Дата вступления в законную силу - 14 января 2021 г.
Судья Санкт-Петербургского городского суда Русанова Ю.Н., рассмотрев 14 января 2021 года в открытом судебном заседании в помещении суда, при секретаре Попцовой М.С., административное дело по жалобе на постановление судьи Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 17 сентября 2020 года в отношении
Государственного бюджетного учреждения "Мостотрест" (далее - СПб ГБУ "Мостотрест", Учреждение), ИНН 7806215195, ОГРН 1157847455402, юридический адрес: Санкт-Петербург, Индустриальный пр, д. 42
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 17 сентября 2020 года СПб ГБУ "Мостотрест" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.
Защитник СПб ГБУ "Мостотрест" "... " П.А. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой об отмене указанного постановления районного суда.
В обосновании жалобы указал, что в соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении срок давности привлечения лица к административной ответственности исчисляется с момента обнаружения административного правонарушения. Должностным лицом и судом в качестве времени выявления административного правонарушения установлено 03 октября 2019 года, однако работы на объекте культурного наследия проводились на основании ордера Государственной административно-технической инспекции, согласованным с КГИОП 19 марта 2019 года. В ходе производства работ на объекте культурного наследия велся общий журнал работ, заполненный в соответствии с приказом Ростехнадзора от 12.01.2007 года N 7, в который сотрудником КГИОП - начальником отдела гидротехнических сооружений "... " Ю.М. 15 июля 2019 года были внесены записи о необходимости получения соответствующего разрешения на проведение работ на объекте культурного наследия.
При таких обстоятельствах, должностным лицом и судьей первой инстанции неверно определен момент начало исчисления срока давности привлечения к ответственности, в связи с чем постановление о привлечении к административной ответственности вынесено по истечению установленного законом срока.
Каких-либо негативных последствий объекту культурного наследия не причинено, вред охраняемым общественным интересам юридическим лицом при совершении административного правонарушения не нанесен.
Законный представитель СПб ГБУ "Мостотрест" надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения жалобы, в Санкт-Петербургский городской суд не явился, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы в суд не поступало, материалов дела достаточно для рассмотрения жалобы, при таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие, в присутствии защитника "... " П.А.
Защитник "... " П.А. в Санкт-Петербургском городском суде доводы жалобы поддержал в полном объеме, пояснил, что СПб ГБУ "Мостотрест" проводились работы на объекте культурного наследия, указанные работы согласовывались с КГИОП и ГАТИ, водоотводные лотки были установлены примерно в августе 2019 года, после совещания с КГИОП.
Допрошенная в судебном заседании Санкт-Петербургского городского суда в качестве свидетеля начальник отдела гидротехнических сооружений КГИОП "... " Ю.М. пояснила, что в 2018-2019 годах СПБ ГБУ "Мостотрест" проводились работы по ремонту набережной р. Фонтанки, которые были согласованы с КГИОП в установленном законом порядке. После завершения работ было выявлено, что между газоном и тротуаром скапливается вода, в связи с чем работы не были приняты ввиду их ненадлежащего выполнения. Для выявления причин застоя вод неоднократно проводились совещания, обследования, по результатам которых принято решение о проведении работ по водоотведению и шурфованию путем установки водоотводных лотков. На момент обследования объекта 15 июля 2019 года указанные работы, а именно: установка водоотводных лотков, СПб ГБУ "Мостотрест" не были проведены, в связи с чем в журнале было указано на необходимость согласования указанных работ с КГИОП. После поступления в КГИОП историко-культурной экспертизы было выявлено, что работы по водоотведению СПб ГБУ "Мостотрест" на момент проведения указанной экспертизы уже проведены, о чем экспертом было указано в разделе 13.4. Таким образом, Учреждение до проведения историко-культурной экспертизы и до согласования разрешительной документации с КГИОП уже выполнило работы по водоотведению на объекте культурного наследия, в отсутствие необходимых разрешительных документов.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав участников процесса, нахожу постановление судьи законным и обоснованным по следующим основаниям.
Административная ответственность по части 1 статьи 7.13 КоАП РФ наступает за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 данной статьи.
