Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Тюмина С.Ю.
судей: Богдашова Д.А, Уланова А.Е, с участием помощника судьи Скакун О.В, представителей административных истцов Проходцева О. В и Шевякова М. И, представителя административного ответчика Министерства РФ по делам гражданской оборонцы, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий Анай-оол В.В. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-130, 131/2020 по апелляционной жалобе административных истцов и их представителей на решение Московского гарнизонного военного суда от 28 июля 2020 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления бывших военнослужащих Федерального государственного казенного учреждения "Центр по поведению спасательных операций "Лидер" "данные изъяты" Шакурова Раиля Нагимовича и "данные изъяты" Туришина Александра Александровича об оспаривании действий административных ответчиков, связанных с зачислением в распоряжение без обеспечение жильем.
Заслушав доклад судьи Уланова А.Е, объяснения представителей административных истцов, в обоснование апелляционной жалобы, а также объяснения представителя административного ответчика, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Шакуров и Туришин проходили военную службу в распоряжении начальника Федерального казенного учреждения "Национальный центр управления в кризисных ситуациях", но не были уволены с военной службы в связи с необеспеченностью жилым помещением. Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N N они были зачислены в распоряжение начальника Федерального государственного учреждения казенного учреждения "Центр по проведению спасательных операций особого риска "Лидер".
Шакуров с составом семьи 4 человека 27 января 2015 года N 2 был принят на учет нуждающихся в жилом помещении с 3 декабря 2014 года. В связи с рождением ДД.ММ.ГГГГ третьего ребенка он приобрел право на внеочередное обеспечение жилым помещением, о чем протоколом от ДД.ММ.ГГГГ N в его учетные данные внесены соответствующие изменения.
Туришин с составом семьи 5 человек был принят на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения с составом семьи 5 человек с 18 мая 2009 года. В связи с рождением ДД.ММ.ГГГГ третьего ребенка он приобрел право на внеочередное обеспечение жилым помещением, о чем протоколом от ДД.ММ.ГГГГ N в его учетные данные также внесены соответствующие изменения.
Поскольку жилые помещения были распределены не им, а другим военнослужащим, без учета их права на обеспечение жилым помещением вне очереди, посчитав свои права нарушенными, Шакуров и Туришин обратились в суд с административными исковыми заявлениями, в которых просили признать незаконными действия (бездействие) и решения МЧС России, связанные с неисполнением возникших ранее обязательств по их внеочередному обеспечению жилым помещением для постоянного проживания и досрочному увольнению с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, а также повторным зачислением их в распоряжение; признать незаконным распределение Комиссией центрального аппарата МЧС России поступивших в 2015-2020 годах в центральный аппарат МЧС России на распределение жилых помещений без учета права истцов на внеочередное обеспечение жильем; признать незаконными действия начальника и территориальной комиссии ФГКУ "Центр по проведению спасательных операций особого риска "Лидер" по принятию решения, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ N о принятии истцов на жилищный учет; обязав МЧС России, отменить его, поручить Комиссии центрального аппарата МЧС России рассмотреть вопрос об обеспечении Шакурова и Туришина жилым помещением для постоянного проживания вне очереди; обязать МЧС России устранить препятствия к досрочному увольнению, отменить приказ от ДД.ММ.ГГГГ N о повторном зачислении истцов в распоряжение воинского должностного лица и зачислить их в распоряжение МЧС России; обязать МЧС России отменить приказ начальника "Национального центра управления в кризисных ситуациях" от ДД.ММ.ГГГГ N об исключении Шакурова и Туришина из списков личного состава воинской части в связи с их убытием в Центр "Лидер", обязать Комиссию центрального аппарата МЧС России разрешить вопрос о распределении поступивших в 2015-2020 годах в центральный аппарат МЧС России на распределение жилых помещений с учетом права истцов на внеочередное обеспечение жильем, обязать начальника и территориальную комиссию ФГКУ
"Центр по проведению спасательных операций особого риска "Лидер" отменить решение, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ N о постановке истцов на жилищный учет.
Суд первой инстанции в удовлетворении административного искового заявления отказал.
В апелляционной жалобе административные истцы и их представители, излагая обстоятельства дела, просят решение суда отменить и удовлетворить заявленные требования.
