Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Тюмина С.Ю.
судей: Богдашова Д.А, Уланова А.Е, с участием помощника судьи Скакун О.В, представителя административного истца Щербаковой И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-66/2020 по апелляционной жалобе представителя административного истца на решение Тверского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" Кузьмина Сергея Евгеньевича об оспаривании действий начальника отделения (территориального, г. Тверь) Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отделение) об отказе в принятии военнослужащего и члена его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Уланова А.Е, объяснения представителя административного истца в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как усматривается из решения суда и материалов административного дела, Кузьмин С.Е, проходящий военную службу по контракту, имея общую продолжительность военной службы более 20 лет, обратился в отделение с заявлением о принятии его с супругой ФИО1 на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Решением начальника отделения от ДД.ММ.ГГГГ N Кузьмину отказано в принятии на такой учет, поскольку в мае 2019 года он и его супруга, выехав из жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", они намеренно ухудшили жилищные условия.
Посчитав, что этим нарушаются его права, Кузьмин С.Е, через своего представителя Щербакову И.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать указанное решение должностного лица незаконным, обязать отменить его и повторно рассмотреть этот вопрос.
Суд первой инстанции в удовлетворении административного искового заявления отказал.
В апелляционной жалобе представитель административного истца просит решение гарнизонного военного суда отменить и принять новое решение об удовлетворении административного иска.
В обоснование этого указывает, что Кузьмин и его супруга ФИО1 21 июня 2019 года были сняты с регистрационного учета по адресу: "адрес" на основании решения Вышневолоцкого районного суда от 8 мая 2019 года.
Указывает, что Кузьмин и его супруга выехали из указанного жилого помещения в 2014 году, не проживая в этой квартире, сохраняя лишь регистрацию по указанному адресу, поэтому прекратив семейные отношения, утратили право пользования этим жилым помещением.
Полагает, что в связи с этим установленный ст. 53 ЖК РФ срок намеренного ухудшения жилищных условий следует исчислять с этой даты, а Кузьмин был обеспечен жилой площадью менее учетной нормы.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Исходя из п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1997 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.Военнослужащие-граждане, в том числе обеспеченные в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений до поступления указанных военнослужащих-граждан на военную службу по контракту либо после заключения контракта о прохождении военной службы, признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с настоящим Федеральным законом.
При признании военнослужащих-граждан нуждающимися в жилых помещениях и предоставлении и совместно проживающим с ними членам их семей жилых помещений либо денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений учитываются положения ст. 53 и ч. 8 ст. 57 ЖК РФ.
В соответствии с п. 1 и 6 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих-граждан Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 года N 512, признание нуждающимися в жилых помещениях соответствующих категорий военнослужащих осуществляется по правилам, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Военнослужащие, которые с намерением приобретения права состоять на учете совершили действия по намеренному ухудшению жилищных условий, связанные с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, повлекшим их выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения меньшей площади, выделением доли собственниками жилых помещений, отчуждением жилых помещений или их частей, и иные действия по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), в частности: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Из материалов дела усматривается, что административный истец и его супруга, проживая и будучи зарегистрированными по адресу: "адрес", общей площадью 46, 3 кв, м, которая была им передана в долевую собственность в 1993 году, и подарена дочери ФИО2 с 28 октября 2014 года в соответствии со ст. 31 ЖК РФ они имели право пользования этим жилым помещением, как члены семмьи его собственника.
Снятие административного истца с регистрационного учета по месту жительства в соответствии с решением районного суда свидетельствует о том, что Кузьмин и его супруга до его вынесения и снятия с учета обладали правом пользования квартирой, но утратили его в связи с не проживанием, то есть совершением намеренных действий с целью принятия на жилищный учет.
Решением Думы Вышневолоцкого городского округа от 29 января 2020 года N 148 установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территории Вышневолоцкого городского округа Тверской области в размере 10 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека. Аналогичная норма была установлена решением Вышневолоцкой городской Думы от 4 апреля 2005 года N 31, в связи с чем утверждение в апелляционной жалобе о том, что административный истец был обеспечен жилой площадью менее установленной нормы является необоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Тверского гарнизонного военного суда от 12 августа 2020 года по административному исковому заявлению Кузьмина Сергея Евгеньевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу его представителя без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.