Согласно пункту 1 статьи 33 Закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии с пунктом 9 статьи 48 Закона N 73-ФЗ в случае, если не оформлены охранные документы, лицо, у которого возникают права владения и (или) пользования объектом культурного наследия, в любом случае обязано выполнять требования в отношении объекта культурного наследия, предусмотренные пунктами 1-3 статьи 47.3 указанного Закона.
Порядок проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия установлен статьей 45 Закона N 73-ФЗ.
В силу пункта 1 статьи 45 Закона N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда, 03 октября 2019 года в 12 часов 20 минут в связи с поступлением в КГИОП на рассмотрение, государственной историко-технической экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения "Набережные со спусками" по адресу: Санкт-Петербург, по обоим берегам р. Фонтанки, от Дворцовой набережной и набережной Кутузова до Подзорного канала и р. Большой Невы у взморья, входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения "Набережные и мосты реки Фонтанки" выявлено: что СПб ГБУ "Мостотрест" нарушило требования законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, которое выразилось в выполнении самовольных работ по устройству водоотводного лотка на участке набережной р. Фонтанки, расположенной в Центральном районе, напротив домов 52-55, правый берег, являющемся частью объекта культурного наследия федерального значения "Набережные со спусками", в отсутствие согласованной КГИОП проектной документации на проведение работ на объекте и письменного разрешения КГИОП.
Таким образом, СПб ГБУ "Мостотрест" совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ и виновность СПб ГБУ "Мостотрест" в его совершении, подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом N 126-2020 от 03.07.2020 года об административном правонарушении; актом от 26.09.2019 года по результатам государственной историко-культурной экспертизы; постановлением Правительства РФ от 10.07.2001 года N 527 "О перечне объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге"; Распоряжением КГИОП от 24.03.2017 года N 131-р об определении предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения "Набережные и мосты реки Фонтанки"; Распоряжением КГИОП от 11.12.2018 года N 07-19-585/18 об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия федерального значения "Набережные со спусками", выключенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; выпиской из ЕГРН, согласно которой объект культурного наследия, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, участок наб. реки Фонтанки "Аничков мост - мост Ломоносова", лит. А, включающий гидротехнические сооружения, находится в оперативном управлении СПб ГБУ "Мостотрест"; заданием КГИОП от 20.06.2019 года N 01-52-1057/19-0-2 на проведении работ по сохранению объекта культурного наследия; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении СПб ГБУ "Мостотрест".
Так, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.07.2001 годаN 527 "О перечне объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящиеся в Санкт-Петербурге", участок набережной реки Фонтанки по обоим берегам р. Фонтанки от наб. Кутузова до Подзорного канала и р. Большой Невы включен в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.
В частности, вина Учреждения подтверждается показаниями свидетеля - должностного лица КГИОП "... " Ю.М, допрошенной при рассмотрении дела в суде первой инстанции и при рассмотрении жалобы на постановление по делу в Санкт-Петербургском городском суде. Сообщенные в судебном заседании сведения согласуются с показаниями, данными свидетелем при рассмотрении дела в районном суде, а также с иными собранными по делу доказательствами. Свидетель предупреждена об административной ответственности по статье 17.9 КоАП РФ за дачу заведомо ложных показаний, в связи с чем не имеется основания ставить под сомнение сообщенные свидетелем сведения.
В ходе рассмотрения настоящего дела судьей Куйбышевского районного суда Санкт- Петербурга все имеющиеся в деле доказательства исследованы в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Исследованные доказательства получили надлежащую правовую оценку судом.
Протокол об административном правонарушении составлен по правилам статьи 28.2 КоАП РФ. Протокол N 126-2020 от 03.07.2020 года содержит все перечисленные в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ элементы, в том числе: дату и время составления; событие административного правонарушения; привлекаемое лицо; норму закона, нарушенную привлекаемым лицом; часть и статью вменяемого административного правонарушения и др.
