 19 июля 2016 года N 4, признано право Антонова на получение денежной компенсации за наем жилья за период с 1 января по 1 декабря 2016 года.
Приказами МЧС России от 19 декабря 2018 года N 124-ВК и от 17 апреля 2019 года N 33 Антонов был уволен с военной службы по основанию, предусмотренному пп. "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", - в связи с организационно-штатными мероприятиями и с 17 мая 2019 года исключен из списков личного состава центрального аппарата МЧС России, соответственно.
6 мая 2019 года Антонов обратился в жилищную комиссию Главного управления МЧС России по г. Москве с рапортом о рассмотрении вопроса о выплате денежной компенсации за найм жилья, после чего решением данного жилищного органа, оформленным протоколом от 3 июля 2019 года N 7, признано его право на получение денежной компенсации за наем жилья за период с 1 апреля 2016 года по 31 мая 2018 года. Однако данная выплата произведена не была.
Полагая свои права нарушенными, Антонов 21 ноября и 5 декабря 2019 года обратился в суд с административными исковыми заявлениями, в которых просил:
- признать незаконным бездействие МЧС России, выразившееся в невыплате денежной компенсации за наем жилья за период с 1 апреля 2016 года по 31 мая 2018 года;
взыскать с МЧС России в его пользу денежную компенсацию за наем жилого помещения за период с 1 апреля 2016 года по 31 мая 2018 года;
взыскать с МЧС России в его пользу 74 554 руб. 30 коп. в качестве индексации в результате потери покупательской способности своевременно не выплаченных денежных средств;
признать незаконным ограничение приказом МЧС России от 18 февраля 2016 года N 78 выплаты денежной компенсации за наем жилья периодом по 31 марта 2016 года;
- признать незаконным бездействие МЧС России, связанное с не доведением ему приказа от 18 февраля 2016 года N 78 и не изданием приказа о выплате компенсации за дальнейший период поднайма жилого помещения с 1 апреля 2016 года по 31 мая 2018 года.
взыскать с МЧС России в его пользу "данные изъяты" руб. в качестве компенсации морального вреда;
взыскать с МЧС России в его пользу судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины.
Суд первой инстанции административный иск удовлетворил частично. Суд признал незаконным бездействие территориальной комиссии Главного управления МЧС России, связанное с ненаправлением решения жилищной комиссии от 3 июля 2019 года, оформленного протоколом N 7, в части, касающейся признания за Антоновым права на получение денежной компенсации за наем жилья за период с 1 апреля 2016 года по 31 мая 2018 года, обязал председателя жилищной комиссии Главного управления МЧС России направить данное решение установленным порядком, обязал Министра МЧС рассмотреть вопрос об издании приказа о выплате (отказе в выплате) Антонову денежной компенсации за наем жилого помещения за период с 1 апреля 2016 года по 31 мая 2018 года. Кроме того с МЧС России в пользу Антонова взысканы судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере "данные изъяты" руб. В удовлетворении административного иска в остальной части гарнизонным военным судом было отказано.
В апелляционной жалобе административный истец, не соглашаясь с судебным постановлением, в части отказа в удовлетворении заявленных требований, просит его отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование жалобы указывает, что судом первой инстанции не дана оценка тому, что на должностных лиц, наделенных правом принимать решения, возложена обязанность реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Ссылается на то, что размер денежных сумм невыплаченной компенсации и понесенных убытков ответчиком не оспаривался и неверным не признавался, несмотря на это, гарнизонным военным судом в удовлетворении требований о взыскании указанных сумм необоснованно было отказано, как заявленных преждевременно, а на Министра МЧС России возложена "абстрактная" обязанность рассмотреть вопрос об издании приказа о выплате (отказе в выплате) денежной компенсации за наем жилья.
Обращает внимание, что его право на получение оспариваемой выплаты за период с 1 апреля 2016 года по 31 мая 2018 года в установленном порядке подтверждено решениями жилищной комиссии Главного управления МЧС России по г. Москве, оформленными протоколами от 19 июля 2016 года N 4 и от 3 июля 2019 года N 7.
