Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Витушкиной Е.А, при секретаре Яцкевич Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу о ликвидации Православной местной религиозной организации "Братство дома Трудолюбия во имя святого праведного Иоанна Кронштадского при Феодоровском Государевом Соборе в Царском Селе", УСТАНОВИЛ:
Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу обратилось в Санкт-Петербургский городской суд с административным иском, в котором просит ликвидировать Православную местную религиозную организацию "Братство дома Трудолюбия во имя святого праведного Иоанна Кронштадского при Феодоровском Государевом Соборе в Царском Селе" (далее - Организация) и исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц. В обоснование требований административный истец ссылается на то, что Организацией допущены грубые и неоднократные нарушения действующего законодательства.
Представитель административного истца Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу (далее - Главное управление), в судебное заседание явилась, просила удовлетворить требования административного искового заявления.
Административный ответчик своего представителя в судебное заседание не направил, извещён надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, где не обеспечил получение судебного извещения, также извещен в соответствии с требованиями статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (л.д.94, 95, 100, 101), возражений по существу заявленных требований не представил.
Представитель заинтересованного лица Религиозной организации "Санкт-Петербургской епархии русской православной церкви (Московский патриархат)" в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен (л.д.69), представил отзыв на административное исковое заявлении, в котором указал об отсутствие возражений против заявленных требований административного искового заявления.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд полагает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.
Православная местная религиозная организация "Братство дома Трудолюбия во имя святого праведного Иоанна Кронштадского при Феодоровском Государевом Соборе в Царском Селе" зарегистрирована "дата" года Управлением Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу, основной государственный регистрационный номер N.., ведомственный регистрационный номер N.., согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) Организация находится по адресу: "адрес" (л.д.9).
В соответствии с пунктом 1 Устава Организация входит в структуру централизованной религиозной организации Санкт-Петербургской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), которая 29 октября 2019 года обратилась в Главное управление с просьбой рассмотреть возможность направления в суд административного искового заявления о признании Организации прекратившей деятельность и исключении сведений о ней из ЕГРЮЛ, поскольку участники Организации прекратили принимать участие в ее деятельности, Организация не подает отчетность в налоговые органы, не имеет банковских счетов, движимого или недвижимого имущества (л.д.26-27).
В соответствии с часть 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В силу пункту 3 части 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных и религиозных организаций (объединений).
Особенности правового положения, создания, реорганизации и ликвидации религиозных объединений регулируется Федеральным законом от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ).
Порядок и основания ликвидации религиозной организации предусмотрены статьей 14 Федерального закона N 125-ФЗ, согласно которой религиозная организация может быть ликвидирована по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, данного федерального закона и иных федеральных законов; правом на обращение в суд с таким требованием обладают, в том числе, федеральный орган государственной регистрации и его территориальные органы (абзац 3 пункта 1, пункт 3).
На основании пунктов 69, 77 Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста Росси и от 03.30.2014 года N 25, уполномоченным органом, осуществляющим контроль за соблюдением религиозными организациями своих уставов относительно целей и порядка их деятельности, и, соответственно, наделенным правом обращения в суд с заявлением о ликвидации местной религиозной организации, зарегистрированной в Санкт-Петербурге, является Главное управление.
В соответствии с пунктом 9 статьи 8 Федерального закона N 125-ФЗ религиозная организация обязана информировать орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации религиозной организации, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений, в том числе сведений об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица, содержащихся в ЕГРЮЛ.
Вместе с тем, в ходе текущего контроля за деятельностью некоммерческих организаций Главным управлением на основании акта об отсутствии Организации по адресу регистрации, составленному 15 октября 2019 года Управлением Пенсионного фонда России в Пушкинском районе Санкт-Петербурга, установлено, что в нарушение указанных положений Организацией не представлена информация об изменении сведений об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица (л.д.43)
По указанному факту на основании пункта 4 статьи 25 Федерального закона N 125-ФЗ Главным управлением в адрес Организации вынесено предупреждение от "дата" года N N... с требованием устранить нарушение в срок до 24 января 2020 (включительно) (л.д.44-45), которое направлено в адрес в адрес Организации, указанный в ЕГРЮЛ, и не получено адресатом (л.д.46).
17.08.2020 года Главный управлением в адрес Организации вынесено повторное предупреждение N N... с требованием устранить это нарушение в срок до 01 октября 2020 (включительно) (л.д.47-48), которое направлено в адрес Организации, указанный в ЕГРЮЛ, откуда оно возвращено почтовой службой с отметкой "неудачная попытка вручения" (л.д.49-54), В соответствии с пунктом 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" с учетом положения п. 2 ст. 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное юридическому лицу, направляется по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим юридическим лицом. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
С учетом приведенных норм права и их разъяснений вышеуказанные предупреждения, направленные административным истцом, считаются доставленными Организации.
Как следует из представленной в суд административным истцом актуальной выписки из ЕГРЮЛ, вышеуказанное нарушение законодательства административным ответчиком до настоящего времени не устранено, доказательств обжалования названных предупреждений административным ответчиком суду не представлено.
Суд соглашается с позицией административного истца, что указанное нарушение являются грубым, в связи с чем принимает во внимание следующие обстоятельства.
Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами", к грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом; например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами (пункт 26); неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства (пункт 27).
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона N125-ФЗ религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией и должен отвечать требованиям гражданского законодательства Российской Федерации.
В связи с тем, что информация об адресе Организации содержится в ее Уставе (пункт 1.8), то для устранения выявленного нарушения Организации необходимо представить в Главное управление документы, установленные действующим законодательством для внесения изменений в свой Устав, В разделе IV Устава Организации установлено, что органом управления Организации является Общее собирание Братства, в чьи полномочия входит принятие Устав Организации с изменениями и дополнениями, Общее собрание Братства правомочно при участии в нем не менее половины членов Общее собрание Братства созывается Председателем Братства (л.д.33-35).
Принимая во внимание информацию Религиозной организации "Санкт-Петербургской епархии русской православной церкви (Московский патриархат)" о фактическом прекращении деятельности Организации, отсутствии действующих членов Общего собрания Братства, а также сведения о смерти лица, занимающего должность Председателя Братства 04 марта 2019 года (л.д.24, 99) следует признать, что указанное нарушение не может быть устранено законным способом, поскольку при таких обстоятельствах невозможно в установленном учредительными документами порядке принять решение о внесении изменений в Устав и в содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения об Организации.
Следует также учитывать, что Организация после вынесения предупреждения от "дата" года N N... с требованием об устранении нарушении пункта 9 статьи 8 Федерального закона N 125-ФЗ, вновь нарушила эти же требования, что послужило основанием для вынесения в ее адрес предупреждения от "дата" года N N.., что свидетельствует о неоднократном нарушении Организацией закона.
На основании изложенного, административное исковое заявление уполномоченного федерального органа государственной регистрации о ликвидации Организации и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175, 177, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу о ликвидации Православной местной религиозной организации "Братство дома Трудолюбия во имя святого праведного Иоанна Кронштадского при Феодоровском Государевом Соборе в Царском Селе" - удовлетворить.
Ликвидировать Православную местную религиозную организацию "Братство дома Трудолюбия во имя святого праведного Иоанна Кронштадского при Феодоровском Государевом Соборе в Царском Селе" (основной государственный регистрационный номер N.., ведомственный регистрационный номер N...), исключить о ней сведения из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Санкт-Петербургский городской суд.
Судья Е.А.Витушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.