Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Тюмина С.Ю, судей: Масенина П.Е, Зинюшина Н.Н, с участием помощника судьи Безносюк М.С, административного истца и его представителя Курниковой И.М. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-10/2020 по апелляционной жалобе административного истца на решение Смоленского гарнизонного военного суда от 31 января 2020 года, которым отказано в удовлетворении административного иска бывшего военнослужащего филиала N 4 ФГКУ "1586 военный клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации (далее - филиал госпиталя) "данные изъяты" Егорова Владимира Ивановича об оспаривании действий начальника и аттестационной комиссии указанного филиала, связанных с аттестацией и представлением к увольнению с военной службы.
Заслушав доклад судьи Зинюшина Н.Н, объяснения административного истца и его представителя в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Егоров, заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, военную службу проходил в военном комиссариате Ленинского района г.Смоленска.
В связи с организационно-штатными мероприятиями (далее - ОШМ) приказом командующего войсками Московского военного округа от ДД.ММ.ГГГГ N административный истец освобожден от занимаемой воинской должности и зачислен в распоряжение этого же должностного лица с оставлением на всех видах довольствия в военном комиссариате.
В марте 2010 года Егоров зачислен в списки личного состава филиала госпиталя, в котором поставлен на все виды довольствия.
13 августа 2012 года административный истец принят на жилищный учёт по избранному месту жительства - в г. Москве.
Заключением военно-врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Егоров признан годным к военной службе.
Извещением ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 10 апреля 2019 года административному истцу распределено жилое помещение по адресу: "адрес", общей площадью 36 кв.м.
Копия извещения от 10 апреля 2019 года Егорову вручена 15 апреля 2019 года, однако, выразить согласие на распределённое жилое помещение и произвести его осмотр он отказался. Данное решение мотивировал необходимостью получения оригинала этого извещения, который получен им в отделении (территориальное, г. Смоленск) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отделение).
21 мая 2019 года административным истцом с участием представителя АО "Главное управление обустройства войск" произведён осмотр квартиры, распределённой ему по адресу: "адрес", однако, от подписания актов осмотра и приёма-передачи жилого помещения отказался ввиду наличия в ней строительных недостатков.
24 мая 2019 года Егоров выразил согласие с указанной квартирой при условии устранения её недостатков, заполнив корешок N 1 извещения от 10 апреля 2019 года. А в заявлении от той же даты и в другом заявлении от 20 июня 2019 года перечислил выявленные недостатки, которые просил устранить.
Для принятия мер по устранению недостатков в адрес ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации начальником отделения 26 июня 2019 года направлено соответствующее сообщение.
Распределенное Егорову жилое помещение после его ремонта осмотрено представителями ФКП "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации, АО "Главное управление обустройства войск" и эксплуатирующей организации и признано пригодным к заселению, о чём 8 октября 2019 года составлен акт, поступивший в отделение 22 октября того же года.
29 октября 2019 года административному истцу в филиале госпиталя вручено сообщение начальника отделения от 28 октября того же года о необходимости прибытия в отделение для получения договора социального найма распределённого ему жилого помещения.
В указанный день и 8 ноября 2019 года Егоров, осмотревший накануне распределённую квартиру, отказался в отделении от подписания и от получения договора социального найма. Данный отказ зафиксирован отделением актами от 29 октября от 8 ноября 2019 года.
11 ноября 2019 года начальником отделения принято решение об изменении административному истцу формы обеспечения жильём на предоставление субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (далее - жилищная субсидия).
В тот же день в отношении Егорова в филиале госпиталя проведена аттестационная комиссия, признавшего его подлежащим увольнению с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на ней, и данное решение утверждено начальником филиала госпиталя.
12 ноября 2019 года командованием с административным истцом проведена беседа, на которой ему доведено решение о представлении его к увольнению с военной службы по возрасту и в этот же день он представлен к увольнению по данному основанию.
Приказом командующего войсками Западного военного округа от ДД.ММ.ГГГГ N Егоров уволен с военной службы по вышеуказанному основанию, а приказом начальника филиала госпиталя от ДД.ММ.ГГГГ N исключен из списков личного состава это филиала с 29 декабря того же года.
Полагая свои права нарушенными, Егоров обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить решение аттестационной комиссии филиала госпиталя от ДД.ММ.ГГГГ, а также признать незаконными действия начальника филиала госпиталя по утверждению этого решения и по представлению его к увольнению с военной службы, обязав должностное лицо отозвать представление от ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, просил взыскать с филиала госпиталя в его пользу судебные расходы в размере 300 рублей.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об удовлетворении его административного иска.
В обоснование жалобы указывает, что поскольку в составленном на него аттестационном листе содержится положительная характеристика его по военной службе, то при таких обстоятельствах у него имелось право выбора основания для увольнения с военной службы, в частности в связи с ОШМ либо по возрасту.
Так как о заседании аттестационной комиссии он не был извещён, то при таких обстоятельствах командование лишило его права выбора основания увольнения с военной службы.
Выражает несогласие с выводом суда об отказе его от распределённого жилого помещения.