В апелляционной жалобе представитель МЧС России, не соглашаясь с судебным постановлением, в части удовлетворения заявленных требований, просит его отменить в связи с нарушением норм процессуального права и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование жалобы указывает, что выплата денежной компенсации за найм жилья производилась Антонову по март 2016 года, после чего он, ежемесячно зная о нарушении своих прав на получение данной выплаты, обратился в суд лишь в декабре 2019 года, в связи с чем без уважительных причин пропустил, установленный ст. 219 КАС РФ трехмесячный срок.
Обращает внимание, что вынесенное жилищной комиссией Главного управления МЧС России по г. Москве приведенное выше решение, оформленное протоколом от 3 июля 2019 года N 7, лишь подтверждает право административного истца на получение денежной компенсации за наем жилья за период с 1 апреля 2016 года по 31 мая 2018 года, но не порождает обязанности у должностных лиц по производству данной выплаты.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционных жалобах и дополнениях к ним, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Порядок выплаты компенсации установлен Положением о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 (далее - Положение).
Пунктом 2 Положения определено, что в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели Министерству обороны Российской Федерации или иному федеральному органу исполнительной власти (федеральному государственному органу), в котором законом предусмотрена военная служба, в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, заключенным в письменной форме, но не более установленных размеров.
Согласно пункту 3 Положения денежная компенсация военнослужащему выплачивается одновременно с выплатой денежного довольствия за истекший месяц по месту его военной службы.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 мая 2016 г. N 303 утверждена Инструкция об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений (далее - Инструкция).
В соответствии с пунктом 2 Инструкции выплата денежной компенсации военнослужащим и членам их семей осуществляется ежемесячно по их желанию в случае отсутствия жилых помещений, которые могут быть им предоставлены в соответствии с законодательством Российской Федерации, через финансово-экономические органы, обслуживающие воинские части (организации) (далее - финансово-экономические органы), на основании приказа командира воинской части (начальника организации).
Пунктом 8 Инструкции предусмотрено, что выплата денежной компенсации прекращается на основании приказа командира воинской части (начальника организации) с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором военнослужащие утратили основания для получения денежной компенсации, в том числе по причине предоставления военнослужащим жилого помещения специализированного жилищного фонда по месту прохождения военной службы или в близлежащем населенном пункте.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 194 КАС РФ если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае если имеется вступившее в законную силу решение суда по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, определение суда о прекращении производства по этому административному делу в связи с принятием отказа административного истца от административного иска, утверждением соглашения о примирении сторон или определение суда об отказе в принятии административного искового заявления. Суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), нарушающих права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, если имеется вступившее в законную силу решение суда, принятое по административному иску о том же предмете.
Согласно ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по административному делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части по основаниям, указанным в статьях 194 и 196 настоящего Кодекса.
Как видно из материалов, решением Московского гарнизонного военного суда от 29 января 2020 года в удовлетворении административного искового заявления Антонова о взыскании с МЧС России в его пользу денежной компенсации за наем жилья за период с 1 апреля 2016 года по 31 мая 2018 года в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп, а также о признании незаконной невыплаты ему указанной компенсации за названный период было отказано, в связи с пропуском, предусмотренного ст. 219 КАС РФ, трехмесячного срока обращения в суд.
Апелляционным определением 2-го Западного окружного военного суда от 23 апреля 2020 года приведенное выше решение гарнизонного военного суда отменено, а административное дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Однако кассационным определением Кассационного военного суда от 27 июля 2020 года названное апелляционное определение отменено, а решение Московского гарнизонного военного суда от 29 января 2020 года оставлено в силе.
При таких данных следует прийти к выводу о том, что в настоящее время имеется вступившее в законную силу решение Московского гарнизонного военного суда от 29 января 2020 года по административному спору между Антоновым и МЧС России, предметом которого является невыплата ему денежной компенсации за наем жилья за период с 1 апреля 2016 года по 31 мая 2018 года, что с учетом приведенных выше положений п. 2 ч. 1 ст. 194 КАС РФ, влечет необходимость отмены обжалуемого по настоящемуадминистративному делу решения суда первой инстанции в части отказа вудовлетворении требований административного истца о признании незаконнымбездействия МЧС России, выразившегося в невыплате ему денежнойкомпенсации за наем жилья за период с 1 апреля 2016 года по 31 мая 2018 года, а также о взыскании с МЧС России в его пользу денежной компенсации за наемжилого помещения за период с 1 апреля 2016 года по 31 мая 2018 года ипрекращения производства по делу в этой части.