Полагают, что суд допустил нарушение норм процессуального права, неверно и неполно изложив требования, заявленные административными истцами и фактически изменил предмет исков.
Указывают, что в связи с этим суд неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для административного дела.
Обращают внимание на то, что таким обстоятельством является то, что обязанность обеспечить жильем истцов возникла в период, когда в МЧС России существовал единый жилищный орган - ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России". То есть обязанность по обеспечению Шакурова и Туришина жилым помещением и увольнению с военной службы лежала на центральном аппарате МЧС России.
Указывают, что в соответствии с приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N о ликвидации ФКУ "Национальный центр управления в кризисных ситуациях" его правопреемником определено МЧС России.
Обращают внимание на то, что истцы зачислены в распоряжение должностного лица, который для них не являлся прямым начальником, а МЧС России, таким образом, устранилось от имевшихся у него обязательств, а также на длительное нахождение их в распоряжении.
Полагают, что суд допустил нарушение норм материального права, в частности неправильно истолковав п. 1 ст. 13 и ст. 15 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 2019 года N 1237.
Считают, что Шакуров не мог быть переведен к новому месту военной службы без назначения на равную воинскую должность.
Утверждают, что положенные в основание решения суда выводы основаны на недоказанных обстоятельствах и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В частности, первоначально Шакуров и Турушин состояли на жилищном учете в ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России", а не в территориальной комиссии ФКУ "Национальный центр управления в кризисных ситуациях".
Обращают внимание на то, что в июне 2020 года жилищным органом центрального аппарата МЧС России были распределены жилые помещения другим военнослужащим.
Высказывают несогласие с письмом Управления стратегического планирования и организационной работы МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Вопреки утверждению в апелляционной жалобе суд не допустил нарушений норм процессуального права и правильно изложил в решении существо требований административных исковых заявлений, а дословное изложение их в судебном постановлении действующим законодательством не предусмотрено.
В соответствии с абз. 1 и 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года от 13 сентября 1999 года N 1237 (далее - Положение) для решения вопросов дальнейшего прохождения военной службы военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут быть зачислены в распоряжение, как правило, ближайшего прямого командира (начальника), имеющего право издания приказов, должностным лицом, имеющим право назначения на воинскую должность, которую замещает указанный военнослужащий.
Зачисление военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжение командира (начальника) допускается в следующих случаях и на следующие сроки, в частности, в случае освобождения от воинской должности (должности) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий - не более чем на шесть месяцев.
В соответствии с подп. "е" п. 1 ст. 15 Положения военнослужащий может быть переведен к новому месту военной службы из одной воинской части в другую (в том числе находящуюся в другой местности) в пределах Вооруженных Сил Российской Федерации (других войск, воинских формирований или органов, воинских подразделений федеральной противопожарной службы) в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Шакуров и Туришин проходили военную службу в распоряжении начальника Федерального казенного учреждения "Национальный центр управления в кризисных ситуациях", но не были уволены с военной службы, в соответствии с их желанием, в связи с необеспеченностью жилым помещением. Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N они в связи с ликвидацией Федерального казенного учреждения "Национальный центр управления в кризисных ситуациях", были зачислены в распоряжение начальника Федерального государственного учреждения казенного учреждения "Центр по проведению спасательных операций особого риска "Лидер", дислоцированного в том же населенном пункте, то есть они к новому месту военной службы не переводились.
В связи с этим требования административных истцов не подлежали удовлетворению. Суд первой инстанции пришел к верному выводу отсутствии нарушений их жилищных прав.
Возникновение права на внеочередное обеспечение жилым помещением в период прохождения административными истцами военной службы в центральном аппарате Министерства, не может свидетельствовать о том, что Центральная комиссия МЧС России должна была обеспечивать их жилым помещением в период последующего прохождения военной службы в других воинских частях (организациях).
Таким образом, действия МЧС России по зачислению Шакурова и Туришина в распоряжение, действующему законодательству не противоречат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309, ст. 310 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 28 июля 2020 года по административному исковому заявлению Шакурова Раиля Нагимовича и Туришина Александра Александровича оставить без изменения, а апелляционную жалобу административных истцов и их представителей Шевякова М.И. и Проходцева О.В. без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.