В этой связи, приводя вышеизложенные обстоятельства административного дела, отмечает, что был согласен с квартирой, распределённой по адресу: "адрес", и готов был заселиться в неё, но только после устранения имеющихся строительных недостатков, о чём в адрес начальника отделения направил заявление от 24 мая 2019 года и повторное от 8 ноября того же года, по которому ждал принятия соответствующих мер.
При этом указывает, что 15 ноября 2019 года обратился с заявлением в военную прокуратуру для принятия мер прокурорского реагирования по факту проверки реального состояния распределённого ему жилого помещения и лишения его права выбора основания увольнения с военной службы.
В заключение жалобы приводит решение Смоленского гарнизонного военного суда от 11 декабря 2014 года об удовлетворении заявления другого военнослужащего, оспорившего действия аттестационной комиссии и начальника филиала госпиталя, связанные с аттестацией и представлением к увольнению с военной службы.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта.
Согласно абз. 3 п. 1 ст. 23 Закона установлено, что в случаях, если военнослужащие, указанные в абзаце втором настоящего пункта, отказались от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, согласия таких военнослужащих на увольнение с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии не требуется.
Как указано выше, в связи с проводимыми в военном комиссариате Ленинского района г. Смоленска ОШМ Егоров освобождён от занимаемой в этом комиссариате воинской должности и с 2008 года военную службу стал проходить в распоряжении командования до обеспечения жильём.
Извещением ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 10 апреля 2019 года административному истцу по избранному им месту жительства распределено жилое помещение по адресу: "адрес", общей площадью 36 кв.м. Копия этого извещения ему вручена 15 апреля 2019 года, а 24 мая 2019 года им заполнен корешок N 1 к этому извещению о согласии с распределённым жилым помещением и готовности заселиться в него при условии устранения имеющихся в нём строительных недостатков.
После того, как выявленные недостатки были устранены, о чём в материалах дела имеется акт 8 октября 2019 года, подписанный представителями ФКП "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации, АО "Главное управление обустройства войск" и эксплуатирующей организации, и спорное жилое помещение признано пригодным к заселению, Егоров 29 октября 2019 года и повторно 8 ноября того же года отказался в отделении заключать договор социального найма, что следует из составленных отделением актов от 29 октября и от 8 ноября 2019 года.
Таким образом, поскольку распределённое Егорову жилое помещение соответствовало установленным нормам предоставления и в установленном действующим законодательством порядке не жилым не признавалось, то действия административного истца, отказавшегося от заключения договора социального найма этого жилого помещения суд первой инстанции обоснованно признал в качестве его отказа от предложенного ему жилого помещения, расположенного по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к правильному выводу, что препятствий для представления Егорова к увольнению с военной службы у командованием не имелось, поскольку его право на обеспечение жильём до увольнения с военной службы не нарушено.
В соответствии с подп. "а" п. 1 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий подлежит увольнению с военной службы по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, а в силу подп. "а" п. 2 этой статьи может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Согласно п. 11 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы (далее - Положение), утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237, при наличии у военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, нескольких оснований для увольнения с военной службы он увольняется по избранному им основанию.
Поскольку с момента освобождения от воинской должности и зачисления в распоряжение Егоров основание увольнения с военной службы не избирал и не заявил об этом, в том числе на беседе, проведённой командованием с его участием 12 ноября 2019 года, то при таких обстоятельствах довод автора жалобы о лишении его права выбора основания увольнения с военной службы является несостоятельным.
В силу п. 1 и 3 ст. 26 Положения в целях всесторонней и объективной оценки военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, определения их соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего служебного использования проводится аттестация.
Порядок организации и проведения аттестации определяется руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором проводится аттестация.
Согласно п. 6 Порядка организации и проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, утверждённого приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, заседание аттестационной комиссии воинской части проводится с участием аттестуемого военнослужащего, его непосредственного или прямого начальника при рассмотрении аттестационного листа, содержащего вывод о несоответствии военнослужащего занимаемой воинской должности, или отзыв, в котором отмечается наличие у аттестуемого военнослужащего существенных недостатков в выполнении общих, должностных или специальных обязанностей.
Правильно применив по делу вышеприведённые нормы материального права суд, вопреки доводу жалобы, пришёл к обоснованному выводу о том, что поскольку составленный на Егорова аттестационный лист содержал положительные сведения о выполнении им общих и специальных обязанностей военной службы, то необходимость участия его на заседании аттестационной комиссии, рассматривавшей вопрос об увольнении его с военной службы по возрасту, отсутствовала, а само заседание аттестационной комиссии обязательным не являлось.
Ссылка в жалобе на судебную практику Смоленского гарнизонного военного суда является несостоятельной, так как российское законодательство базируется на нормативных правовых актах и не использует судебный прецедент в качестве источника права.
Таким образом, на основании вышеизложенного суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что оспоренными действиями начальника и аттестационной комиссии филиала госпиталя по представлению Егорова к увольнению с военной службы не были нарушены его права, а поэтому обоснованно отказал ему в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309, ст. 311 КАС РФ судебная коллегия
определила:
решение Смоленского гарнизонного военного суда от 31 января 2020 года по административному иску Егорова Владимира Ивановича оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.