Принимая во внимание, что в настоящее время в соответствии со вступившим в законную силу упомянутым выше решением суда Антонов право на выплату денежной компенсации за наем жилья за период с 1 апреля 2016 года по 31 мая 2018 года не имеет, то вывод гарнизонного военного суда о незаконности бездействия жилищной комиссии Главного управления МЧС России по г. Москве, связанного с ненаправлением установленным порядком решения этой комиссии от 3 июля 2019 года, оформленного протоколом N 7, о признании за административным истцом права на получение денежной компенсации за наем жилья за период с 1 апреля 2016 года по 31 мая 2018 года является не верным.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение в части признания незаконным бездействия территориальной комиссии Главного управления МЧС России, связанного с ненаправлением решения жилищной комиссии от 3 июля 2019 года, оформленного протоколом N 7, в части, касающейся признания заАнтоновым права на получение денежной компенсации за наем жилья запериод с 1 апреля 2016 года по 31 мая 2018 года, а также возложенияобязанности на председателя жилищной комиссии Главного управления МЧСРоссии направить данное решение установленным порядком, а на МинистраМЧС России рассмотреть вопрос об издании приказа о выплате (отказе ввыплате) Антонову А.И. денежной компенсации за наем жилого помещения запериод с 1 апреля 2016 года по 31 мая 2018 года подлежит отмене, аадминистративное исковое заявление в части этих требований, а также в частивозмещения административному истцу понесенных судебных расходов - отказув удовлетворении.
Вместе с тем является верным вывод гарнизонного военного суда о необходимости отказа в удовлетворении требований Антонова о взыскании с МЧС России в его пользу "данные изъяты". в качестве индексации в результате потери покупательской способности своевременно не выплаченных денежных средств, о признании незаконным ограничения приказом МЧС России от 18 февраля 2016 года N 78 выплаты денежной компенсации за наем жилья периодом по 31 марта 2016 года, о признании незаконным бездействия МЧС России, связанного с недоведением ему приказа от 18 февраля 2016 года N 78 и неизданием приказа о выплате компенсации за дальнейший период поднайма жилого помещения с 1 апреля 2016 года по 31 мая 2018 года, а также о взыскании с МЧС России в его пользу "данные изъяты" руб. в качестве компенсации морального вреда, поскольку данные требования являются производными от требований о выплате денежной компенсации за наем жилья за период с 1 апреля 2016 года по 31 мая 2018 года, а по приведенным выше основаниям административный истец право на производство этой выплаты за указанный период не имеет.
Иная оценка обстоятельств дела и иное толкование норм действующего законодательства, которых придерживаются в апелляционной жалобе административный истец и его представитель, основаны на неправильном понимании правовых норм, регулирующих спорые правоотношения, в связи с чем они не могут быть признаны обоснованными и повлечь отмену или изменение обжалуемого судебного постановления, с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 308, ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 7 июля 2020 года по административному исковому заявлению Антонова Александра Игоревича в части признания незаконным бездействия территориальной комиссии Главного управления МЧС России, связанного с ненаправлением решения жилищной комиссии от 3 июля 2019 года, оформленного протоколом N 7, в части, касающейся признания за Антоновым А.И. права на получение денежной компенсации за наем жилья за период с 1 апреля 2016 года по 31 мая 2018 года, а также возложения обязанности на председателя жилищной комиссии Главного управления МЧС России направить данное решение установленным порядком, а на Министра МЧС России рассмотреть вопрос об издании приказа о выплате (отказе в выплате) Антонову А.И. денежной компенсации за наем жилого помещения за период с 1 апреля 2016 года по 31 мая 2018 года, в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанностью установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, а также неправильным применением норм материального права отменить и принять по делу в этой части новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления в указанной части, а также в части возмещения Антонову А.И. понесенных судебных расходов отказать.
Это же решение суда в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия МЧС России, выразившегося в невыплате Антонову А.И. денежной компенсации за наем жилья за период с 1 апреля 2016 года по 31 мая 2018 года, а также о взыскании с МЧС России в его пользу денежной компенсации за наем жилого помещения за период с 1 апреля 2016 года по 31 мая 2018 года отменить и производство по административному делу в этой части прекратить.
В остальной части решения суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.