Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Тюмина С.Ю, судей:
Лаврентьева В.В, Богдашова Д.А, с участием помощника судьи Безносюк М.С, представителя административного истца Зеленикиной Ю.С. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-347/2020 по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Юденича Д.И. на решение Московского гарнизонного военного суда от 10 июля 2020 года, которым удовлетворено административное исковое заявление капитана Навроцкой Светланы Владимировны об оспаривании решения Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ (далее - департамент), связанного с отказом в принятии на жилищный учёт.
Заслушав доклад судьи Богдашова Д.А, объяснения представителя административного истца, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, решением департамента от 27 марта 2020 года Навроцкой отказано в признании нуждающейся в жилье на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ. Уполномоченным органом было установлено, что административный истец до февраля 2014 года являлась собственником "данные изъяты" доли в "данные изъяты" квартире, общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенной по адресу: "адрес", полученной её супругом от Министерства обороны РФ в связи с прохождением военной службы. Будучи обеспеченной жильём по установленным нормам и распорядившись им, она утратила право на повторное обеспечение жильём за счёт средств федерального бюджета.
Посчитав свои права нарушенными, Навроцкая в судебном порядке оспорила вышеупомянутое решение жилищного органа и просила обязать департамент повторно рассмотреть вопрос о принятии её с дочерью на жилищный учёт.
Суд первой инстанции административный иск удовлетворил.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить и принять новое об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование жалобы, дословно повторяя содержание возражений относительно заявленных требований, указывает, что Навроцкая была обеспечена жилым помещением от военного ведомства в составе семьи своего супруга - военнослужащего, представить документы о его освобождении в связи с отчуждением не может, а поэтому оснований для её повторного обеспечения жильём не имеется.
Отмечает, что ранее она уже обращалась в суд с административным иском и по аналогичному предмету и основанию Московским гарнизонным военным судом вынесено решение от 18 декабря 2019 года.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Действительно, материалами дела подтверждается, что в 2001 году супругу административного истца военным ведомством было предоставлено жилое помещение по вышеуказанному адресу, которое в 2013 году в судебном порядке передано в равных долях в собственность Навроцкой, супруга, сына и дочери.
На этот момент она, проходя военную службу по контракту с 1999 года, самостоятельного права на обеспечение жильём от Минобороны России не имела.
В 2014 году истец и её дочь подарили свои доли, соответственно, сыну и отцу, а в августе 2016 года брак между Навроцкой и её супругом расторгнут.
В соответствии с абз. 13, 14 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие-граждане, в том числе обеспеченные в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений до поступления указанных военнослужащих-граждан на военную службу по контракту либо после заключения контракта о прохождении военной службы, признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ, в порядке, утверждаемом Правительством РФ, и обеспечиваются жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с настоящим Федеральным законом.
При признании военнослужащих-граждан нуждающимися в жилых помещениях и предоставлении им и совместно проживающим с ними членам их семей жилых помещений либо денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений учитываются положения ст. 53 и ч. 8 ст. 57 ЖК РФ.
Порядок признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан РФ и соответствующие Правила признания нуждающимися в жилых помещениях, утверждены постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 года N 512.
Пункт 6 этих правил предусматривает, что военнослужащие, которые с намерением приобретения права состоять на учете совершили действия по намеренному ухудшению жилищных условий, связанные отчуждением жилых помещений или их частей, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Аналогичные по своему содержанию ограничения содержатся и в ст. 53 ЖК РФ.
Согласно ч. 3 ст. 1 ЖК РФ жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Жилищный кодекс РФ, закрепляя в ч. 2 ст. 1 ЖК РФ право граждан распоряжаться принадлежащими жилищными правами по своему усмотрению, предусматривает и последствия, в случае если эти действия привели к ухудшению жилищных условий, в виде ограничительного срока, в течение которого они не могут быть признаны нуждающимися в обеспечении жильем. В частности, отказ в постановке на жилищный учёт до истечения пятилетнего срока со дня совершения таких действий, учёт действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, не менее чем за пять лет.
Следовательно, законодатель, регулируя жилищные отношения участников, в том числе граждан и органов государственной власти, посчитал истечение этого срока достаточным для снятия соответствующих ограничений в осуществлении гражданами права на жилье.
Принимая во внимание, что с момента ухудшения Навроцкой своих жилищных условий прошло более пяти лет, гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о нарушении её прав и законных интересов со стороны уполномоченного органа и обоснованно удовлетворил административное исковое заявление, возложив обязанность по повторному рассмотрению жилищного вопроса истца.
Её жилищные условия в настоящее время не являлись основанием для принятия жилищным органом оспоренного решения, а поэтому мотивированно и верно оставлены без внимания судом первой инстанции. Иные доводы жалобы являлись предметом рассмотрения гарнизонного военного суда и получили оценку в его решении, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется.
С учётом изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения гарнизонного военного суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 308-309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 10 июля 2020 года по административному исковому заявлению Навроцкой Светланы Владимировны оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика Юденича Д.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.