При рассмотрении настоящего дела судьей районного суда не были нарушены требования статьи 1.5 КоАП РФ, каких-либо данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи, в материалах дела не имеется, принцип презумпции невиновности судьей не нарушен, неустранимых сомнений по делу не усматривается. Ходатайств, заявленных в соответствии со статьей 24.4 КоАП РФ, и не разрешенных судьей, в материалах дела не имеется.
Постановление по делу об административном правонарушении составлено в соответствии с требованиями статьи 29.10 КоАП РФ, нарушений процессуальных требований КоАП РФ в ходе производства по настоящему делу не допущено.
Вопреки доводам жалобы, порядок и срок давности привлечения к административной ответственности при вынесении постановления по делу судьей районного суда соблюден.
Доводы заявителя о том, что признаки состава и события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ были выявлены должностным лицом КГИОП ранее, а именно 15 июля 2019 года - опровергаются представленными материалами дела, а также полученными в ходе рассмотрения дела свидетельскими показаниям.
Проведение работы по сохранению указанного объекта культурного наследия ранее - в 2018-2019 годах, не является основанием для начала исчисления срока давности привлечения к административной ответственности, поскольку указанные обстоятельства не вменяются Учреждению в вину по настоящему делу.
СПб ГБУ "Мостотрест" вменено в вину проведение работ на участке набережной р. Фонтанки, расположенной в Центральном районе напротив домов 53-55, правый берег, являющемся частью объекта культурного наследия федерального значения "Набережные со спусками", расположенного по адресу: Санкт-Петербург, по обоим берегам р. Фонтанки, от Дворцовой наб. и наб. Кутузова до Подзорного канала и р. Большой Невы у взморья, входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения "Набережные и мосты реки Фонтанки" в отсутствии согласованной КГИОП проектной документации на проведении работ на объекте и письменного разрешения КГИОП в части выполнения работ по установке водоотводного лотка.
На момент осуществления контрольных мероприятий должностным лицом КГИОП "... " Ю.М. какие-либо работы в части водоотведения и шурфования (установление водоотводного лотка) на объекте культурного наследия не проводились. Указанные обстоятельства также подтверждены защитником "... " П.А. в Санкт-Петербургском городском суде, который пояснил, что установка водоотводных лотков была произведена примерно в августе 2019 года.
Факт проведения работ без надлежаще оформленной разрешительной документации был выявлен должностными лицами КГИОП при поступлении историко-культурной экспертизы 03 октября 2019 года. Так, согласно акту по результатам государственной историко-культурной экспертизы установлено (раздел 13.4), на момент проведения историко-культурной экспертизы работы по устройству водоотводного лотка были выполнены /т. 1 л.д. 35/.
В связи с выявленными признаками состава и события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ в действиях СПБ ГБУ "Мостотрест", должностным лицом КГИОП составлен протокол об административном правонарушении, который передан на рассмотрение в Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга.
При этом, согласование первичных работ на объекте 19 марта 2019 года не вменяется в вину Учреждению, поэтому не может являться основанием для освобождения от административной ответственности по настоящему делу.
С учетом того, что срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ составляет один год с момента обнаружения административного правонарушения, постановление вынесено судьей 17 сентября 2020 года, срок давности привлечения к административной ответственности СПб ГБУ "Мостотрест" соблюден.
Административное наказание СПб ГБУ "Мостотрест" назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, характере совершенного правонарушения, и является справедливым.
Само по себе отсутствие негативных последствий, не может являться основанием для освобождения лица от административной ответственности, прекращением производства по делу в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, поскольку в соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Вместе с тем, исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, совершенного Учреждением, оснований для признания его малозначительным и освобождения Общества от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ, в том числе с учетом приведенных в жалобе доводов, не имеется. Доказательств, свидетельствующих об отсутствии существенного нарушения охраняемых общественных отношений, в материалах дела нет и заявителем не представлено.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления судьи районного суда, по делу не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, РЕШИЛ:
Постановление судьи Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 17 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, в отношении СПб ГБУ "Мостотрест" - оставить без изменения, жалобу защитника Учреждения "... " П.А. - без удовлетворения.
Судья
Ю.Н. Русанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.